Методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по грамоте старшего дошкольного возраста".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к овладению элементарными навыками чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Календарно-тематическое планирование по грамоте старшего дошкольного возраста". | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
(ООП «Детский сад 2100 «По дороге к азбуке», 3 ч. Т.Р. Кислова.)
Месяц | № п/п | Тема | Навыки овладения звуковым анализом и синтезом |
Сентябрь | 1. | Звуки и буквы. | Знакомство с понятием «звук», «буква». Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
2. | Слова. Звуки. | Знакомство с «длинными» и «короткими» словами. | |
3. | Звук А | Знакомство с понятием «гласный звук». Выделение звука А из потока звуков, в начале слова. Знакомство с буквой А, ее написанием. Умение найти букву среди других букв в слове. | |
4. | Звук О | Выделение звука О из потока звуков, в начале слова. Знакомство с буквой О, ее написанием. Умение найти букву среди других букв в слове. | |
Октябрь | 1. | Звук Э | Выделение звука Э из потока звуков, в начале слова. Знакомство с буквой Э, ее написанием. Умение найти букву среди других букв в слове. |
2. | Звук И | Выделение звука И из потока звуков, в начале слова. Знакомство с буквой И, ее написанием. Умение найти букву среди других букв в слове. | |
3. | Звук Ы | Выделение звука Ы из потока звуков, в начале слова. Знакомство с буквой Ы, ее написанием. Умение найти букву среди других букв в слове. | |
4. | Звуки И-Ы | Развивать умения различать звуки И-Ы, производить звуковой и слоговой анализ слов различного слогового состава. | |
Ноябрь | 1. | Звук У | Выделение звука У из потока звуков, определять положение звука в слове. Знакомство с буквой У, ее написанием. Умение найти букву среди других букв в слове. |
2. | Гласные звуки | Расширить представление о гласных звуках, сравнение звукового состава слов (на основе гласных звуков). | |
3. | Звук М. Согласные звуки. Слоги. | Знакомство с понятием «согласный звук». Умение найти букву М среди других букв. Определение количества звуков М в слове. Выделение согласного в конце слова. Анализ и синтез слогов: АМ,ОМ,УМ. Чтение слогов. | |
4. | Твердые и мягкие согласные. Звук Мь. | Развивать навыки различения твердых и мягких согласных звуков, звуков и букв; формировать умения чтения слогов. | |
Декабрь | 1. | Звук Н | Умение найти букву Н среди других букв. Определение количества звуков Н в слове. Выделение согласного в конце слова. Анализ и синтез слогов: АН,ОН,УН. Чтение слогов. |
2. | Звук Нь | Закрепить представление о буква Н и звуках Н и Нь, различать согласные звуки по твердости-мягкости, гласные и согласные, звуки и буквы. | |
3. | Звук П | Умение найти букву П среди других букв. Определение количества звуков П в слове. Выделение согласного в начале слова. Анализ и синтез слогов: ПА,ПО,ПУ и др. Чтение слогов. | |
4. | Звук Пь | Закрепить представление о буква П и звуках П и Пь, различать согласные звуки по твердости-мягкости, гласные и согласные, звуки и буквы. | |
Январь | 1. | Звук Т | Умение найти букву Т среди других букв. Определение количества звуков Т в слове. Выделение согласного в начале слова. Анализ и синтез слогов: ТА,ТО,ТУ и др. Чтение слогов. |
2. | Буква Ть | Закрепить представление о буква Т и звуках Т и Ть, различать согласные звуки по твердости-мягкости, гласные и согласные, звуки и буквы. | |
3. | Звук К | Умение найти букву К среди других букв. Определение количества звуков К в слове. Выделение согласного в начале слова. Анализ и синтез слогов: КА,КО,КУ и др. Чтение слогов. | |
4. | Звук Кь | Закрепить представление о буква К и звуках К и Кь, различать согласные звуки по твердости-мягкости, гласные и согласные, звуки и буквы. | |
Февраль | 1. | Звук Х | Умение найти букву Х среди других букв. Определение количества звуков Х в слове. Выделение согласного в начале слова. Анализ и синтез слогов: ХА,ХО,ХУ и др. Чтение слогов. |
2. | Буква Хь | Закрепить представление о букве Х и звуках Х и Хь, различать согласные звуки по твердости-мягкости, гласные и согласные, звуки и буквы. | |
3. | Звуки К-Х; Кь-Хь | Совершенствовать умение производить сложный звуковой и слоговой анализ слов, расширять навык различения согласных звуков. | |
4. | Звук Ф | Умение найти букву Ф среди других букв. Определение количества звуков Ф в слове. Выделение согласного в начале слова. Анализ и синтез слогов: ФА,ФО,ФУ и др. Чтение слогов. | |
Март | 1. | Буква Фь | Закрепить представление о букве Фь и звуках Ф и Фь, различать согласные звуки по твердости-мягкости, гласные и согласные, звуки и буквы. |
2. | Звук Й' | Умение найти букву Й среди других букв. Определение место звука Й' в слове. Совершенствовать умение производить сложный звуковой и слоговой анализ слов. Совершенствовать навыки чтения слогов. | |
3. | Дружные звуки: Й'О | Закрепить представление о букве Ё и звуках Й'О, различать гласные первого и второго ряда (йотированные). Определение места звука в слове. Анализ и синтез слогов. | |
4 | Звуки Й'У | Закрепить представление о букве Ю и звуках Й'У, различать гласные первого и второго ряда (йотированные). Определение места звука в слове. Анализ и синтез слогов. | |
Апрель | 1. | Звуки Й'А | Закрепить представление о букве Я и звуках Й'А, различать гласные первого и второго ряда (йотированные). Определение места звука в слове. Анализ и синтез слогов. |
2. | Звуки Й'Э | Закрепить представление о букве Е и звуках Й'Э, различать гласные первого и второго ряда (йотированные). Определение места звука в слове. Анализ и синтез слогов. | |
3. | Звуки Й'Э, Й'О | Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
4. | Звуки Й'У, Й'А | Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
Май | 1-4 | Повторение | Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо слов. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
(ООП «Детский сад 2100 «По дороге к азбуке», 4 ч. Т.Р. Кислова.)
