Мнемотехника в речевом развитии дошкольника
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Полякова Елена Дмитриевна

Используя в своей работе мнемотехнику  я пришла квыводу что у детей: 

расширяется круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумать интересные истории; 

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок. загадок;

словарный запас выходит на более высокий уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника в речевом развитии дошкольников Подготовила: Полякова Е. Д.

Слайд 2

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

Слайд 3

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса, а также развитие правильного звукопроизношения. 2. Преобразование образов в символы. 3. Развитие памяти, внимания и образного мышления. 4. Развитие мелкой моторики. 5. Развитие творческих способностей, фантазии . ЗАДАЧИ:

Слайд 4

Методические требования к мнемотаблицам (при описании предмета) : Лист бумаги размером 45*30 сантиметров (чаще используем формат А4 ), который разделён на квадраты (по количеству характерных признаков). - Цвет : нарисованы цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» - «форма». - Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме. - Величина: нарисованы два предмета контрастной величины. Детям напоминают, что рассказывая о величине предмета, кроме понятий «большой – маленький», надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий». - Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…). - Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей необходимо заранее познакомить с названиями частей. - Действия с предметом: изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.

Слайд 5

ЭТАПЫ : Работа с мнемотаблицами строится по принципу «от простого к сложному»: Для малышей : 1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов. 2. Преобразование символов в образы. 3. Пересказ при помощи символов. Старшим дошкольникам даётся усложнение: 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе

Слайд 6

Актуальность мнемотехники для дошкольников в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память Если ребёнок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит.

Слайд 7

При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, Пропускают отдельные звенья, “Теряют” действующих лиц. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов Бедная диалогическая речь Плохая дикция ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

Слайд 8

Развитие речи тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Очень важно, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим . Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.

Слайд 9

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Структура мнемотехники

Слайд 10

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация

Слайд 11

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Структура мнемотехники

Слайд 12

Изображение персонажа или предмета в графическом виде

Слайд 13

Мнемотаблицы для детей Раннего возраста:

Слайд 14

Мнемотаблицы для детей Раннего возраста:

Слайд 15

Мнемотаблицы для детей Старшего дошкольного возраста :

Слайд 16

Мнемотаблицы для детей Старшего дошкольного возраста :

Слайд 17

Мнемотаблицы для детей Старшего дошкольного возраста:

Слайд 18

Основное задание : Нарисовать мнемотаблицу к загадке : 1. Б ез рук, без топорёнка Построена избёнка? 2.Спит в берлоге косолапый До весны сосёт там лапу 3.Две сестрицы, две руки, Рвут на грядке сорняки И друг друга моют 4.В руку кружку беру Утром рано после тумана Пойду капельки росы соберу СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"

Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...

Мнемотехника в речевом развитии дошкольников

"Мнемотехника в речевом развитии дошкольников"...

«Мнемотехника в речевом развитии дошкольников»

Раскрыты цели и задачи мнемотехники, актуальность использования данной техники в детском саду...

Консультация «Использование технологии «Мнемотехника» в речевом развитии дошкольников»

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличи...

«МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

)-  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он  будет долго и напрасномучиться, но свяжите двадцать   таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»....

Использование методов и приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников

Ознакомление с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников....