Конспект занятия по развитию речи "Деревья и кустарники"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект знятия для детей старшего дошкольного возраста о деревьях и кустарниках. О бережном отношении к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Деревья и кустарники»
Старшая группа
Цели: Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их отличительных особенностях.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о деревьях и кустарниках, познакомить с профессией «лесничий», с особенностями леса.
Развивающие: развивать познавательный интерес, зрительное внимание и восприятие, функции словоизменения.
Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, бережное отношение к живой природе.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лес. Но прежде давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Дети:
(Не разбегаться, не ломать ветки деревьев, не разрушать муравейники, не собирать грибы и ягоды, не вытаптывать траву, ходите только по тропинкам.)
Воспитатель : Молодцы ребята, а вот теперь для того, чтобы нам попасть в лес, нам надо закрыть глазки и сказать волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в лесу очутись».
Вот мы и попали с вами в лес. Посмотрите сколько в лесу деревьев, кустарников и других растений.
Воспитатель: Ребята, а какие деревья и кустарники вы знаете?
Дети: Берёза, черёмуха, сосна, малина, шиповник.
Воспитатель: Молодцы ребята, да такие деревья и кустарники растут в наших лесах. Но кроме них есть ещё множество других, с которыми мы с вами сегодня познакомимся.
Вот о них я вам сейчас и расскажу. А вас я попрошу слушать внимательно и помогать мне. хорошо?
Дети: Хорошо
Воспитатель: Лес – это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве. Лес делится на несколько видов. Вот некоторые - лиственный, хвойный, смешенный.
Ребята, а как вы думаете, какие деревья растут в лиственном лесу?
Дети: В лиственном лесу растут деревья с листьями…
Воспитатель: Молодцы, лиственные деревья (берёза, дуб и другие). А в хвойном лесу?
Дети: А в хвойном лесу деревья с иголками.
Воспитатель: Да, конечно, в хвойном лесу растут хвойные деревья (сосна, ель и другие). А в смешенном?
Дети: В смешенном лесу растут разные деревья.
Воспитатель: Вы правы, в смешенном лесу растут и лиственные и хвойные деревья. То есть (берёза, дуб, сосна, ель и другие.) А какие ещё другие?
В лесах есть и такие деревья, как осина или дрожащий тополь. Осина - это стройное дерево, высотой до 30 м, со светло-зеленовато-серой корой и редкой кроной. Листья овально - сердцевидные, черешковые, серо-зелёного цвета, по краям выемчато-зубчатые.
Осенью крона осины приобретает ярко- жёлтую или оранжево-красную окраску, а весной появляются коричнево-бурые серёжки.
Клён - это лиственное дерево с опадающими, простыми, довольно крупными черешковыми листьями. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе.
Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида клёнов. Клён - это постоянный обитатель городов и посёлков.
Липа - красивое дерево с плотной густой кроной. В её тени всегда прохладно. И сама липа хорошо себя чувствует в тени, в отличие от дуба и берёзы. Она - хорошая соседка для сосны. Если рядом липа, сосна лучше развивается. Липа - полезное для леса растение. Под ней, как правило, не бывает опавших листьев - они очень быстро перегнивают и возвращают в почву нужный растениям кальций.
Предлагаю вам немного отдохнуть
Физ. минутка «ЛЕС».
Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках). Покажите, а какие кустарники в лесу – низкие (дети приседают). Еще раз покажите, какие деревья высокие, а какие кустарники низкие. Деревья высокие. Вдруг подул ветер, и закачались наши деревья (наклоны вправо, влево).
Чтение стихотворения В. Степанова
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели
Чтобы новые леса поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий охраняет друг - лесничий.
Воспитатель : Ребята а как вы думаете, что охраняет лесничий?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Иногда думают, что лесник и лесничий — одно и то же. Однако это совсем разные профессии. Лесником называют лесного сторожа, он охраняет лес. Лесничий — это учёный-лесовод. Лес — это огромное богатство. Он даёт нам сырьё для химической и бумажной промышленности, строевой лес и дрова, грибы и ягоды. Как их использовать и в то же время сохранить леса для людей будущего? Вот этим и занимается лесничий. лесничий – это человек, который отвечает за состояние и охрану лесов. В подчинении лесничего находятся помощники, мастера леса, лесники.
Игра “ЧЕЙ ЛИСТ?”
Лист осины - осиновый
Лист дуба -.
Лист липы-…липопый
Лист берёзы-…березовый
Лист клёна -.кленовый
Иголки сосны-…сосновые
Иголки ели-…еловые
Воспитатель:
Игра “ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ”.
В лесу деревьев и кустарников много. Давайте посчитаем их.
Одна осина, две осины,……. ,пять осин.
Одна сирень,…две сирени,……пять сиреней
Одна сосна,….две сосны, пять сосен
Одна лиственница,…..две лиственницы, пять лиственниц
Одина смородина,…..две смородины, пять смородин
Вот сколько, много в лесу деревьев и кустарников!
Закрепление нового материала.
(отгадываем загадки, связанные с темой деревья и кустарники).
Весной вырастают
Осенью облетают
(листья)
Зимой и летом -
Одним цветом.
(Ель)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
(Елка)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Ответ:
Береза)
Он — могучий!
Крона — в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны.
(Ответ: Дуб)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Пора возвращаться.Закрываем глаза и говорим: «Вокруг себя обернись и дома поскорее очутись».
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: С какими деревьями мы сегодня познакомились?
Дети: С липой, клёном и осиной.
Воспитатель: А с какой профессией познакомились?
Дети: С профессией – лесничий.
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: На этом наше с вами путешествие по лесу завершилось.
Большое вам спасибо….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Деревья и кустарники"
Обогащение словаря, развитие диалогической речи, грамматического строя (закрепление у детей правильного употребления в речи относительных прилагательных, единственного и множественного числа прилагате...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Деревья и кустарники»
Тема: Деревья и кустарники.Цель: Развитие речи и познавательных процессов у детей.Задачи: Закрепить представления детей о деревьях и кустарниках. Познакомить с понятиями: лиственные деревья, плодовые ...