Мнемотехника в речевом развитии дошкольников
статья по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
«Мнемотехника в речевом развитии дошкольников».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К.Д. Ушинский
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
· односложная, состоящая из простых предложений речь;
· неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
· недостаточный словарный запас;
· употребление нелитературных слов и выражений;
· бедная диалогическая речь;
· неспособность построить монолог;
· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
· отсутствие навыков культуры речи;
· плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа.
Основные задачи мнемотехники:
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки, пересказывать рассказы по мнемотаблице.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Воспитывать у детей любовь к народным, авторским сказкам и стихотворениям.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при заучивании стихотворений.
Работа по мнемотаблице состоит из четырёх этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы.
4. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
Мнемотаблицы можно использовать в образовательных областях:
· Речевое развитие.
· Познавательное развитие.
· Социально-коммуникативное развитие.
· Художественно-эстетическое развитие.
· Физическое развитие.
Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемотехника справляется просто великолепно.
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:
- мощное развитие визуального мышления;
- выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
- формирование способности к эффективному самостоятельному обучении.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"
Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...
«Мнемотехника в речевом развитии дошкольников»
Раскрыты цели и задачи мнемотехники, актуальность использования данной техники в детском саду...
Консультация «Использование технологии «Мнемотехника» в речевом развитии дошкольников»
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличи...
«МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
)- «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасномучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»....
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников».
В помощь воспитателю...
Использование методов и приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников
Ознакомление с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников....