Методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по грамоте старшего дошкольного возраста".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

  Пустобрикова   Светлана  Владимировна

Подготовка  детей старшего дошкольного возраста к овладению элементарными навыками чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

(ООП «Детский сад 2100  «По дороге к азбуке», 3 ч.  Т.Р. Кислова.)

Месяц

п/п

Тема

Навыки овладения звуковым

 анализом и синтезом

Сентябрь

1.

Звуки и буквы.

Знакомство с понятием «звук», «буква». Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

2.

Слова. Звуки.

Знакомство с «длинными» и «короткими» словами.

3.

Звук  А

Знакомство с понятием «гласный звук». Выделение звука А из потока звуков, в начале слова. Знакомство с буквой А, ее написанием. Умение найти букву среди других  букв в слове.

4.

Звук  О

Выделение звука О из потока звуков, в начале слова. Знакомство с буквой О, ее написанием. Умение найти букву среди других  букв в слове.

Октябрь

1.

Звук  Э

Выделение звука Э из потока звуков, в начале слова. Знакомство с буквой Э, ее написанием. Умение найти букву среди других  букв в слове.

2.

Звук  И

Выделение звука И из потока звуков, в начале слова. Знакомство с буквой И, ее написанием. Умение найти букву среди других  букв в слове.

3.

Звук  Ы

Выделение звука Ы из потока звуков, в начале слова. Знакомство с буквой Ы, ее написанием. Умение найти букву среди других  букв в слове.

4.

Звуки  И-Ы

Развивать умения различать звуки И-Ы, производить звуковой и слоговой анализ слов различного слогового состава.

Ноябрь

1.

Звук  У

Выделение звука У из потока звуков, определять положение звука в слове. Знакомство с буквой У, ее написанием. Умение найти букву среди других  букв в слове.

2.

Гласные звуки

Расширить представление о гласных звуках, сравнение звукового состава слов (на основе гласных звуков).

3.

Звук М. Согласные звуки. Слоги.

Знакомство с понятием «согласный звук». Умение найти букву М среди других букв. Определение количества звуков М в слове. Выделение согласного в конце слова. Анализ и синтез слогов: АМ,ОМ,УМ. Чтение слогов.

4.

Твердые и мягкие согласные. Звук Мь.

Развивать навыки различения твердых и мягких согласных звуков, звуков и букв; формировать умения чтения слогов.

Декабрь

1.

Звук  Н

Умение найти букву Н среди других букв. Определение количества звуков Н в слове. Выделение согласного в конце слова. Анализ и синтез слогов: АН,ОН,УН. Чтение слогов.

2.

Звук  Нь

Закрепить представление о буква Н и звуках Н и Нь, различать согласные звуки по твердости-мягкости, гласные и согласные, звуки и буквы.

3.

Звук П

Умение найти букву П среди других букв. Определение количества звуков П в слове. Выделение согласного в начале  слова. Анализ и синтез слогов: ПА,ПО,ПУ и др. Чтение слогов.

4.

Звук Пь

Закрепить представление о буква П и звуках П и Пь, различать согласные звуки по твердости-мягкости, гласные и согласные, звуки и буквы.

Январь

1.

Звук Т

Умение найти букву Т среди других букв. Определение количества звуков Т в слове. Выделение согласного в начале  слова. Анализ и синтез слогов: ТА,ТО,ТУ и др. Чтение слогов.

2.

Буква Ть

Закрепить представление о буква Т и звуках Т и Ть, различать согласные звуки по твердости-мягкости, гласные и согласные, звуки и буквы.

3.

Звук  К

Умение найти букву К среди других букв. Определение количества звуков К в слове. Выделение согласного в начале  слова. Анализ и синтез слогов: КА,КО,КУ и др. Чтение слогов.

4.

Звук  Кь

Закрепить представление о буква К и звуках К и Кь, различать согласные звуки по твердости-мягкости, гласные и согласные, звуки и буквы.

Февраль

1.

Звук  Х

Умение найти букву Х среди других букв. Определение количества звуков Х в слове. Выделение согласного в начале  слова. Анализ и синтез слогов: ХА,ХО,ХУ и др. Чтение слогов.

2.

Буква  Хь

Закрепить представление о букве Х и звуках Х и Хь, различать согласные звуки по твердости-мягкости, гласные и согласные, звуки и буквы.

3.

Звуки К-Х;

Кь-Хь

Совершенствовать умение производить сложный звуковой и слоговой анализ слов, расширять навык различения согласных звуков.

4.

Звук  Ф

Умение найти букву Ф среди других букв. Определение количества звуков Ф в слове. Выделение согласного в   начале слова. Анализ и синтез слогов: ФА,ФО,ФУ и др. Чтение слогов.

Март

1.

Буква  Фь

Закрепить представление о букве Фь и звуках Ф и Фь, различать согласные звуки по твердости-мягкости, гласные и согласные, звуки и буквы.

2.

Звук  Й'

Умение найти букву Й среди других букв. Определение место звука Й' в слове. Совершенствовать умение производить сложный звуковой и слоговой анализ слов.  Совершенствовать навыки чтения слогов.

