Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения во второй младшей группе детского сада.
картотека (младшая группа)

Прохорова Наталья Павловна

Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений помогает предупредить появление заикания, нормализует темп речи, растормаживает собственную речевую активность ребёнка.

Дыхательная гимнастика служит для постановки правильного речевого и физиологического (нижнедиафрагмального дыхания). Систематическое выполнение дыхательной гимнастики помогает увеличить жизненный объём лёгких, служит профилактикой простудных заболеваний (носовой вдох позволяет холодному воздуху прогреться в полости носа), является действенным  средством в лечении заикания.

Массаж и самомассаж (пальцев, кистей, лица, ушных раковин и т.п.) помогает нормализовать мышечный тонус, снять мышечное напряжение.

Артикуляционная гимнастика помогает развить подвижность органов артикуляционного аппарата и сформировать правильный уклад для произношения «трудных» звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_art._gimnastiki_2_ml._gr.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС № 1                                              2 мл. группа 

                                           

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

Этот пальчик-дедушка,              - пальцы выпрямлены.

Этот пальчик-бабушка,              - сгибать пальцы по одному, 

Этот пальчик-папа,                       начиная с большого.

Этот пальчик-мама,

Этот пальчик-я,

Вот и вся моя семья!                   - выпрямить пальцы.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

  «Холодно»

Потереть ладони друг о друга, затем приложить к щекам- «тёплые ладошки».                                       3-4 раза.

КОМПЛЕКС № 2                                                              2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Капуста»

Мы капусту режем, режем.       – ребром ладони одной руки ударять

                                                                по другой.

Мы капусту мнём, мнём.           – потереть кулачками друг о друга.

Мы капусту солим, солим.        – крошащие движения всеми  

                                                                пальчиками.

Мы капусту жмём, жмём.          – с силой сжимать и разжимать

                                                                 кулаки.

МАССАЖ  РУК

Посолили капусту, теперь  «МОЕМ РУКИ»- растирание ладоней и пальцев.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Капельки»

Руки вымыли, на пальчиках остались капельки воды, сдуваем:

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Цветок»

На ладонь положили цветок, нюхаем:

вдох носом, выдох ртом, на выдохе сказать:-«Ах!»   (3-4 раза)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Сказка о язычке»

Жил да был весёлый язычок. Где жил?(во рту). Был он большой чистюля. Решил навести в домике порядок. Вымыл двери(облизать верхнюю и нижнюю губу), почистил зубы, помыл потолок(коснуться языком нёба 3-4 раза), потом-стены(провести языком по внутренней поверхности щёк), затем помыл пол(кончик языка опустить вниз, провести по нижним зубам и дёснам) и лёг отдыхать(язык спокойно лежит в полости рта).

вдох носом(рот закрыт),

 слегка вытянуть губы- выдох ртом(«ветерок дует на пальчики»).

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

«Сказка о язычке»

Жил язычок в своём домике-ротике. Надоело ему дома, открыл он двери-губы(«Улыбка») и вышел на крылечко(«Блинчик»-широкий, расслабленный язык удержать на нижней губе). Увидел язычок на полянке слона и захотел такой же хобот сделать(«Хобот»-вытянуть вперёд сомкнутые губы). Тут лягушка прискакала-улыбнулась во весь рот («Улыбка»).                                              (чередовать 3-5 раз)

Увидел язычок качели и стал качаться(«Качели»-рот открыт, кончиком языка касаться попеременно верхней и нижней губы, стараясь не закрывать рот).

КОМПЛЕКС № 3                                                                   2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

Сидит белка на тележке.              - хлопки ладонями, удары кулачка-

Продаёт она орешки.                       ми друг о друга попеременно.

Лисичке-сестричке,                       - загибать по одному пальчику,

Воробью, синичке,                          начиная с большого.

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                               - ритмичные хлопки ладонями, уда-

Кому в зобок,                                    ры кулачками.

Кому в лапочку.

МАССАЖ РУК

«Орешек»

Катание в ладонях округлых предметов (мячиков, грецких орехов, косточек и т. п.)

КОМПЛЕКС № 4                                                             2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Осень»

Ветер по лесу летал,                      - плавные, волнообразные движе-

Ветер листики считал:                     ния ладонями.

Вот дубовый, вот кленовый,      - загибать по одному пальчику

Вот рябиновый резной,                   на обеих руках, начиная с

Вот с берёзки золотой,                    большого.

Вот последний лист с осинки   

Ветер бросил на тропинку.          – спокойно укладывают ладони

                                                                   на стол.

МАССАЖ  РУК

Листья падают в саду,       - пальцы рук полусогнуты, напряжены.

Я их граблями сгребу.          Подушечками пальцев «грести листья»

                                                       по поверхности стола.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Хомячок»

Вдох носом, надуть щёки.

Выдох ртом, втянуть щёки.                                    (повторить 5-7 раз)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Язычок-чистюля»

Был язычок большой чистюля. Решил навести в домике порядок. Вымыл двери(облизать верхнюю и нижнюю губу), почистил зубы, помыл потолок(коснуться языком нёба 3-4 раза), потом-стены(провести языком по внутренней поверхности щёк), затем помыл пол(кончик языка опустить вниз, провести по нижним зубам и дёснам), а потом сам начал умываться: погладить язык сомкнутыми губами.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Осенние листья»

Вдох носом, выдох ртом, направляя воздушную струю на бумажный листок так, чтобы он отклонялся назад.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Массаж языка»

Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами,

А потом похлопаем бережно губами,

И в конце погладим ласково губами.

КОМПЛЕКС № 5                                                         2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Замок»

На двери висит замок.        –соединить пальцы обеих рук в «замок»

Кто его открыть бы смог?  -пальцы сцеплены, потянуть руки в разные

                                                        стороны.

Постучали,                           -не расцепляя пальцев, постучать ладонями

                                                        друг о друга.

Покрутили,                           -движения сцепленными пальцами от себя-

                                                        к себе.

Потянули…                          -пальцы сцеплены, потянуть руки в разные

                                                        стороны.

И открыли!                           -расцепить пальцы.

МАССАЖ  РУК

«Замок»

Сцепить пальцы в «замок». Пальцы выпрямить. Движения вверх-вниз, не расцепляя пальцев - массаж боковых поверхностей пальчиков.

КОМПЛЕКС № 6                                                       2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

Раз, два, три, четыре, пять!            - сгибать и разгибать пальчики

Вышли пальчики гулять!               - 4 раза хлопнуть в ладоши

Этот пальчик – в лес пошёл,          - сгибать пальчики по одному,

Этот пальчик – гриб нашёл,             начиная с мизинца.

Этот пальчик – чистить стал,

Этот пальчик – резать стал,

Этот пальчик – всё съел,

 Оттого и потолстел!

МАССАЖ  РУК

«Перетяжки»

Сцепить руки четырьмя прижатыми друг к другу пальцами. Перетягивать руки в свою сторону.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Колыбельная»

Лечь на спину. На живот положить игрушку. Вдох носом – надуть живот, выдох- втянуть. Ритмично выполнять вдох и выдох, выпячивая и втягивая живот – «укачиваем игрушку» в течение 3-4 минут.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Мы надуем обе щёчки -

Это хомячок.

А теперь их обе сдуем -

Это барсучок.

Со слонёнком пьём водицу:

                              у-у-у,

на лошадке быстро мчимся:

          цок-цок-цок.

КОМПЛЕКС № 7                                                           2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

Раз, два, три, четыре, пять!    - по очереди сгибаем пальцы на правой

Будем пальчики считать!         руке.

Крепкие, дружные.                  - ритмично сжимаем и разжимаем

Все такие нужные.                     кулачки

На другой руке опять:             - загибаем поочерёдно пальчики на

Раз, два, три, четыре, пять!       левой руке

Пальчики быстрые,                  - машем пальчиками обеих рук.

Хотя не очень… чистые!

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

«Щелчки пальцами»

Ноготь указательного пальца прижать к подушечке большого. Резким движением расправить указательный палец – щёлкнуть. То же – остальными пальцами. Пальцы напряженные, движения резкие.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Колыбельная»

Лечь на спину. На живот положить игрушку. Вдох носом – надуть живот, выдох- втянуть. Ритмично выполнять вдох и выдох, выпячивая и втягивая живот – «укачиваем игрушку» в течение 3-4 минут.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Лопатка» - рот открыт, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу и удержать.

«Горка» - кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнимается.

«Часики» - кончик языка попеременно прикасается к уголкам рта.

«Качели» - рот открыт. Кончик языка прикасается попеременно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

КОМПЛЕКС № 8                                                           2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Два медведя»

Сидели два медведя           - показываем ручками, как мешал муку и

На тоненьком суку.              как упали, затем показываем на нос,

Один мешал сметану,           рот и так далее по тексту.

Другой месил муку.

Раз куку, два куку,

Оба шлёпнулись в муку!

Нос в муке, рот в муке,

Ухо в кислом молоке!

МАССАЖ  РУК

«Перетяжки»

Сцепить руки четырьмя прижатыми друг к другу пальцами. Перетягивать руки в свою сторону.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Шарик»

Упражнение выполняется стоя. Положить руку на живот. Сделать вдох носом, надуть живот, как шарик. Выдох ртом – живот втянуть. Выдох плавный , длительный.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Кошка лакает молоко» - имитация лакательных движений (широким языком облизывать верхнюю губу движениями вперёд-назад).

«Вкусное варенье» - широким языком облизывать верхнюю губу движениями вперёд-назад. Язык в форме «чашечки».

«Качели» - рот открыт. Кончиком языка прикасаться попеременно к верхней и нижней губе. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Хомячок»

Вдох носом – надуть щёки. Хлопнуть по щекам – выдох. Выдох длительный, плавный.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Окошко» - широко открыть рот и удержать позу, рот закрыть.

«Лопатка» - широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу и удержать неподвижно («язычок загорает на солнышке»).

«Иголочка» - сильно вытягивать кончик языка вперёд, язык становится узким и напряжённым, позу удержать.

«Качели» - рот открыт. Кончик языка прикасается попеременно к верхней и нижней губе, нижняя челюсть остаётся неподвижной, рот не закрывать!

КОМПЛЕКС № 9                                                                      2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Рога»

Повстречались два котёнка,         - ладони соединены перед грудью,

Повстречались два щенка,              пальцы соединены попарно. На

Повстречались два козлёнка,          каждую строку «здороваются»

Повстречались два ягнёнка,            мизинцы 3-4 раза, затем осталь-

Повстречались два быка.                         ные пальцы по очереди.

Смотри, какие рога!                      - приставить указательные пальцы

                                                                     ко лбу и шутливо пободаться.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

Бодание кулачками: пальцы сжаты в кулаки, локти в стороны. С силой давить кулачками друг о друга, «бодаться».

КОМПЛЕКС №10                                                          2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Сова»

Совушка – сова, большая голова,   - сомкнуть большой и указатель-

На дереве сидит, во все стороны       ный пальцы, поднести к глазам.

                                            глядит.

День настал – спит сова.                  – соединить остальные пальцы -

Ночь пришла – сова проснулась,       прикрыть глаза.

По сторонам поглядела                       - «открыть» глаза, посмотреть

И полетела.                                        – скрестить кисти рук и махать.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

Раскатывание в ладонях шестигранных карандашей.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Снежинки»

На ладонь положить кусочек ватки. Вдох носом, выдох на сложенные тру-

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Снежинки»

На ладонь положить кусочек ватки. Дуть на вату, чтобы она плавно слетела с ладони.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Массаж языка»

Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами,

А потом похлопаем бережно губами,

И в конце погладим ласково губами.

КОМПЛЕКС № 11                                                               2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Котятки»

Все котятки мыли лапки:             - изображаем мытьё рук.

Вот так! Вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:        - имитируем все указанные в стихот-

Вот так! Вот так!                              ворении движения.

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко, сладко засыпали:

Вот так! Вот так!

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

«Кошечка»

Поглаживающими движениями ладонью одной руки гладить тыльную сторону ладони другой руки от кончиков пальцев до локтя.

бочкой губы, сдувая ватку с ладони.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Массаж языка – поглаживать язык губами, затем зубами.

«Горка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Толкать языком передние зубы, спинка языка при этом поднимается.

«Кошка сердится» - то же, что «горка», но язык попеременно поднимается и опускается, стараясь не отрывать кончик языка от зубов.

«Забор» - губы в улыбке, открыты. Зубы сближены, подуть на зубы – слышится звук « с-с-с» (следить, чтобы язык не высовывался между зубами).

КОМПЛЕКС  № 12                                                        2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Сороконожка»

Две сороконожки                   - руки скрещены. Пальцы каждой руки

Бежали по дорожке.                 «бегут» по предплечью, затем по плечу

Всё бежали и бежали,              другой руки и обратно.

И дуг дружку догоняли.

МАССАЖ

«Слоники»

Растирание и разминание ушных раковин.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Свечка»

Вдох носом, выдох ртом – дуть на листок бумаги или на пламя свечи, чтобы пламя (листок) отклонялось, но не гасло. Выдох длительный, плавный.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Песенка водички»

Вдох носом, выдох ртом. На выдохе тянуть «с-с-с-с» - «бежит вода», затем отрывисто: «с,с,с,с» - «капает».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Хобот» - сильно вытягивать вперёд сомкнутые губы.

«Лягушка»- растянуть губы в «улыбке» как можно шире, удержать.

Чередовать «Лягушку» и «Хобот»  3-5 раз.

«Трубочка» - рот открыт. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Загнуть вверх боковые края языка так, чтобы получилась форма «трубочки», удержать.

«Лошадка» - цоканье языком. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Чередовать «Лягушку» и «Хобот»  3-5 раз, пропевая «И-У-И-У».

«Кошка лакает молоко» - рот открыт. Имитировать языком лакательные движения. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок» - присасывать и отрывать язык от нёба, чтобы слышался щелчок.

«Лошадка» - цоканье языком. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Барабан» - быстро стучать языком в сомкнутые зубы, произнося «да-да-да-да-да».

КОМПЛЕКС №13                                                          2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Пирожки»

Падал снег на порог.        дети медленно опускают ладони на стол.

Кот слепил себе пирог.    Прижимая ладонь к ладони, показывают, как

А пока лепил и пёк,          лепят пирожок.       

Ручейком пирог утёк.       Бегут пальчиками обеих рук по столу

Пирожки себе пеки           опять показывают, как лепят пирог.

Не из снега – из муки.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

«Месим тесто»

С силой сжимать и разжимать пальчики, затем потереть ладони друг о друга.

КОМПЛЕКС №14                                                          2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Апельсин»

Мы делили апельсин.      – покрутить сжатым кулаком.

Много нас,                        - растопырить пальцы.

А он один.                        – выпрямить указательный палец, остальные

                                                     сжаты.

Эта долька – для ежа,     - выпрямлять поочерёдно пальцы, начиная

Эта долька – для чижа,     с мизинца.

Эта долька – для утят,    

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура!     - ладонь повернуть тыльной стороной вверх,

                                                     погладить.

Он сердит на нас – беда.  – ладони соприкасаются, кончики пальцев –

                                                       пасть.

Разбегайтесь, кто куда!    - пальчики «бегут» по столу.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Остудить пирожок»

Вдох носом, выдох через сложенные трубочкой губы на ладонь – «остужаем пирожок». Следить, чтобы при выдохе не раздувались щёки.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Уточняем произношение звука [С]:

- губы открыты, «улыбаются»,

- зубы закрыты, «заборчиком»,

- кончик языка за нижними зубами, (не высовывать между зубов!)

Са – са – са, са – са – са – укуСила  в  ноС  оСа.

Со – со – со, со – со – со – Стал  мой  ноС,  как  колеСо.

Сы – сы – сы, сы – сы – сы – не  боюСь  я  Злой  оСы.

Су – су – су, су – су – су – я  оСу  в  руке  неСу.

МАССАЖ  РУК

Раскатывание в ладонях шестигранных карандашей.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Сердитый ёжик»

Быстрый, резкий вдох носом, выпячивая живот; выдох на вытянутые трубочкой губы, произнося звук [ф-ф-ф]. Упражнение выполняется с постепенным ускорением темпа, 10 – 12 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Часики» - кончик языка попеременно прикасается к уголкам рта.

«Ступеньки» - рот открыт. Широким языком обнять верхнюю губу, затем верхние зубы, затем прижать язык к дёснам за верхними зубами.

«Маляр» - кончиком языка касаться нёба движениями вперёд – назад. («Маляр красит потолок и поёт песенку «Ля-ля-ля, ля-ля-ля»).

КОМПЛЕКС №15                                                          2 мл.  группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

Летела муха около уха – «ж-ж-ж».  – указательным пальцем крутить

                                                                          около уха.

Летели осы около носа – «с-с-с».    - крутить около носа.

Летел комар и сел на лоб…             - палец на лоб.

А мы его – хлоп!                               - ладонью другой руки.

 Поймали!                                          - рука в кулак

Звенит? «з-з-з»                                  - поднести кулак к уху

Отпустим?                                         - раскрыть ладонь и подуть на неё.

Улетел комар – «з-з-з».                    – голос постепенно затихает.

МАССАЖ ушных раковин «Слоники»

Пощипывание мочек ушей и всей поверхности.  Потянуть уши вниз, вверх, в стороны. Растирание ушей. 

         

КОМПЛЕКС № 16                                                         2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Дождик»

Дождик капнул на ладошку –        - указательным пальцем одной

                              «т-д, т-д, т-д»,      руки стучать в ладонь другой.

На цветок – «т-д, т-д, т-д»             - левая рука в щепоть.

И на дорожку – «т-д, т-д, т-д».      – ладонь тыльной стороной вверх

Застучал по крыше он –                 - сделать «крышу» левой рукой

           «т-д, т-д, т-д, т-д, т-д»

И раздался частый звон –              - пальцами обеих рук барабанить

      «д-д-д-д-д-д-д-д»…                    по коленям или по столу.

                                         Звуки «т-д» произносятся во всё более быстром темпе от строчки к строчке.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Хобот» - сильно вытягивать вперёд сомкнутые губы.

«Лягушка»- растянуть губы в «улыбке» как можно шире, удержать.

Чередовать «Лягушку» и «Хобот»  3-5 раз.

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу движением спереди назад. Следить за неподвижностью нижней челюсти!

«Индюк» - то же, что «Вкусное варенье», но в быстром темпе, проговаривая «ба-ба-ба», слышится «ла-ла-ла».

«Моторчик» - зубы открыты, губы в «улыбке». Стучать языком в верхние зубы, произнося [д-д-д-д] или [дж-дж-дж-дж] (можно сочетать с движением рук, крутя ладонями перед собой).

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ+ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Не дрожать!»

Сделать вдох через нос и сложить ладони на уровне глаз. Затем, выдыхая через рот, чуть опустить правую руку вниз. Одновременно сгибать пальцы левой руки, охватывая ими кончики пальцев правой руки. Потом, делая вдох через нос, разогнуть пальцы левой руки, одновременно поднимая чуть вверх правую руку и охватывая её пальцами кончики пальцев левой руки. Упражнение повторить 7 – 8 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Язычок-чистюля»

Был язычок большой чистюля. Решил навести в домике порядок. Вымыл двери (облизать верхнюю и нижнюю губу), почистил зубы, помыл потолок (коснуться языком нёба 3-4 раза), потом –стены (провести языком по внутренней поверхности щёк), затем помыл пол (кончик языка опустить вниз, провести по нижним зубам и дёснам), а потом сам начал умываться: погладить язык сомкнутыми губами.

КОМПЛЕКС № 17                                                          2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Рыбы»

Жил да был один налим,     - ладони сложены. Плавные движения ,  

                                                          имитирующие движения плавников.

