Конспект НОД "В стране добрых поступков"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Макрушина  Татьяна Васильевна

Конспект занятия по книге О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл may_k-t_no2_v_strane_dobryh_postupkov.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Тема: «В стране добрых поступков»

Программные задачи:

  • обогатить положительными эмоциями опыт общения детей в процессе активного участия в ИОС через знакомство с произведениями Н.Носова, В. Осеевой, Л. Толстого;
  •  поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
  • продолжать учить использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи;
  •  поддерживать стремление детей задавать и правильно формулировать вопросы;
  • развивать умение делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;
  • развивать умение составлять связное высказывание;
  •  воспитывать умение слушать друг друга,  не перебивая;
  • развивать интерес к выполнению заданий в малых группах,
  • формировать умение договариваться и доводить начатое дело до конца. Предварительная работа:
  • чтение рассказов Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, Л.Н. Толстого, Л. Пантелеева о детях и их поступках;
  • рисование на нравственные темы;
  • подбор пословиц и поговорок о дружбе, честности, смелости и доброте.

Материалы и оборудования: сюжетные картинки с изображениями разных поступков детей.

Ход ситуации

Дети находятся в игровой комнате, воспитатель предлагает им сесть полукругом на ковре и начинает разговор.

Воспитатель: Все люди на земле разные, у одних много достоинств, а у других меньше, у одних нет недостатков, у других они есть. Одни совершают хорошие поступки, а другие приносят в этот мир зло. Наш народ всегда высмеивал глупость, жадность, осуждал жестокость и злобу, с уважением относился к добрым людям, готовым помочь ближним.

Ребята, вы еще маленькие, взрослый человек, конечно, может сделать больше хороших дней, но даже самая маленькая помощь не может быть лишней. Мы живем среди людей, и очень важно для каждого  человека знать, что о нем думают другие люди.

Приглашаю вас сегодня в Страну добрых поступков. Что такое «добрые поступки»?

Дети высказываются; если есть необходимость что-то уточнить, педагог задает им вопросы. Взрослый поощряет желание детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи. После того как все дети выскажутся, взрослый продолжает разговор.

Воспитатель: Ребята. Вы знаете писателей, которые создавали рассказы о детях и их поступках?

Дети: Знаем , это Носов, Осеева, Толстой

Воспитатель: О каких добрых поступках, своих или ваших друзей, вы можете рассказать?

Педагог внимательно выслушивает ответы детей в форме небольших рассказов, обязательно просит обосновать свои высказывания.

Воспитатель: Ребята, в стране добрых поступков случилась беда: подул сильный втер и перенес из страны Ленивцев и Нехочух трех злых волшебников: Нехочу, Немогу и Небуду. Стали они в стране свои порядки наводить, все доброе превращать  в злое, ленивое и жадное. Жители страны просят, чтобы вы помогли им выгнать злых волшебников. Как вы думаете, что для этого надо сделать?

Дети: Нужно все исправить и сделать так, чтобы все, изменилось, вернулось на свое место, тогда волшебники исчезнут.

Воспитатель: Вы согласны помочь жителям страны добрых поступков?

Дети: Да, согласны!

Воспитатель: В этой стране все совершали только хорошие поступки. Жители приготовили картинки с изображениями добрых дел. Но после того как подул ветер, разлетелись они по разным сторонам и перепутались. Помогите их собрать, из отдельных частей сложить целые картинки с изображениями добрых поступков.

Дети собирают из отдельных частей (четвертинок) картинки с  изображениями добрых поступков. Если у детей возникают затруднения, взрослый приходит им на помощь. Те дети, у кого из отдельных (четвертинок) картинки с изображениями добрых поступков. Если у детей возникают затруднения, взрослый приходит им на помощь. Те дети, у кого из отдельных частей складывается  общая картинка, становятся членами одной команды.

Таким образом, дошкольники делятся на  4-5 команд.

Воспитатель: Первая помощь жителям страны добрх поступков состоит в следующем: вам надо придумать конец истории «Случай в лесу». Послушайте его.

«Произошел такой случай в лесу. Как-то гуляя по лесу, ежик нашел большое красное яблоко. Мимо бежал заяц, увидел ежика с яблоком и говорит: «Мне тоже очень хочется яблока!» Ежик его угостил. Почуяв ароматный запах, прибежала лиса, но, увидев зайца, ей захотелось полакомиться зайчатинкой». Помогите ежику и зайчику спастись от лисы.

Педагог дает детям возможность обдумать в своих командах свое предложение, выбрать наилучший вариант выхода из этой ситуации, а потом команды высказываются. Например: «Ежик свернулся клубочком. Лиса укололась о его иголки и от боли убежала. А еж и заяц побежали дальше, а потом съели яблоко».

Во время работы в группах педагог держит в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.

Воспитатель: Вторая помощь жителям страны добрых поступков состоит в том, что вам быстро и правильно решить проблемные ситуации.

Педагог задает каждой команде по 1-2 вопроса. Сначала отвечает одна из команд (по очереди), если ответ не верен, подключаются другие команды.

Примеры вопросов и предполагаемых ответов, из которых дети должны выбрать правильный.

1.

