Составление рассказа по картине " Жатва"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
При составлении рассказа по картине важна самостоятельность детей. Дети в старшей группе . способны не только рассказывать о содержании картины, но и придумывать предыстории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_tema.docx | 265.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в старшей группе тема : «Хлеб на нашем столе».
Составление рассказа по картине «Жатва»
Цель :связная речь ;способствовать умению составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания ;
Словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчинённые предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в пословицах ;
Звуковая культура речи : уточнять и закреплять правильное произношение звуков [Ж] и [Ш] ; способствовать умению различать эти звуки , отчётливо и внятно произносить эти звуки [Ж] , [Ш] выделять их в словах. ( Рожь, жатва, пшеница, женщины ,кувшин, дедушка, мужчина, фуражка…)
Материал : картина «Жатва» , картинка с изображением комбайна в поле, предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий ( ватрушки, пирожки, калачи…)
Воспитатель : За лесом усатое море лежит, Волна за волною по морю бежит. Пройдет по волнам великан-пароход, И каждую каплю с собой заберет.
Что это ?
Дети : Комбайн
Воспитатель : Правильно. А что делает комбайн?
Дети : Убирает пшеницу с поля.
Воспитатель выставляет картинку с изображением комбайна в поле.
Воспитатель : раньше, когда не было машин, тракторов, комбайнов люди вручную убирали хлеб в полях. Время уборки хлеба называлось «Жатва», что означает срезать- сжимать .
Давайте рассмотрим картину ,которая называется «Жатва»
Выставляется картина.
Воспитатель : Кто изображён на этой картине?
Дети : Люди. Мальчик, 2 женщины и 2 дедушки.
Воспитатель : Что делают люди на этой картине?
Дети: Убирают пшеницу. Одна женщина срезает колосья серпом. Вторая пьет из кувшина. Один дедушка связывает колосья, другой косит косой. .Мальчик им помогает, носит срезанные колосья.
Воспитатель : Давайте рассмотрим, как одеты люди.
Дети : У женщин платки, длинные юбки, фартуки и кофты. У Мужчин брюки, рубахи , сапоги .Один мужчина в фуражке. Мальчик одет в рубаху и брюки, на ногах , скорее всего лапти.
Воспитатель : Как вы думаете , в какую погоду происходит это событие?
Дети : скорее всего день- солнечный, видна тень от людей и на поле не видно тени от туч.
Воспитатель на доске записывает высказывания и простые предложения детей. Затем зачитывает всё вышесказанное. Предлагает детям придумать рассказ по этой картине , использовав в нём слова и предложения , которые они только что говорили.
Воспитатель может сам начать рассказ с предложения «С приходом осени настала пора жатвы , как только выдался тёплый солнечный день, люди отправились в поле…»
Дети составляют рассказ используя присоединительные союзы и союзные слова ( когда, пока, как только, куда, где, откуда, как, что, чтобы, потому что, оттого что, так как, если , для того чтобы, несмотря на то что, поэтому , так что).
При составлении сложноподчинённых предложений воспитатель помогает, задавая вопросы (Какой? Как долго? Куда? Где? Откуда? Как ? Каким образом? Почему? Отчего ? По какой причине? При каком условии? Зачем? Для чего? С какой целью? Не смотря на что? ).
Воспитатель может записывать предложения . После составления рассказа , зачитывает оба варианта , Интересуется у детей , который из рассказов им понравился больше, интересней и почему ?
Ответы детей . Второй вариант оказался интересней, насыщеннее информацией и красивой структурой предложений.
Проводится физ .минутка.
Ручки, спляшите разок- Ручки выставляют перед собой, ладонями в верх, вниз.
Будет вам завтра пирог! Делают горизонтальные хлопки перед собой,
Ах, вы мои , мастерички, Разводят руки в стороны, поворачиваются влево
Быстрые ручки-сестрички1 Разводят руки в стороны, поворачиваются вправо.
Яблочный будет пирог, Приседают.
Только спляшите разок! Делают танцевальные движения.
Воспитатель проговаривает поговорку: «Хлеб бросить, труд не уважать.»
Воспитатель : как вы можете объяснить эти слова? Почему так говорят?
Дети высказывают свои предположения. (Чтобы собрать урожай , нужно много трудиться. Работа найдётся и старому человеку и ребёнку. Работать в поле нужно не один день, а с весны до осени. Хлеб нужно беречь, потому-то потрачено много сил и времени.) Могут опираться на только что составленный рассказ.
Речевая игра «Я угощу..»
Дети встают в круг, в руках у них картинки с изображением хлебобулочных изделий. Обращаются друг к другу по имени к рядом стоящему , составляя предложение « Я угощу Машу..» ( По- возможности можно сказать : пирожком, хлебушком, лепёшкой, пирожным, ватрушкой, сушкой…)
Итог.
Оценивается работа каждого ребёнка.
Можно пройти за столы нарисовать или слепить угощение своему другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...
Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
Материал представляет собой конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи....
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...