СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека по развитию речи
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста, на наш взгляд, является одной из наиболее важных и не легко решаемых проблем в современной педагогике. В эпоху компьютерных технологий мы часто поощряем времяпрепровождение детей за гаджетами, и к книгам дети не проявляют практически никакого интереса. Поэтому педагоги прикладывают массу усилий, чтобы ребенок заинтересовался книгой. Палочка-выручалочка в данной ситуации – сказка.
Сказка дарит ребенку радость и является одним из действенных способов развития речи. В сказке ребенок учится играя.
Сказка расширяет словарный запас ребенка, а также развивает связную логическую речь. Речь ребенка благодаря сказкам становиться более выразительной, эмоциональной, насыщенной. Сказочные истории учат ребенка строить словосочетания и предложения, формируют речь ребенка.
В своей работе мы, педагоги, используем сказку как средство развития речи. Все потому, что детям сказочные персонажи знакомы, знаком их характер и поступки. Язык сказок насыщенный, выразительный и в то же время прост для понимания. Дети легко запоминают содержание сказок, так ка они носят цикличный характер (сюжет сказки многократно повторяется, но включает в себя небольшие изменения) Это помогает дошкольникам вовлечься в речевую работу. Поэтому я активно использую сказку в своей деятельности.
Слушая сказку, ребенок фантазирует, представляет, размышляет, у него формируется собственный взгляд на мир. Необходимо развивать у дошкольников творчество, ведь сказку можно не только слушать, сказку можно и инсценировать, можно и попробовать свою сказку сочинить, а еще ее можно нарисовать.
Сказка знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает язык, обычаи, традиции того или иного народа. Таким образом, через сказку дети знакомятся с историей своего народа, знакомятся с богатством его культуры.
Учитывая значимость сказки для всестороннего развития ребенка, нами были выделены следующие цель и задачи.
Цель: создание условий для развития речевой активности детей младшего возраста посредством сказки.
Задачи: побуждать интерес детей к сказкам (чтение, рассказывание, прослушивание аудио сказок, просмотр мультфильмов, инсценировки с использованием настольного театра); формировать представление о добре и зле; развивать связную, образную речь детей; учить отвечать на вопросы, обогащать словарный запас детей; прививать любовь ко всему живому, помочь родителям понять ценность сказки, ее важную роль в воспитании детей.
В своей работе по ознакомлению детей со сказкой, мы применяем следующие методы:
- Чтение, то есть дословно передаем детям содержание той или иной сказки. Если по объему содержание сказки не большое, то рассказываем ее наизусть.
- Рассказывание (тут уже предполагается более свободная подача содержания сказки, можно сократить, заменять слова синонимами, но так, чтобы главная мысль сказки не была потеряна).
- Чтобы закрепить знание сказки применяем такие методы, как викторины, театрализация сказки с использованием настольного театра; используем дидактические игры по мотивам сказок.
Викторины в основном проводим во второй половине дня, в качестве развлечения и закрепления знаний. Примерами дидактических игр по сказкам, могут служить, например,
«Кто за кем?», «Я назову, а вы продолжите!», «Из какой сказки герой?» и другие.
Очень важно при ознакомлении со сказкой, ее чтением или рассказыванием преподнести ее так, чтобы заинтересовать детей - читать (рассказывать) эмоционально, выразительно, так, чтобы дети заслушались!
Для достижения поставленных нами цели и задач, в своей работе применяем следующие приемы:
- Выразительность чтения – использование разной интонации, мимики, жестов.
- Повторное чтение – любую прочитанную сказку целесообразно повторять. Небольшие сказки можно рассказывать целиком, а из больших повторять самые яркие и значимые отрывки. Повторное чтение можно сочетать с лепкой или рисованием.
- Выборочное чтение – прочтение отрывка, концовки, песенки из сказки. Можно задавать наводящие вопросы «Из какой сказки…?», «Кто исполняет эту песенку?» и многие другие.
- Драматизация – активная форма восприятия сказки. Здесь ребенок может выступать, как рассказчиком, так и в роли сказочного персонажа.
- Рассмотрение иллюстраций – иллюстрации показывают детям после прочтения, в той последовательности как описываются события в сказке.
- Беседа по сказке – комплексный прием, который может включать в себя как словесные, так и наглядные приемы.
