Весна
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Юлия Игоревна Лунина

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Весна на Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_konspekt.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Весна».

Ход занятия:

(дети стоят полукругом возле воспитателя, у воспитателя в руках народная игрушка - колокольчик)

воспитатель

Здравствуйте, ребята. Я очень рада встретиться с вами. Я вам напомню - зовут меня Юлия Игоревна.

воспитатель

использование

народной игрушки

колокольчика

По дорожке к вам я шла.

Колокольчик нашла

Динь-дзинь-дон

Динь-дзинь-дон,

Ах, какой хрустальный звон!

Кому колокольчик споет,

Тот свое имя назовет

(проводится игра «Назови свое имя» на развитие слухового внимания и установление психологического контакта)

(звучит аудиозапись пение птиц, журчание ручейков, воспитатель читает загадку)

воспитатель

Что за звуки за окном?

Может это гремит гром?

Может это дождь осенний?

Или ручеек весенний?

Что за странный шум природы?

И какое время года?

ответы детей

весна……

воспитатель

как вы догадались?

ответы детей

мы услышали пение птиц, журчание ручейков, веселые голоса и смех детей …..

воспитатель

правильно, молодцы, все эти звуки подсказали нам, что наступила весна….

Воспитатель

Ребята, есть проблема! У меня таблица, а карточки к ней перепутались. Не знаю, что делать?

(дети предлагают помощь)

Я была уверена, что вы мне поможете, ведь вы дружные и отзывчивые ребята.

(Если не предложат помощь)

вопросы к детям

Катя, какую карточку ты разместила в таблице? И т.д.

Почему вот эта карточка осталась?

ответы детей

(дети выставляют карточки)

Растаял снег, становится тепло, на деревьях появляются почки и зеленые листья, распускаются первоцветы, возвращаются перелетные птицы, дети играют, веселятся, играют с мячом

Молодцы, у нас все получилось!

воспитатель

использование

народной игрушки

Ребята, у меня есть для вас сюрприз!. Любите сюрпризы?

(достает куклу перевертыш). Дети в моей группе очень любят с ней играть.

Я буду задавать вам вопросы, если вы ответите правильно, кукла будет улыбаться, вот так …если ответите не верно, кукла загрустит – вот так….

Поиграем?

воспитатель

Ребята, если весной идут дожди, то, как можно назвать такую весну?

ответы детей

Дождливая …

а если на улице тепло, то какая весна?

теплая…

если на улице сильный ветер, то какая погода?

ветреная..

если весной днем светит яркое солнце, то, как можно назвать такой денек?

солнечный……

Как вы думаете, о чем говорят люди, когда произносят:

- Греет… (солнце)

- Тает… (снег)

- Журчит… (ручей)

- Набухают…(почки)

- Капает…(капель)

- Распускаются … (листья, первоцветы)

- Весенние (деньки, ночи, месяцы, игры, цветы )

Какие вы молодцы. А как называют одежду, которую люди носят весной?

Ответ детей

Весенняя

Воспитатель

Ребята, подойдите к столам и сядьте на стульчики, на которых изображены полоски такого же цвета, как ленточки на ваших руках.

(несколько детей будут выполнять задания либо сложные, либо, наоборот, с меньшим количеством заданий) – т.е. дифференцированный подход к детям.

Проводится дидактическая игра «Оденем куклу на весеннюю прогулку»

Алгоритм - весна в картинках для детского сада

Воспитатель

Внимательно слушайте задание!

Необходимо подобрать девочкам и мальчикам одежду для прогулки. Внимательно рассмотрите картинки и проведите стрелки к той одежде, которая подходит для весенней прогулки.

Воспитатель

Молодцы, быстро справились с заданием.

Маша, какую одежду ты подобрала для мальчика?

и т.д.

(сначала спрашиваем сильного ребенка, затем слабого, ориентируемся по ленточке на руке)

Здесь важно не затянуть игру.

воспитатель

Ребята, посмотрите, здесь есть удивительный предмет.

(воспитатель подводит детей к макету).

Как вы думаете, что это? Есть предположения?

(ответы детей).

Это макет деревни, где в давние времена жили наши прабабушки и прадедушки.

Как вы считаете, какое время года представлено на макете? Какие будут мнения?

(весна…)

Как вы догадались, что это весна?

(снега нет, ручейки текут, лужи, первые цветы расцвели возле пенька, на деревьях первые листочки, дети в весенней одежде)

Согласна с вами!

- Как вы считаете, какая погода стоит в весенний день?

(весенняя, теплая, солнечная).

Почему вы так решили? (дети вышли поиграть….)

- Здорово!

- Обратите внимание, дети одеты в такую же одежду как и у нас?

