Рассказывание русской народной сказки "Заяц - хвастун" и присказки "Начинаются наши сказки..."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rr.docx67.09 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 2. Рассказывание русской народной сказки «Заяц – хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

https://pandia.ru/text/86/047/images/img1_300.jpg

Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

Ход занятия

Дети и воспитатель усаживаются полукругом.

Воспитатель:

- Ребята, вы любите слушать сказки? (Ответы детей) А какие сказки вы знаете?

- Ребята, может вы знаете какие-нибудь волшебные предметы, которые помогут нам перенестись в страну сказок? (ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛЬЦЕ, КЛУБОЧЕК, ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА…)

- Вот и у меня, как раз есть волшебный клубочек, который нам поможет оказаться в сказочной стране, я предлагаю вам покатить волшебный клубочек из рук в руки и проговорить такие слова: «Ты клубочек нас веди, двери в сказку отвори!»

- Вот мы и в стране сказок, и сегодня мы познакомимся с вами с одной интересной и поучительной сказкой, но прежде нам нужно угадать кто же герой этой сказки, готовы отгадать загадку? (Ответы детей)

- Слушайте загадку:

«Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою - белый,

Он, скажите, вам знаком?»

Ответы детей (Заяц)

«У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги,

А от голода кора».

- Правильно, ребята, это зайка.

- Посмотрите, что он нам принёс! Зайка принес свою любимую сказку и называется она «Заяц- хвастун», хотите послушать сказку? (ответы детей)

Но прежде чем я начну вам читать сказку, посмотрите пожалуйста на картинки и отгадайте сказки, которые изображены на них! (показ презентации)

- Ребята, зайка хочет познакомить нас с новыми словами: гумно, хвастун, лапы-лaпищи, зубы-зyбищи, кокорина, (обсудить с детьми значение этих слов)

Далее педагог спрашивает, как обычно начинаются русские народные сказки (Жил-был, жили-были). Рассказывает о том, что многие русские народные сказки имеют сказочную концовку, например: тут и сказке конец кто дослушал молодец.

Физминутка:

Встали зайцы на пенечки, (руки на пояс, подняться на носки)

Приподнялись на носочки.

Спины чуть прогнули, (прогнуться, сомкнув лопатки)

Лапочки сомкнули.

Посмотрите на зайчат, (руки на пояс, повороты туловища вправо-влево)

Как красиво все стоят.

Лапки в стороны подняли (руки в стороны, наклоны в стороны)

И наклоны делать стали.

Зайцы волка увидали (руку - козырьком, посмотреть слева направо, убегают на места)

И с лужайки убежали.

После физминутки воспитатель продолжает беседу:

- А теперь послушайте, какие слова я сейчас произнесу: книжище, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? Правильно об очень больших предметах. Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хвастун»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Педагог повторяет цитату из сказки, а дети хором ему помогают, произносят существительные с суффиксом - ищ.

- Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце великане. Выслушав ответы детей, воспитатель  читает присказку:

Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки.

На море океане, на острове Буяне,

Там березонька стоит, на ней люлечка висит

В люльке зайка крепко спит.

Рядом бабушка сидит зайке сказки говорит

Сказки старинные не короткие не длинные

Про кошку, про ложку, про лису и про быка

Про кривого петуха, про гусей, про лебедей

Про смышленых зверей.

Это присказка не сказка, сказка будет впереди.

Ну, а теперь усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно, ничего не пропустите.

Обсуждение сюжета сказки. Усвоение содержания всей сказки (при помощи вопросов).

Кто главный герой в сказке? А каким был Заяц в сказке? Почему его называют хвастун? (Ответы детей)

Перед кем хвастался зайка? (ответы детей).

Рефлексивный момент:

Интересная сказка? (Ответы детей)

А чему учит нас эта сказка? (Ответы детей)

- Я вам предлагаю нарисовать самый интересный сюжет из сказки дома и принести его к нам на выставку рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание русской народной сказки: "Кот, лиса и петух"сказки

Конспект по литературе для младшей группы....

план-конспект по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» "

План-конспектТема: «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун»

Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказк...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи: "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи: "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки". Текст сказки прилагается....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун»

Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши ...

Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» в старшей группе.

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» в старшей группе....