СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста, на наш взгляд, является одной из наиболее важных и не легко решаемых проблем в современной педагогике. В эпоху компьютерных технологий мы часто поощряем времяпрепровождение детей за гаджетами, и к книгам дети не проявляют практически никакого интереса. Поэтому педагоги прикладывают массу усилий, чтобы ребенок заинтересовался книгой. Палочка-выручалочка в данной ситуации – сказка.
Сказка дарит ребенку радость и является одним из действенных способов развития речи. В сказке ребенок учится играя.
Сказка расширяет словарный запас ребенка, а также развивает связную логическую речь. Речь ребенка благодаря сказкам становиться более выразительной, эмоциональной, насыщенной. Сказочные истории учат ребенка строить словосочетания и предложения, формируют речь ребенка.
В своей работе мы, педагоги, используем сказку как средство развития речи. Все потому, что детям сказочные персонажи знакомы, знаком их характер и поступки. Язык сказок насыщенный, выразительный и в то же время прост для понимания. Дети легко запоминают содержание сказок, так ка они носят цикличный характер (сюжет сказки многократно повторяется, но включает в себя небольшие изменения) Это помогает дошкольникам вовлечься в речевую работу. Поэтому я активно использую сказку в своей деятельности.
Слушая сказку, ребенок фантазирует, представляет, размышляет, у него формируется собственный взгляд на мир. Необходимо развивать у дошкольников творчество, ведь сказку можно не только слушать, сказку можно и инсценировать, можно и попробовать свою сказку сочинить, а еще ее можно нарисовать.
Сказка знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает язык, обычаи, традиции того или иного народа. Таким образом, через сказку дети знакомятся с историей своего народа, знакомятся с богатством его культуры.
Учитывая значимость сказки для всестороннего развития ребенка, нами были выделены следующие цель и задачи.
Цель: создание условий для развития речевой активности детей младшего возраста посредством сказки.
Задачи: побуждать интерес детей к сказкам (чтение, рассказывание, прослушивание аудио сказок, просмотр мультфильмов, инсценировки с использованием настольного театра); формировать представление о добре и зле; развивать связную, образную речь детей; учить отвечать на вопросы, обогащать словарный запас детей; прививать любовь ко всему живому, помочь родителям понять ценность сказки, ее важную роль в воспитании детей.
В своей работе по ознакомлению детей со сказкой, мы применяем следующие методы:
- Чтение, то есть дословно передаем детям содержание той или иной сказки. Если по объему содержание сказки не большое, то рассказываем ее наизусть.
- Рассказывание (тут уже предполагается более свободная подача содержания сказки, можно сократить, заменять слова синонимами, но так, чтобы главная мысль сказки не была потеряна).
- Чтобы закрепить знание сказки применяем такие методы, как викторины, театрализация сказки с использованием настольного театра; используем дидактические игры по мотивам сказок.
Викторины в основном проводим во второй половине дня, в качестве развлечения и закрепления знаний. Примерами дидактических игр по сказкам, могут служить, например,
«Кто за кем?», «Я назову, а вы продолжите!», «Из какой сказки герой?» и другие.
Очень важно при ознакомлении со сказкой, ее чтением или рассказыванием преподнести ее так, чтобы заинтересовать детей - читать (рассказывать) эмоционально, выразительно, так, чтобы дети заслушались!
Для достижения поставленных нами цели и задач, в своей работе применяем следующие приемы:
- Выразительность чтения – использование разной интонации, мимики, жестов.
- Повторное чтение – любую прочитанную сказку целесообразно повторять. Небольшие сказки можно рассказывать целиком, а из больших повторять самые яркие и значимые отрывки. Повторное чтение можно сочетать с лепкой или рисованием.
- Выборочное чтение – прочтение отрывка, концовки, песенки из сказки. Можно задавать наводящие вопросы «Из какой сказки…?», «Кто исполняет эту песенку?» и многие другие.
- Драматизация – активная форма восприятия сказки. Здесь ребенок может выступать, как рассказчиком, так и в роли сказочного персонажа.
- Рассмотрение иллюстраций – иллюстрации показывают детям после прочтения, в той последовательности как описываются события в сказке.
- Беседа по сказке – комплексный прием, который может включать в себя как словесные, так и наглядные приемы.
В своей деятельности мы активно применяем следующие формы работы со сказкой: НОД, чтение художественной литературы, пальчиковые игры, музыкально-ритмические движения, продуктивная деятельность, подвижные игры, дидактические игры.
В своей работе по ознакомлению детей со сказками мы придерживаемся следующих принципов: принцип наглядности, принцип активности и самостоятельности, принцип поэтапности, соучастия, принцип познавательной выразительности.
В младшем дошкольном возрасте очень важно наличие атрибутов, которые будут выступать в роли героев сказок. Необходимо активизировать как наглядно-действенное, так и образное мышление.
Сказку мы используем не только в воспитательно-образовательном процессе, а также при индивидуальной работе с дошкольниками.
В своей работе по ознакомлению детей со сказками мы опираемся на список рекомендованных произведений для чтения в инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией В.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Очень важным условием для нормального развития речи у детей является организация предметно-пространственной среды.
Чтобы работа приносила больше результативности, в нашей группе мы создали необходимые условия для работы в данном направлении. Наша группа оснащена необходимым игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя как наглядный материал, так и раздаточный.
Нами были оформлены следующие зоны в группе, которые стимулируют речевую активность детей: уголок речевого развития; книжный уголок «Книга-лучший друг!»- на его полках находятся любимые детьми сказки, такие как «Репка», «Теремок», «Лиса и волк» и многие другие (уголок расположен на доступном ребенку уровне, что позволяет выбрать понравившуюся книгу); театральный уголок и уголок ряженья (в уголке есть зеркало, сундучок с одеждой: разноцветные юбки, сумочки, рубашки, кепки и др.); игровой уголок (в свободном доступе находятся атрибуты к сюжетно-ролевым играм, например, к таким, как
«Семья», «Больница», «Кухня» и другим); уголок сенсорного развития, который включает в себя дидактические игры, например, «Найди домик для зайчика», «Собери целое» и другие, мягкие пазлы, разнообразные пирамидки, шнуровки, мозаики, уголок ПДД – в уголке находятся машинки для катания детьми, дорожные знаки, плакаты. Все наши уголки по развитию речи в группе оформлены согласно требованиям ФГОС, уголки постоянно пополняются, они соответствуют интересам и возрасту детей.
Мы большую роль отводим работе по просвещению родителей, консультируя их по использованию в воспитании сказок. Мы акцентируем внимание на том, что семейное чтение очень важно при формировании речи и положительных эмоций у детей. Стараясь заинтересовать родителей, мы проводили консультации, родительские собрания, привлекали родителей вместе с детьми к участию в конкурсах. Родители принимали активное участие в изготовлении масок для нашего театрального уголка, изготовили книжки-малышки (по мотивам сказок), участвовали в конкурсе «Сочини сказку». В качестве домашнего задания, мы предлагали родителям совместно с детьми нарисовать любимого сказочного героя или слепить его.
Ценность сказок заключается в том, что они плодотворно влияют на всестороннее развитие ребенка, в том числе и на речевое развитие. С давних времен сказка является не мало важной частью воспитания детей. Она помогает взрослым доступным языком объяснить, что такое хорошо, что плохо, рассказать им о добре и зле/
Мы считаем, что в настоящее время, в связи с внедрением ФГОС, в воспитании ребенка очень важна преемственность между родителями и педагогами. Поэтому мы всю перечисленную выше работу с детьми проводим совместно. Взаимодействие ДОО и семьи является очень важным для достижения поставленных целей. Да и каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил четко, правильно излагал свою мысль.
Практическая значимость нашего опыта работы состоит в том, что его можно применять в повседневной практике в любой дошкольной образовательной организации. Использование стандартных и нестандартных подходов к организации НОД, прогулок, свободной деятельности, игры, занятий по чтению художественной литературы, повысит интерес ребенка к сказке, увлечет в игру, положительно скажется на развитии речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: «Игротерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал в помощь родителям...
Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...
План по саморазвитию "Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
План по саморазвитию для младшего дошкольного возраста....
«Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».
laquo;Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»....
«Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
В статье освещается актуальность ответственного подхода к развитию речевых умений детей на ступени дошкольного образования. Основываясь на личном педагогическом опыте, автор рекомендует использовать в...
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста, на наш взгляд, является одной из наиболее важных и не легко решаемых пр...