Два ерша дружили с ним.   – ладони раздвинуты. Движения двумя

                                                          ладонями порознь.

Прилетали к ним три утки  - руки сложены накрест, взмахи ладонями.

По четыре раза в сутки

И учили их считать:            - сжимать и разжимать кулаки.

Раз, два, три, четыре, пять! – загибать пальчики, начиная с большого.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

«Гуси»

Большим и указательным пальцами одной руки пощипывать и тянуть подушечки пальцев другой руки – «гуси щипаются».

КОМПЛЕКС № 18                                                          2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Варежка»

Маша варежку надела:                - пальцы сжаты в кулак.

- «Ой, куда я пальчик дела?»

Нету пальчика, пропал,               - все пальцы разжать, кроме

В свой домишко не попал.»          большого.

Маша варежку сняла:                  - разогнуть большой палец

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!                  - большим пальцем прикасаться поо-

Как живёшь?»                                черёдно к подушечкам остальных

                                                                   пальцев.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

«Гребешок»

Пальцы сплетены в «замок». Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладоней левой руки, прогибая её так,

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

Нижнедиафрагмальное дыхание «Шарик»:

Вдох носом – надуть, выпятить живот,

Выдох ртом на вытянутые трубочкой губы – живот сдувается – [ф-ф-ф].

Рука на животе для контроля дыхания.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу движением спереди назад. Следить за неподвижностью нижней челюсти!

«Индюк» - то же, что «Вкусное варенье», но в быстром темпе, проговаривая «ба-ба-ба», слышится «ла-ла-ла».

«Чашечка» - рот открыт. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Загнуть вверх кончик и боковые края языка, придав ему форму «Чашечки». Удержать под счёт до 5-ти.

«Ловим язычок» - рот широко открыт, произносим звук «А», зажимая кончик языка зубами. При этом отчётливо слышится звук «Л-Л-Л».

Повторить 5-6 раз.

что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень. Затем наоборот.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Снежинки»

На ладонь положить кусочек ватки. Дуть на вату, чтобы она плавно слетела с ладони.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Лопаточка» - рот открыт. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу и удержать.

«Иголочка» - вытянуть узкий, напряжённый язык вперёд. Удержать.

Чередовать «Лопаточку» и «Иголочку» 5-7 раз.

«Качели» - рот открыт. Кончиком языка прикасаться попеременно к верхней и нижней губе. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

КОМПЛЕКС № 19                                                          2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

Мышка мыла мылом лапку,       - одной рукой «мыть» другую

Каждый пальчик по порядку.     – указательным пальцем дотронуться

                                                                   до каждого пальца другой руки.

Вот намылила большой,             - всеми пальцами сначала правой,

Сполоснув потом водой.               затем левой руки «намыливать»

Не забыла и Указку,                      соответствующий палец, о котором

Смыв с него и грязь, и краску.     говорится в тексте.

Средний мылила усердно

(очень грязный был, наверно).

Безымянный мыла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла:

Очень он боялся мыла!

КОМПЛЕКС № 20                                                         2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Угощение гномов»

Стали гномы гостей               - указательным пальцем правой руки на-

                приглашать.              давливать на подушечки пальцев левой. 

Стали гномы гостей              - наоборот

                угощать.

Каждому гостю досталось    - «намазывать варенье» на кончик

                 варенье.                    каждого пальца.

Пальчики склеило                  - прижимать друг к другу подушечки

                то угощенье.             пальцев.

Плотно прижалась                 - прижать ладони одну к другой.

           ладошка к ладошке.

Гости не могут                       - плечи приподнять, руки слегка развести

              взять даже ложки!     в стороны – «удивиться».

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Колыбельная»

Лечь на спину. На живот положить игрушку. Вдох носом – надуть живот, выдох- втянуть. Ритмично выполнять вдох и выдох, выпячивая и втягивая живот – «укачиваем игрушку» в течение 3-4 минут.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Язычок делает покупки»

Язычок хотел купить часы, чтобы не опаздывать. Он купил часы с маятни-ком, который качался из стороны в сторону (упражнение «Часики»).