В своей деятельности мы активно применяем следующие формы работы со сказкой: НОД, чтение художественной литературы, пальчиковые игры, музыкально-ритмические движения, продуктивная деятельность, подвижные игры, дидактические игры.
В своей работе по ознакомлению детей со сказками мы придерживаемся следующих принципов: принцип наглядности, принцип активности и самостоятельности, принцип поэтапности, соучастия, принцип познавательной выразительности.
В младшем дошкольном возрасте очень важно наличие атрибутов, которые будут выступать в роли героев сказок. Необходимо активизировать как наглядно-действенное, так и образное мышление.
Сказку мы используем не только в воспитательно-образовательном процессе, а также при индивидуальной работе с дошкольниками.
В своей работе по ознакомлению детей со сказками мы опираемся на список рекомендованных произведений для чтения в инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией В.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Очень важным условием для нормального развития речи у детей является организация предметно-пространственной среды.
Чтобы работа приносила больше результативности, в нашей группе мы создали необходимые условия для работы в данном направлении. Наша группа оснащена необходимым игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя как наглядный материал, так и раздаточный.
Нами были оформлены следующие зоны в группе, которые стимулируют речевую активность детей: уголок речевого развития; книжный уголок «Книга-лучший друг!»- на его полках находятся любимые детьми сказки, такие как «Репка», «Теремок», «Лиса и волк» и многие другие (уголок расположен на доступном ребенку уровне, что позволяет выбрать понравившуюся книгу); театральный уголок и уголок ряженья (в уголке есть зеркало, сундучок с одеждой: разноцветные юбки, сумочки, рубашки, кепки и др.); игровой уголок (в свободном доступе находятся атрибуты к сюжетно-ролевым играм, например, к таким, как
«Семья», «Больница», «Кухня» и другим); уголок сенсорного развития, который включает в себя дидактические игры, например, «Найди домик для зайчика», «Собери целое» и другие, мягкие пазлы, разнообразные пирамидки, шнуровки, мозаики, уголок ПДД – в уголке находятся машинки для катания детьми, дорожные знаки, плакаты. Все наши уголки по развитию речи в группе оформлены согласно требованиям ФГОС, уголки постоянно пополняются, они соответствуют интересам и возрасту детей.
Мы большую роль отводим работе по просвещению родителей, консультируя их по использованию в воспитании сказок. Мы акцентируем внимание на том, что семейное чтение очень важно при формировании речи и положительных эмоций у детей. Стараясь заинтересовать родителей, мы проводили консультации, родительские собрания, привлекали родителей вместе с детьми к участию в конкурсах. Родители принимали активное участие в изготовлении масок для нашего театрального уголка, изготовили книжки-малышки (по мотивам сказок), участвовали в конкурсе «Сочини сказку». В качестве домашнего задания, мы предлагали родителям совместно с детьми нарисовать любимого сказочного героя или слепить его.
Ценность сказок заключается в том, что они плодотворно влияют на всестороннее развитие ребенка, в том числе и на речевое развитие. С давних времен сказка является не мало важной частью воспитания детей. Она помогает взрослым доступным языком объяснить, что такое хорошо, что плохо, рассказать им о добре и зле/
Мы считаем, что в настоящее время, в связи с внедрением ФГОС, в воспитании ребенка очень важна преемственность между родителями и педагогами. Поэтому мы всю перечисленную выше работу с детьми проводим совместно. Взаимодействие ДОО и семьи является очень важным для достижения поставленных целей. Да и каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил четко, правильно излагал свою мысль.
Практическая значимость нашего опыта работы состоит в том, что его можно применять в повседневной практике в любой дошкольной образовательной организации. Использование стандартных и нестандартных подходов к организации НОД, прогулок, свободной деятельности, игры, занятий по чтению художественной литературы, повысит интерес ребенка к сказке, увлечет в игру, положительно скажется на развитии речи.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/06/09/snimok_ekrana_2024-06-09_v_17.38.55.png)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-546068-1417960035.jpg)
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: «Игротерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал в помощь родителям...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/25/picture-768250-1458921618.jpg)
Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/28/picture-124095-1556470223.jpg)
План по саморазвитию "Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
План по саморазвитию для младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/17/picture-1109633-1650215428.jpg)
«Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».
laquo;Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/19/picture-1479532-1710834916.jpg)
«Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
В статье освещается актуальность ответственного подхода к развитию речевых умений детей на ступени дошкольного образования. Основываясь на личном педагогическом опыте, автор рекомендует использовать в...