Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Буратино идет в школу (подготовка к обучению грамоте)»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Буратино идет в школу (подготовка к обучению грамоте)»
Закрепить знания, умения и навыки звукобуквенного анализа. Упражнять в дифференциации изученных звуков. Упражнять в звуковом анализе слова. Закреплять обобщающие понятия.Закреплять умения отвечать на вопрос полным предложением. Обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, воображение. Развивать фонематический слух. Развивать самостоятельность, инициативу. Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку. Воспитывать любознательность и творческую активность. Воспитывать умение терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Буратино идет в школу (подготовка к обучению грамоте)»
Цель:закрепить знания, умения и навыки звукобуквенного анализа.
Задачи:
Обучающие:
- Упражнять в дифференциации изученных звуков.
- Упражнять в звуковом анализе слова.
- Закреплять обобщающие понятия.
- Закреплять умения отвечать на вопросполным предложением.
Развивающие:
- Обогащать словарный запас.
- Развивать внимание, память, воображение.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку.
- Воспитывать любознательность и творческую активность.
- Воспитывать умение терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.
Методы и приемы:
Наглядный: показ, демонстрация, иллюстрация.
Словесный: беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: сюрпризный момент, игра.
Словарная работа: алфавит, буквы, гласные и согласные звуки.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности.
Предварительная работа: беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.
Оборудование: игрушка Буратино, картинки с изображением предметов, карточки с изображением букв, мяч, разноцветные камешки (красный, синий, зеленый, фиолетовый, желтый), фонарики(красный, зеленый), интерактивная доска, листы бумаги для акварели, коврик- пазл Буквы, кисточки, стаканчик с волшебными чернилами, аудио запись для физминутка.
Ход занятия
В:Сколько сегодня к нам пришло гостей на занятие, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте! (ребята садятся за столы, воспитатель напоминает детям как правильно надо сидеть за столом).
В: Ребята, как называется наша страна?
Д: Наша страна называется Россия.
В: Какой у нас в России государственный язык?
Д: Государственный язык русский.
В: Правильно! И на нем надо говорить правильно и грамотно.
В следующем году вы пойдете в школу, нужно хорошо подготовится, и
наше занятие называется - подготовка к обучению грамоте. Ребята у нас еще один гость это Буратино. Буратино тоже пойдет в школу и ему нужна помощь в обучение грамоте. Ребята вы согласны ему помочь.
Д: Мы согласны помочь Буратино.
В:Буратино принес нам листы бумаги и спрашивает для чего они. Ребята скажите, для чего используют бумагу.
Д: На бумаги можно писать,рисовать и раскрашивать, но писать вы еще не умеете,зато умеете на ней рисовать. Садитесь за столы, и закрасьте лист, создадим фон на листе. Дети рассаживаются и приступают к закрашиванию. После закрашивания листа волшебными чернилами проявляются буквы.
В: Буратино, смотри лист бумаги которые ты принес, оказались волшебные, что же проявилось на бумаге.
Д: На бумаге проявились буквы.
В: А что такое буква?
Д: Буква – это символ, обозначающий звук на письме.
В: Чем буква отличается от звука?
Д: Буквы мы видим и пишем.
В: Что такое звук?
Д: Звук – это то, что мы слышим и произносим.
В: Назовите, пожалуйста какие звуки бывают.
Д: Звуки бывают гласные и согласные.
В: Согласны звуки еще бывают какие?
Д: Мягкие и твердые.
В. Каким цветом означают гласные буквы?
Д: Красным цветом.
В: А согласные звуки.
Д: Мягкие -зеленным, а твердые синим.
В: Молодцы! теперь каждый из вас расскажет про букву и звук, который у него проявился.
Каждый ребенок называет проявившуюся у него букву, дает ей характеристику.
Воспитатель: Давайте, с этими звуками придумаем слова. Я приглашаю всех встать в круг. Игра с мячом, которая называется «Назови слово». Правила такие: Я называю звук, на который должно начинаться слово и бросаю мяч. Вы, ловите мяч, называете придуманное слово и возвращаете мяч мне. (Дети придумывают слова).
В: Из звуков складываются слова и в словах они могут определятся в начале слова, в середине, и в конце слова.