Дети: Вошли  в троллейбус мама и мальчик лет шести. Мама усадила мальчика на свободное место, а сама встала рядом. На следующей остановке вошла старушка и тоже встала рядышком с мальчиком, а он сидел, смотрел в окно и с аппетитом ел спелую грушу. Скажите, пожалуйста, как бы вы поступили на месте этого мальчика?

(Отвечающая команда должна заметить, что мальчик поступил неправильно дважды.)

2. Если ты съел конфету во время прогулки в парке, что сделаешь с фантиком?

-бросишь на землю, когда никто не видит…

-бросищь в урну…

-отдашь маме…

3. Можно ли включать телевизор на всю громкость, если бабушка легла отдыхать?

4. Можно ли обманывать своих родителей, если не хочешь их огорчать?

5. Как бы вы поступили, если бы нечаянно разбили чашку или опрокинули вазу?

6. Мама попросила вас полить цветы, а вы забыли. Она пришла с работы и спросила, почему цветы не политы? Как вы поступите?

-промолчите, не отрываясь от своих дел.

-быстренько сбегаете за водой и польете цветы.

- признаетесь, что забыли, а цветы польет за вас мама.

7. Подошел к остановке троллейбус, водитель открыл двери, а пассажиры выйти не могут. Как ты думаешь почему7

(Потому что к двери подошли невоспитанные люди и загородили дорогу выходящим.)

Педагог предлагает детям поиграть.

Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали покажем».

Ребенок- водящий- по жестам и мимике детей должен определить, где были дети и чем занимались.

По окончании игры дети продолжают оказывать помощь жителям страны добрых поступков.

Воспитатель: Третья помощь жителям Страны добрых поступков состоит в том, что вам надо вспомнить и быстро назвать волшебные слова.

Педагог рассказывает детям, что, когда в стране добрых поступков появились злые волшебники, все перестали говорить вежливые слова.

Воспитатель: Какие слова говорят при  встрече?

Дети: Здравствуйте, привет,  доброе утро и т.д.

Воспитатель: Какие слова говорят при  прощании?

Дети: До свидания, пока, прощай.

Воспитатель: Какие слова произносят , если хотят что- то попросить?

Дети: Пожалуйста, будьте добры.

Воспитатель: Какие слова произносят, если кого –то обидели?

Дети: Извините, простите.

Воспитатель: Молодцы, ребята! На все вопросы ответили правильно. Предлагаю вам новую игру

Игра «Попробуй изобрази»

Дети разбиваются по парам ( с учетом симпатий) и выполняют следующие задания.

- взаимное приветствие;

- изобразить радость при встрече;

- пригласить друг друга пройти в комнату;

-познакомить со своей комнатой.

После этого педагог просит детей с помощью мимики изобразить чувства: радость, грусть, печаль, горе. Веселье, удивление.

Педагог предлагает всем детям встать в кргу и выполнить всем вместе  следующие задания:

1. Нахмуриться,  как:

-осенняя туча;

-рассерженный человек;

-злая волшебница;

- сердитый дедушка;

-как волк, увидевший свою добычу.

2. Улыбнуться, как:

- кот на солнце;

- Буратино;

- хитрая лиса;

- радостный ребенок;

- будто ты увидел чудо.

3. Разозлиться, как:

-ребенок, у которого отняли мороженое;

-два барана на мосту;

- как человек, которого ударили;

-как ученик, которому поставили двойку;

-как мама, когда дети ее не слушаются.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все были очень выразительны и убедительны в выражении чувств, как настоящие артисты. Давайте, как артистам, подарим друг другу улыбки и аплодисменты.

Дети стоя в кругу, улыбаются друг другу и аплодируют. Затем педагог предлагает детям игру-этюд.

Игра- этюд «Спаси птенца». Педагог вовлекает детей в воображаемые обстоятельства:

«Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх (полюбуйтесь на птенчика). А теперь согрейте его (медленно, по одному пальчику сложите ладони), спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу тепло и доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец ожил, радостно взмахнул крылышками и… полетел. Проводите и вы его радостным взглядом. Счастливой тебе жизни, птенчик!»

Воспитатель: Какие в молодцы, помогли жителям страны добрых поступков! А когда помогаешь другим, сам становишься не только добрее, но и взрослее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Страна добрых друзей"

Развитие коммуникативных навыков с использованием личностно - ориентированной технологии....

Конспект драматизации сказки " Добрые поступки"

Драматизация сказки "Добрые поступки"...

Познавательное развитие Тема: «Страна добрых поступков»

Задачи:- Продолжать формировать у детей знания о морально-нравственных качествах, доброте, дружбе; умение детей продуктивно взаимодействовать в разных видах деятельности.- Формировать коммуникати...

Открытое занятие "В стране Добрых поступков"

Занятие по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Если добрый ты — это хорошо»...

План конспект этическая беседа " Добрые поступки"

Познакомить детей с понятиями «доброта», «добрые дела»; научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу. Формировать потребность в совершении добрых дел...

Конспект НОД в подготовительной группе: « Путешествие в страну добрых поступков».

Конспект для подготовительной группы, направлен на нравственное воспитание детей, формирование дружеских отношений в детском коллективе, актвизацию речи и развитие творческих способностей....