У часов были две длинные, острые стрелки (сделать язык длинным и ост-

рым), и цифры (круговые движения языком по губам). Ещё Язычок купил глубокую тарелку и розовую чашку (рот открыт, широкий язык в форме «чашечки» поднимается к верхним зубам). Язычок купил сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил (Сделать язык широким и плоским, как блин, положить его на нижнюю губу, рот открыт, губы не напряжены – упражнение «Блинчик»).

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

«Моем руки» - имитация мытья рук.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Сдуваем капельки»

Руки вымыли, на пальчиках остались капельки воды, сдуваем:

вдох носом(рот закрыт),

 слегка вытянуть губы- выдох ртом(«ветерок дует на пальчики»).

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Блинчик» - рот открыт. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу и удержать.

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу движением спереди назад. Следить за неподвижностью нижней челюсти!

«Трубочка» - рот открыт. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Загнуть вверх боковые края языка так, чтобы получилась форма «трубочки», удержать.

КОМПЛЕКС № 21                                                         2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Птичка»

Птичка крылышки сложила,  - выпрямленные пальцы сцепить в замок

Птичка пёрышки помыла.      – тереть боковые поверхности пальцев

                                                              друг о друга.

Птичка клювом повела,          - выпрямленные, соединённые мизинцы

Птичка зёрнышки нашла.         изображают клюв, остальные прижаты

Птичка зёрнышки поела,       - соединённые мизинцы стучат по столу. 

Птичка песенку запела.          – соединять и разъединять мизинцы.

Птичка крылышки раскрыла, - кисти скрещены, шевелятся. Пальцы

Полетела, полетела!                  выпрямлены.

МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ

«Чистим пёрышки»

Тереть друг о друга боковые поверхности выпрямленных пальцев – «птички чистят пёрышки».

КОМПЛЕКС № 22                                                          2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Классическая»

Раз цветочек,                      - пальцы рук полусогнуты, крутить кистью

                                                       правой руки, изображая цветочек.

Два цветочек.                     – то же самое кистью левой руки.

Ёжики, ёжики.                    – кистями рук поочерёдно изображаем ежей

Наковальня, молоточек.    – поочерёдно кулаками стучать друг об

                                                        дружку.

Ножницы, ножницы.          – выпрямленные руки движутся вверх –

                                                        вниз, изображая движение ножниц.

МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ

«Сердитый ёжик»

Пальцы сплетены в «замок». Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладоней левой руки, прогибая её так,

что пальцы левой руки встают, как иголки у ежа. Затем наоборот.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Аист»

Стоя прямо, поднять руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынести вперёд. Зафиксировать положение на несколько секунд. Держать равновесие. На выдохе опустить руки и ногу, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторить 6 – 7 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Язычок делает ремонт»

Прежде всего Язычок проветривал свой дом, открывая сначала первую дверь – губы, затем вторую дверь – зубы, после чего протирал их (соответствующие движения языком с наружной и внутренней стороны). Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – нёбо (широко открыв рот, двигать языком 5 – 10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу – упражнение «Маляр»). 

Затем Язычок приступал к оклейке стен – щёк обоями (движения языка сверху вниз по внутренней поверхности щёк.)  После ремонта Язычок мыл пол (движения кончиком языка возле нижних зубов из стороны в сторону)

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Сердитый ёжик»

Стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ёжик во время опасности сворачивается в клубок. Наклониться как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ёжиком, затем «ф-р-р» (3-5 раз), - а это уже довольный ёж.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Проговаривание звука «Ш»:

- губы округлены, «бублик»,

- язык в форме «Чашечки» занести за верхние зубы,

- зубы сближены,

- сильно дуть на кончик языка – слышится звук «Ш-Ш-Ш».

КОМПЛЕКС № 23                                                           2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Два мышонка»

Два мышонка                       - руки перед грудью, поджаты

У окошка                              - руки поднять над головой, соединить

                                                         кончики пальцев.

