Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду
методическая разработка по развитию речи
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_muzykalnyh_zanyatiyah_v_dou.docx | 11.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области
Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду
Музыкальный руководитель:
Маркелова Софья Владимировна
С.Печерск
2024
В статье автор пытается определить влияние элементов музыкальной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста, кратко рассматривая все компоненты структуры музыкального занятия.
Ключевые слова: музыка, речь, пение, слушание музыки, ритм, темп.
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций. Выразительность музыки и речи сходна. И в музыке, и в речи очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.
Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей. Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности, такие как пение и песенное творчество, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, игровое и танцевальное творчество
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека.
Чернышевский Н. Г. относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Общеизвестно, что пение развивает:
- речевое дыхание;
- голос;
- формирует чувство ритма и темпа;
- улучшает дикцию;
- координирует слух и голос.
Также пение помогает исправлять недостатки речи, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольника. Этот вид деятельности способствует формированию слухового внимания, развитию эмоциональной отзывчивости; развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия. Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей. Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении, которая обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного и музыкального содержания произведения. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли, высказать чувства и эмоции, связанные с прослушиванием музыки.
Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей. Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы. Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации движений и т.д. Поэтому, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а так же стимулируют развитие мозга, соответственно и речи.
Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение. Активизируют речь детей. Тренируют память, фантазию, воображение, наблюдательность, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей. Железновой Е. разработана методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи развития речи.
Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь. Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: пергаментной бумаге, разделочных досках и пр.
Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях. Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры. При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.
Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей дошкольного возраста, целесообразно сделать вывод о важности и особом значении каждого из них.
Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. Все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игровых танцев, песен, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Литература:
- Бутусова Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Детство- пресс, 2019.
- Анисимов В. П. Теория и методика музыкального развития дошкольников. – Тверь : Тв ГУ, 2017.
- Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Т. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. – СПб., 2019.
- Боромыкова О. С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. – СПб. : Детство-пресс, 2019.
- Виноградов Л. В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. –М. : Сфера, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная творческая игра, как источник развития ребенка на музыкальных занятиях в детском саду.
Музыка и игра являются частью жизни ребенка. Раннее приобщение к творческой деятельности очень полезно для общего художественного развития и вполне естественно для малышей. Это вполне соответствует их...
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Статья предназначена для родителей и воспитателей, в ней рассказывается о четырех видах музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, для развития речи....
Методическая разработка Речевая гимнастика - как средство развития речи на физкультурном занятии в детском саду
laquo;Азбука речегимнастики для дошкольников»:поквартальное распределение речевой гимнастики и речетативов...
"Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду"
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, т...
Игры на развитие восприятия на музыкальных занятиях в детском саду для младших дошкольников.
Игры для развития восприятия у детей 2-5 лет в детском саду....
Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и ре...
консультация для родителей "Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду"
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них, их общее начало – звук. Музыкальные звуки, также, как и речь, воспринимаются слухом.Музыка и речь имеют ...