В: поиграем в игру«Определи звук в слове». Дети садятся на коврик, каждый выбирает себе карточку с изображением слова и определяет место своего звука в этом слове.
В:Что-то мы с вами засиделись, давайте немного разомнемся и проведем Физминутку:
Теперь немного отдохнем,
Физкультминутку проведем.
Все сейчас тихонько встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись влево, вправо
Тихо сели и вновь за дело. (Проводится 2-3 раза.)
В: Ребята, нас ждет еще одно задание. Нужно отгадать загадку:
1.Через море– океан 2. Шесть квадратов подружились
Плывет чудо великан И в него навек сложились
На спине его есть кран (куб)
Из него бежит фонтан
(кит)
3. За сметану, хлеб и сыр
Кассир на кассе пробьёт нам …
(чек)
Д: Кит.
Воспитатель: Правильно! Давайте, все вместе вслух проговорим это слово. Нам нужно определить, сколько букв и сколько звуков в этом слове.
(Дети все вмести проговаривают слово «Кит» вслух.)
В: Сколько букв и сколько звуков в этом слове?
Дети: 3 буквы и 3 звука.
Воспитатель:Правильно! Давайте, составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «кит».
(Составим модель слова «кит» самостоятельно, а один ребенок у доски.)
В: Назовите, первый звук в слове «кит»
Д: Звук [К].
В: Кто даст характеристику этому звуку?
Д: Звук К – согласный, мягкий.
В: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?
Д: Для этого звука нужна фишка зеленого цвета.
В: Назовите, пожалуйста, второй звук в этом слове
Д: Звук [И].
В: охарактеризуйте этот звук?
Д: Звук [И] – гласный.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?
Дети: Для этого звука нужна фишка красного цвета.
В: Какой третий звук в этом слове?
Д: Звук [Т].
В: Ребята, давайте дадим характеристику этому звуку?
Д: Звук [Т] – согласный, твердый. (для закрепления можно взять еще одно слово и дополнительно провести звукобуквенный анализ слов «чек», «куб»
В: Мы проведем звукобуквенный анализ с другими словами в практической деятельности.
В: Ребята, Буратино спрашивает, не забыли ли мы буквы, которые у нас проявились на бумаге,наверное, это не спроста.
В: Что можно с ними сделать?
Д: Можно сложить слово.
Дети переставляют буквы и подбирают слова, но у них ничего не получается. Тогда Буратино спрашивает, зачем каждая буква пронумерована. Дети выстраиваются, по числовому порядку и у них складывается слово «Учебник». Учебник — это книга по которым в школе дети занимаются и тебе Буратино, обязательно будет нужен учебник.
В: Буратино тебе понравилось с нами заниматься.
Буратино: понравилось!
В.Ребята, смогли мы помочь сегодня Буратино?
Д: Да, смогли.
В: Как мы это делали?
Д: ответы детей.
В: Ребята сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было интересно, поднимите зеленый фонарик. Если, было трудно, то возьмите фонарик красного цвета.
Воспитатель: Попрощаемся с нашими гостями и с Буратино.
Д: До свидания.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
подготовила воспитатель: Чуркина С.В.
2023
Цель: закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».
Задачи:
Обучающие:
- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и навыков на занятиях.
- Упражнять в дифференциации изученных звуков.
- Упражнять в звуковом анализе слова.
- Закреплять обобщающие понятия.
- Закреплять умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Развивающие:
- Обогащать словарный запас.
- Развивать внимание, память, воображение.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать связную речь.
- Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку.
- Воспитывать любознательность и творческую активность.
- Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Дети заходят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!
Посмотрите на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
Дружные и смелые,
А еще – умелые!
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, лепить, плести,
Хорошо себя вести!
Посмотрите, вы на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
(Дети садятся за столы.)
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну волшебную страну, под названием Грамота. Попав в эту страну и перемещаясь по городам волшебной страны, нужно выполнять задания. Ребята, вы согласны отправиться в путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. И первый вопрос звучит так: «Как называется наше занятие?»
Дети: Наше занятие называется - подготовка к обучению грамоте.
Воспитатель: Правильно! Наш веселый колокольчик звенит и напоминает, что мы отправляемся в путешествие. Первый город нашей волшебной страны называется – БУКВИНСК. Как вы думаете, кто живет в этом городе?