(сейчас дети такую одежду не носят)

Вы правы! В старые времена люди носили не такую одежду, как сейчас.

Люди шили одежду из кусочков ткани, которую сами дома ткали – называлась такая ткань – домотканная. Давайте повторим –домотканная.

Может быть кто-то из вас знает как раньше называли весеннюю одежду?

- рубаха

Девочки носили длинные рубахи или сарафан. Сверху надевали душегрейку.

Девочки носили платки, а мальчики холщевые шапки.

Мальчики носили штаны и рубаху, а сверху надевали зипун.

Что надевали сверху рубахи девочки (душегрейки), а мальчики – зипун.(повторить названия).

- Что на ногах у детей? (лапти)

Лапти в деревнях плели из бересты или соломы, лыка.

Значит, какие лапти (берестяные, соломенные, лыковые)

Давайте посмотрим на центральную часть макета(показать указкой) что делают дети у ручья? (пускают кораблики).

- Из чего дети сделали кораблик? (из бересты). (Можно сказать что такое береста) Кораблик какой? (берестяной)

- Как вы думаете, нравится детям пускать кораблик? Почему?

-Чем занимаются другие дети?

- Катают друг друга на тележке…

Как вы думаете, из какого материала делали телегу.

Из дерева…

Значит, она какая? (деревянная)

-А что делают вот эти ребята ? (показывает указкой в правую часть макета) (девочки играют с собачкой)

-Какое настроение у детей? (веселое, радостное, задорное)

- Как вы думаете, дети рады приходу весны?

воспитатель

Как вы думаете, а в какие еще игры дети раньше играли?

воспитатель

А вы хотите поиграть?

Есть такая русская народная игра «Прятки».

Вам нужно попасть тряпичным мешочком в Петрушку.

(сначала воспитатель держит Петрушку, затем предлагаем Петрушку детям)

воспитатель

Ребята, вам понравилось играть?

А теперь давайте вернемся к макету деревеньки и попробуем составить рассказ по нашему макету.

Как вы думаете, как можно назвать рассказ?

Пришла весна, весенняя прогулка, на прогулке в лесу…

воспитатель

Можно я первая расскажу свой рассказ.

Поможет мне схема – подсказка.

воспитатель

Мой рассказ называется «Весенние забавы».

Наступила весна. Яркое, теплое солнышко согрело землю. Растаял снег. С пригорков побежали звонкие ручейки. Распустились первые весенние цветы. Почки на деревьях набухли, скоро появятся первые зеленые листочки. Дети решили пойти на прогулку в лес.

Мальчики и девочки надели весеннюю одежду. Мальчики зипун и войлочную шапку, а девочки душегрейки и льняные платки.

На ноги дети надели лапти.

Ребята взяли с собой веселую, озорную собачку Жучку.

Ваня катает Настю на расписной тележке, а Петя и Максим пустили берестяные кораблики по воде в ручейке.

Все рады весне.

воспитатель

Кто хотел бы первым составить свой рассказ. Схема подсказка поможет.

Как ты назовешь свой рассказ?

(ребенок рассказывает)

Как здорово!

дети

Кто еще хочет составить рассказ? Постарайтесь рассказать по своему.

Дети составляют рассказ.

(Можно рассказать по очереди, сначала начинает рассказывать сильный ребенок, другие продолжают)

воспитатель

Ребята, вам понравился рассказ Вани, Сережи. Мне тоже! Вы старались, вспомнили все приметы весны, о которых мы с вами говорили.

Ребята, мы сегодня с вами как будто побывали на большой интересной весенней прогулке.

Вам понравилось?

Что нового вы узнали?

А что больше всего вам понравилось?

А какие задания были для вас самыми сложными?

Кто запомнил, как что надевали поверх рубахи мальчики (зипун), девочки (душегрейки).

Ребята, этот макет я оставлю в вашей группе. Вы можете дополнить этот сюжет другими предметами, игрушками….

Например, вот такими… (показывает игрушки)

И, конечно, вы можете придумать новый рассказ.

Воспитатель открывает поднос с колокольчиками

А сейчас наш веселый колокольчик прощается с вами.

Если вам понравилось наше занятие позвоните колокольчиком громко-громко, если вам было скучно, не интересно заниматься сегодня – то позвоните тихо…

Дети берут колокольчики и звонят

Воспитатель

Динь-дзинь-дон

Динь-дзинь-дон,

Слышу громкий перезвон!

Ребята, мне тоже очень понравилась наша встреча, вы были сегодня активными, внимательными, порадовали своими знаниями.

На память о нашей встрече я вам подарю необычнее сладкие , расписные пряники-первоцветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...