Главные вкладки
МЕТОДИКА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПРИ РАССМАТРИВАНИИ КАРТИН
методическая разработка по развитию речи
Показ картин и разъяснение содержания их по введению новых слов используется во всех возрастных группах. В картине ребенок воспринимает не реальный предмет, который действует на органы чувств, а его изображение, то есть воспринимает его опосредованно. Здесь также большое значение имеет метод сравнения.
Рассматривания картин с целью расширения и активизации словаря, можно использовать такие виды занятий: названия предметов, их частей, действий и состояния, свойств и признаков; описания: описать качества, признаки и состояние предметов; сравнение двух и более предметов по цвету, форме, размеру, материалу, назначению; описание картины: установить время года, место, время изображенного на картине; кто больше увидит? Этот прием усиливает внимание, активизирует память, язык; систематизация картин по темам: животные, птицы, цветы, овощи, мебель, одежда, посуда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_slovarnoy_raboty.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПРИ РАССМАТРИВАНИИ КАРТИН
Впервые задачи по словарной работе с дошкольниками определила Е. Тихеева в работе «Развитие речи детей». Она считала формирование словаря – главным направлением речевой работы с детьми дошкольного возраста и предложила систему усвоения слов
Показ картин и разъяснение содержания их по введению новых слов используется во всех возрастных группах. В картине ребенок воспринимает не реальный предмет, который действует на органы чувств, а его изображение, то есть воспринимает его опосредованно. Здесь также большое значение имеет метод сравнения.
Рассматривания картин с целью расширения и активизации словаря, можно использовать такие виды занятий: названия предметов, их частей, действий и состояния, свойств и признаков; описания: описать качества, признаки и состояние предметов; сравнение двух и более предметов по цвету, форме, размеру, материалу, назначению; описание картины: установить время года, место, время изображенного на картине; кто больше увидит? Этот прием усиливает внимание, активизирует память, язык; систематизация картин по темам: животные, птицы, цветы, овощи, мебель, одежда, посуда.
Словарная работа проводится на специальных занятиях по рассматриванию картин, в индивидуальном общении с детьми утром, на прогулке. Но в основном эта задача решается параллельно с другими по развитию речи во время бесед и рассказов по картине. Занятия с картиной занимает одно из ведущих мест в методике развития речи дошкольников.
В методике развития связной речи дошкольников Н. Гавриш выделяет несколько видов занятий по составлению рассказа по содержанию картины, которые подаются по степени осложнения.
1. Составление рассказа-описания предметной картины.
2. Составление сюжетной рассказы по содержанию картины.
3. Сравнительный описание двух картин.
4. Составление рассказа по пейзажной картиной или натюрмортом.
Методика проведения каждого из этих видов занятий имеет свою специфику, однако обязательными являются структурные части - организация восприятия, рассматривания детьми произведений живописи и обучения рассказывания по их содержанию. Производительность второй части занятия полностью зависит от результативности первой, то есть от того, насколько эффективно был организован процесс восприятия. Итак, чтобы правильно управлять умственной и речевой деятельностью детей на этих занятиях, педагог должен овладеть методикой обучения детей восприятия произведений живописи и методике обучения рассказы по содержанию.
Значительную роль играет подготовка детей к рассмотрению и описания картин. Действенным приемом является вступительное слово педагога перед показом картины или короткая вступительная беседа, в которой уместно дать краткую информацию о жизни и творчестве художника - автора картины, о ее жанр, а потом актуализировать знания детей о временах года, человеческие отношения и т.д., то есть те, которые настраивают на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей активизируют мыслительную и речевую деятельность дошкольников побуждает их к проявлению инициативы.
Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по репродукции картины, проводится после ее молчаливого рассмотрения детьми, воспитатель задает вопросы.
Вопрос - почти единственный методический прием, который применяют воспитатели в первой части занятия.
Детям дошкольного возраста трудно находиться длительное время в статическом положении, как этого требует беседа по вопросам.
Многочисленные наблюдения и анализ работы воспитателей позволили Н.Гавриш выделить типичные ошибки в организации процесса восприятия детьми репродукции картины и развития связной речи:
- Вопрос подбираются по принципу "чем больше, тем лучше". Важно не количество вопросов, а их разнообразие.
- Подавляющее большинство вопросов является вопросами об очевидном, то есть имеет репродуктивный характер. Чрезмерное увлечение ими тормозит процесс мышления, гасит интерес к произведению живописи.
- Вопрос по содержанию картины имеют возбуждать мнение. Детям хочется чувствовать себя умными, им нравится всевозможные неожиданности, загадки. Именно поисковая деятельность самая естественная для дошкольного возраста. Следовательно, не стоит злоупотреблять вопросами об очевидном. Вопросы должны побуждать воспитанников искать ответ через анализ увиденного.
- Воспитатели часто ставят типовые, трафаретные вопрос, связанные с констатацией того, что изображено на картине, и установления простейших связей между элементами изображения.
Шаблонные трафаретные вопросы по содержанию картины делают занятия от начала обреченным на неудачу: становится невозможной и неуместной любая инициатива, лишними оказываются активность и самостоятельность, оригинальность мысли детей. В таком пассивном интеллектуальном, эмоциональном состоянии вряд ли стоит ожидать от детей интересных собственных рассказов. Они подражают образец воспитателя и, скучая, ждут окончания занятия.
Большое значение необходимо уделять проблемным вопросом, побуждающих к поиску ответа на самой репродукции картины, в аналитических действиях, которые находят выход в самостоятельном суждении о произведении живописи. Развернутый ответ становится естественным результатом интеллектуально-речевой работы: ребенок мыслит и выражает свое мнение не шаблонно, потому что это его собственное мнение, для формулировки которого он сам подбирает языковые средства.
Словарная работа в дошкольном учреждении – это планомерное обогащение активного словаря детей незнакомыми или тяжелыми для них словами, воспитание чувствительности к смысловым и стилистическим оттенкам словам, повышение культуры речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по методике словарной работы и ознакомлению детей с окружающим миром на тему: "Экскурсия на почту".
Конспект НОД по методике словарной работы и ознакомлению детей с окружающим миром на тему: "Экскурсия на почту". Старшая группа...
Педагогический совет "Организация и методика словарной работы"
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению...
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУВведениеСловарная работа в детском саду -- это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что ...
Методика словарной работы в процессе ознакомления с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимае...
Лекция на тему:"Методика словарной работы с детьми".
Методика словарной работы с детьми...
Задачи и содержание словарной работы. Методика словарной работы.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы....
Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны» и составление рассказов по картинам
Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»и составление рассказов по картинам...