Поджидали как-то кошку.  – упереться подбородком в руки

В лапках камешки               - руки сжать в кулаки

И шишки.                             – потереть кулаки друг о друга

В кошку кинули                  - с силой выпрямить руки, поочерёдно

Их мышки.                             «бросить камни»

- Будешь, злая кошка, знать  - погрозить пальцем

Малышей как обижать!     - снова «мышиные лапки»

Пи – пи – пи!

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

Раскатывание грецких орехов, камешков, деревянных шариков и т.п.

КОМПЛЕКС № 23                                                             2 мл. группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Два мышонка»

Два мышонка                       - руки перед грудью, поджаты

У окошка                              - руки поднять над головой, соединить

                                                         кончики пальцев.

Поджидали как-то кошку.  – упереться подбородком в руки

В лапках камешки               - руки сжать в кулаки

И шишки.                             – потереть кулаки друг о друга

В кошку кинули                  - с силой выпрямить руки, поочерёдно

Их мышки.                             «бросить камни»

- Будешь, злая кошка, знать  - погрозить пальцем

Малышей как обижать!     - снова «мышиные лапки»

Пи – пи – пи!

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

Раскатывание грецких орехов, камешков, деревянных шариков и т.п.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА

«Большой и маленький»

Стоя прямо, на вдохе ребёнок поднимается на пальцы ног, тянется вверх и показывает, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребёнок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произносить «у-х», спрятать голову за коленями – показать, какой он маленький

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу движением спереди назад. Следить за неподвижностью нижней челюсти!

«Индюк» - то же, что «Вкусное варенье», но в быстром темпе, проговаривая «ба-ба-ба», слышится «ла-ла-ла».

«Маляр» - кончиком языка касаться нёба движениями вперёд – назад. («Маляр красит потолок и поёт песенку «Ля-ля-ля, ля-ля-ля»).

«Лошадка» - цоканье языком. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА

«Большой и маленький»

Стоя прямо, на вдохе ребёнок поднимается на пальцы ног, тянется вверх и показывает, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребёнок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произносить «у-х», спрятать голову за коленями – показать, какой он маленький

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу движением спереди назад. Следить за неподвижностью нижней челюсти!

«Индюк» - то же, что «Вкусное варенье», но в быстром темпе, проговаривая «ба-ба-ба», слышится «ла-ла-ла».

«Маляр» - кончиком языка касаться нёба движениями вперёд – назад. («Маляр красит потолок и поёт песенку «Ля-ля-ля, ля-ля-ля»).

«Лошадка» - цоканье языком. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики

и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения

во второй младшей группе детского сада.

Составила: учитель – логопед МКДОУ ЦРР детского сада № 48 Богомолова Наталья Павловна.

Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений помогает предупредить появление заикания, нормализует темп речи, растормаживает собственную речевую активность ребёнка.

Дыхательная гимнастика служит для постановки правильного речевого и физиологического (нижнедиафрагмального дыхания). Систематическое выполнение дыхательной гимнастики помогает увеличить жизненный объём лёгких, служит профилактикой простудных заболеваний (носовой вдох позволяет холодному воздуху прогреться в полости носа), является действенным  средством в лечении заикания.

Массаж и самомассаж (пальцев, кистей, лица, ушных раковин и т.п.) помогает нормализовать мышечный тонус, снять мышечное напряжение.

Артикуляционная гимнастика помогает развить подвижность органов артикуляционного аппарата и сформировать правильный уклад для произношения «трудных» звуков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в первой и второй младших группах детского сада: методика проведения и картотека

Приведены цели и задачи дыхательных упражнений для младших школьников, правила проведения дыхательной гимнастики, временной план гимнастики, а также картотека дыхательных упражнений, для удобства испо...

Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения в средней группе детского сада.

Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...

Дыхательная гимнастика в первой и второй младших группах детского сада: методика проведения и картотека

Правильное дыхание является профилактикой различных болезней, в том числе и простудных, с которыми сталкиваются многие дошкольники, посещающие детский сад. Особенно актуальна эта проблема для малышей ...