Месяц | № п/п | Тема | Навыки овладения звуковым анализом и синтезом |
Сентябрь | 1 | Звук Л | Расширить представление о звуке Л. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. |
2 | Звук Ль | Закрепить представление о букве Л и звуках Л - Ль. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
3. | Звуки Ль-Й | Расширить навык различия звуков Ль и Й. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
4. | Звуки В, Вь | Закрепить представление о букве В и звуках В - Вь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
Октябрь | 1. | Звуки В-Ф, Вь-Фь. Звонкие и глухие согласные. | Развивать умения дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. |
2. | Звук Ч | Закрепить представление о звуке и букве Ч. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
3. | Звук Щ | Закрепить представление о звуке и букве Щ. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
4. | Звуки Ч-Щ | Дифференциация звуков Ч-Щ. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
Ноябрь | 1. | Звуки Б, Бь | Закрепить представление о букве Б и звуках Б - Бь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. |
2. | Звуки Б-П, Бь-Пь. | Развивать умения дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
3. | Звуки Д, Дь | Закрепить представление о букве Д и звуках Д - Дь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
4. | Звуки Д-Т, Дь-Ть. | Развивать умения дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
Декабрь | 1. | Звук С | Расширить представление о звуке С. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. |
2. | Звук Сь | Закрепить представление о букве С и звуках С - Сь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
3. | Звук Ц | Расширить представление о звуке и букве Ц. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
4. | Звуки Ц-С, Ц-Ч. | Дифференциация звуков Ц-С, Ц-Ч. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
Январь | 1. | Звуки Г, Гь | Закрепить представление о букве Г и звуках Г - Гь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. |
2. | Звуки Г-К, Гь-Кь. | Развивать умения дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
3. | Звук З | Расширить представление о звуке З. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
4. | Звук Зь | Закрепить представление о букве З и звуках З - Зь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
Февраль | 1. | Звуки З-С, Зь-Сь. Свистящие согласные звуки. | Формировать представление о свистящих согласных и различать звуки этой группы по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. |
2. | Звук Ш | Закрепить представление о звуке и букве Щ. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
3. | Звуки Ш-С | Дифференциация звуков Ш-С. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
4. | Звуки Ш-Щ | Дифференциация звуков Ш-Щ. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
Март | 1. | Звук Ж | Закрепить представление о звуке и букве Ж. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. |
2. | Звуки Ж-З | Дифференциация звуков Ж-З. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
3. | Звуки Ж-Ш. Шипящие согласные звуки. | Формировать представление о шипящих согласных и различать звуки этой группы по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
4. | Звук Р | Расширить представление о звуке Р. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
Апрель | 1. | Звук Рь | Закрепить представление о букве Р и звуках Р - Рь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. |
2. | Звуки Р-Л, Рь-Ль | Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
3 - 4 | Страна Азбука | Повторить изученные буквы, совершенствовать умение различать букву по описанию. Закрепить умения различать звуки и буквы. Классифицировать группы звуков и букв(согласные, гласные и т. д). Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. | |
Май | 1-4 | Повторение | Дифференциация звуков. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с тр...
Авторская методическая разработка "Перспективно-тематическое планирование "сухого плавания" старший дошкольный возраст
В данном материале предложено примерное перспективно - тематическое планирование. Это физические упражнения, которые выполняются детьми вне чаши бассейна, и служат для облегчения освоения техник...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте (старший дошкольный возраст 6-7 лет)
Конспект итогового занятия по обучению грамоте(старший дошкольный возраст 6-7 лет)...
Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)
Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....
Методическая разработка на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».
В данной статье представлено авторское наглядно-дидактическое пособие "Город звуков и букв", которое используется для закрепления у детей характеристик звуков и букв русского языка, для разв...
Шпаргалка для родителей «Обучение детей грамоте» старший дошкольный возраст
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ:· Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).·...
Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"
Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...