Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Чебурашка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель занятия расширять круг представлений у детей, словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosnpekt_po_triz.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Чебурашка»
Цель: расширять круг представлений у детей, словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.
Оборудование: Игрушка Чебурашка, модель для придумывания загадок, картинки: самовар, очки, мед, карточки с признаками предметов.
Ход занятия:
Воспитатель: у нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать кто это в игре "Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость и он не является человеком.
Дети: Это птица?
Воспитатель: Нет, это не птица
Дети: Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети: Может это какой-то зверек?
Воспитатель: Да, но зверек необычный, а волшебный. ( Воспитатель загадывает загадку)
На потеху детворе
Не вместился в словаре!
Есть чебуреки, есть Чебоксары,
А о нём забыли в мемуарах!
Дети: (Чебурашка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. А как вы думаете, как он у нас появился?
Дети: Приехал в коробке с апельсинами
Воспитатель: А каким образом еще мог у нас появиться?
Дети: прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки и.т.д.
Воспитатель: а если прилететь, то на чем?
Дети: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...
Воспитатель: Чебурашка говорит, что он пришел попросить у нас помощи. Дело в том, что Гена решил организовать конкурс загадок. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Чебурашка слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Поможем ему?
Чебурашка принес с собой картинки с изображенными на них предметами о которых он бы хотел придумать загадку (самовар, мед, очки)
Дети: да!
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о самоваре. Значение признака в левой части таблицы обозначается символом признака, а в правой части зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает значение признака и воспроизводит слово в целом.
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Желтый.
Воспитатель указывает признак в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий
(заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по температуре? – теплый
(заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой?
Что бывает таким же?
Желтый - Солнце
Шипящий - Вулкан
Теплый - мама
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
ПР: желтое - солнце, но не простое, а яркое солнце.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой?
Что бывает таким же?
Желтый
Яркое солнце
Шипящий
Проснувшийся вулкан
Теплый
Мамины объятия
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Желтый как яркое солнце; шипящий, но не проснувшийся вулкан; теплый , как объятия мамы". ( Воспитатель «записывает результат для Чебурашки»).
Физминутка.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Разбежались»
Подвижная игра «Разбежались!»
Правила игры
Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет — к окну и др.
Называются признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами — без карманов; длинные рукава — короткие; в сандаликах — не в сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, кого в детский сад привел папа — кого не папа и др.
Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений (высокие — направо, низкие — налево), предполагающие вариативность ответа («Кто любит конфеты, кто нет» — а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делящие детей на число групп больше двух («Любит собак — любит кошек» — а если любит других животных?).
Игра проводиться в быстром темпе на выбывание.
После игры дети таким же образом составляют загадки на слова мед, ромашка, очки. Дети стараются сами подобрать признаки предмета и сравнения с другими предметами. Все придуманные воспитателем с детьми загадки записываются.
В конце занятия воспитатель с детьми прощается с гостем, отдают Чебурашке придуманные ими загадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе«Лунный гость»Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить дете...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе
Тема: «Спасти заколдованную принцессу»Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; разви...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «В гости к Зимушке-Зиме» (старшая группа)
Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ-технологий.Задачи:1. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях в природном мире, о развлечениях зимой.2. Обогащать словарь...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе. «Загадочный гость»
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе.«Загадочный гость»...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе. «Загадочный гость»
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе.«Загадочный гость»Цель: Развивать диалогическую форму речи.Задачи: Обогащать круг представлений у де...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе. «Загадочный гость»
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе.«Загадочный гость»Цель: Развивать диалогическую форму речи.Задачи: Обогащать круг представлений у де...