3.

Дружные звуки: Й'О

Закрепить представление о букве Ё и звуках   Й'О, различать гласные первого и второго ряда (йотированные). Определение места звука в слове. Анализ и синтез слогов.

4

Звуки  Й'У

Закрепить представление о букве Ю и звуках   Й'У, различать гласные первого и второго ряда (йотированные). Определение места звука в слове. Анализ и синтез слогов.

Апрель

1.

Звуки Й'А

Закрепить представление о букве Я и звуках   Й'А, различать гласные первого и второго ряда (йотированные). Определение места звука в слове. Анализ и синтез слогов.

2.

Звуки Й'Э

Закрепить представление о букве Е и звуках   Й'Э, различать гласные первого и второго ряда (йотированные). Определение места звука в слове. Анализ и синтез слогов.

3.

Звуки Й'Э, Й'О

Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

4.

Звуки Й'У, Й'А

Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

Май

1-4

Повторение

Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

 В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

(ООП «Детский сад 2100  «По дороге к азбуке», 4 ч.  Т.Р. Кислова.)

Месяц

п/п

Тема

Навыки овладения звуковым

анализом и синтезом

Сентябрь

1

Звук  Л

Расширить представление о звуке Л. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

2

Звук  Ль

Закрепить представление о букве Л и звуках Л - Ль. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

3.

Звуки  Ль-Й

Расширить навык различия звуков Ль и Й. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

4.

Звуки В, Вь

Закрепить представление о букве В и звуках В - Вь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

Октябрь

1.

Звуки В-Ф, Вь-Фь. Звонкие и глухие согласные.

Развивать умения дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

2.

Звук  Ч

Закрепить представление о звуке  и букве Ч. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

3.

Звук  Щ

Закрепить представление о звуке  и букве Щ. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

4.

Звуки  Ч-Щ

Дифференциация звуков Ч-Щ. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

Ноябрь

1.

Звуки Б, Бь

Закрепить представление о букве Б и звуках Б - Бь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

2.

Звуки Б-П, Бь-Пь.

Развивать умения дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

3.

Звуки Д,  Дь

Закрепить представление о букве Д и звуках Д - Дь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

4.

Звуки Д-Т, Дь-Ть.

Развивать умения дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

Декабрь

1.

Звук  С

Расширить представление о звуке С. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

2.

Звук Сь

Закрепить представление о букве С и звуках С - Сь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

3.

Звук  Ц

Расширить представление о звуке и букве Ц. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

4.

Звуки Ц-С, Ц-Ч.

Дифференциация звуков Ц-С, Ц-Ч. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

Январь

1.

Звуки Г, Гь

Закрепить представление о букве Г и звуках Г - Гь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

2.

Звуки Г-К, Гь-Кь.

Развивать умения дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

3.

Звук З

Расширить представление о звуке З. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

4.

Звук  Зь

Закрепить представление о букве З и звуках З - Зь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

Февраль

1.

Звуки З-С, Зь-Сь. Свистящие согласные звуки.

Формировать представление о свистящих согласных и различать звуки этой группы по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

2.

Звук  Ш

Закрепить представление о звуке  и букве Щ. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

3.

Звуки Ш-С

Дифференциация звуков Ш-С. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

4.

Звуки  Ш-Щ

Дифференциация звуков Ш-Щ.  Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

Март

1.

Звук  Ж

Закрепить представление о звуке  и букве Ж. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

2.

Звуки  Ж-З

Дифференциация звуков Ж-З.  Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

3.

Звуки  Ж-Ш. Шипящие согласные звуки.

Формировать представление о шипящих согласных и различать звуки этой группы по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

4.

Звук  Р

Расширить представление о звуке Р. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

Апрель

1.

Звук Рь

Закрепить представление о букве Р и звуках Р - Рь. Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

2.

Звуки Р-Л, Рь-Ль

Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

3 - 4

Страна Азбука

Повторить изученные буквы, совершенствовать умение различать букву по описанию. Закрепить умения различать звуки и буквы. Классифицировать группы звуков и букв(согласные, гласные и т. д). Место звука в слове. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.

Май

1-4

Повторение

Дифференциация звуков. Слоговой анализ и синтез, чтение и письмо слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

   В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с тр...

Авторская методическая разработка "Перспективно-тематическое планирование "сухого плавания" старший дошкольный возраст

В данном материале предложено примерное  перспективно - тематическое планирование. Это физические упражнения, которые выполняются детьми вне чаши бассейна, и служат для облегчения освоения техник...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте (старший дошкольный возраст 6-7 лет)

Конспект итогового занятия по обучению грамоте(старший дошкольный возраст 6-7 лет)...

Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Методическая разработка на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».

В данной статье представлено авторское наглядно-дидактическое пособие "Город звуков и букв", которое используется для закрепления у детей характеристик звуков и букв русского языка, для разв...

Шпаргалка для родителей «Обучение детей грамоте» старший дошкольный возраст

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ:·  Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).·...

Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"

Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...