Дети: Здесь живут буквы.
Воспитатель: Ребята, как называется набор из множества букв?
Дети: Алфавит
Воспитатель: А что такое буква?
Дети: Буква – это символ, обозначающий звук на письме.
Воспитатель: Чем буква отличается от звука?
Дети: Буквы мы видим и пишем.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием, и мы отправляемся во второй город волшебной страны, который называется ЗВУКВИНСК. Как вы думаете, а кто живет в этом городе?
Дети: Здесь живут звуки.
Воспитатель: Что такое звук?
Дети: Звук – это то, что мы слышим и произносим.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста какие звуки бывают.
Дети: Звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились.
Дети: А, О, И, У, Ы, Э.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру с согласными звуками, которая называется «Сломанный телевизор» (по моей беззвучной артикуляции, вы должны догадаться какой гласный звук я произношу и поднять соответствующую карточку с нужной согласной буквой)
Какие вы молодцы, все очень внимательные!
Воспитатель: Назовите согласные звуки, которые мы с вами изучили.
Дети: К, М, Н, П, Т, ….
Воспитатель: Все правильно! Давайте, с этими звуками придумаем слова. Я приглашаю всех встать в круг. Игра с мячом, которая называется «Назови слово». Правила такие: Я называю согласный звук, на который должно начинаться слово и бросаю мяч. Вы, ловите мяч, называете придуманное слово и возвращаете мяч мне. (Дети придумывают слова).
Воспитатель: Спасибо! Садимся за столы.
Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
Дети: Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Воспитатель: В городе ЗВУКВИНСКЕ есть три дома: красный, синий и зеленый. Как вы думаете, какие звуки живут в красном домике?
Дети: В красном доме живут гласные звуки.
Воспитатель: Какие звуки живут в синем домике?
Дети: В синем доме живут твердые согласные звуки.
Воспитатель: А какие звуки живут в зеленом домике?
Дети: В зеленом домике живут мягкие согласные звуки.
Воспитатель: Молодцы, отличные знания!
Теперь, чтобы оказаться в другом городе, под названием СЛОГИНСК нужно ответить на такой вопрос: «Из чего состоят слова?»
Дети: Слова состоят из слогов.
Воспитатель: Как мы можем определить количество слогов в слове?
Дети: Можно определить хлопками, сколько хлопков, столько и слогов в слове. И по количеству гласных звуков в слове, сколько гласных звуков в слове, столько слогов.
Воспитатель: Ребята, чтобы двигаться дальше, нужна ваша помощь! Нужно внимательно послушать и разобрать слова на слоги. Вот эти слова:
ПАР-ТА, ЛИ-НЕ-Й-КА, КА-РАН-ДАШ, МЕЛ.
(Дети разбирают слова на слоги.)
Воспитатель: Молодцы! Вы наверно устали, давайте отдохнем и проведем физминутку:
Теперь немного отдохнем,
Физкультминутку проведем.
Все сейчас тихонько встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись влево, вправо
Тихо сели и вновь за дело. (Проводится 2-3 раза.)
Воспитатель: Ребята, нас ждет еще одно задание. Нужно отгадать загадку:
Пишем ею мы в тетрадку
Буквы по порядку,
Очень нужная нам штучка,
А зовется просто… (ручка).
Дети: Ручка.
Воспитатель: Правильно! Давайте, все вместе вслух проговорим это слово. Нам нужно определить сколько букв и сколько звуков в этом слове.
(Дети все вмести проговаривают слово «Ручка» вслух.)
Воспитатель: Сколько букв и сколько звуков в этом слове?
Дети: 5 букв и 5 звуков.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно! Давайте, составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «ручка.
(Составим модель слова «ручка» самостоятельно, а один ребенок у доски.)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, первый звук в слове «Ручка»
Дети: Звук [Р].
Воспитатель: кто даст характеристику этому звуку?
Дети: Звук Р – согласный, звонкий, твердый.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?
Дети: Для этого звука нужна фишка синего цвета.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, второй звук в этом слове
Дети: Звук [У].
Воспитатель: охарактеризуйте этот звук?
Дети: Звук [У] – гласный.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?
Дети: Для этого звука нужна фишка красного цвета.
Воспитатель: какой третий звук в этом слове?
Дети: Звук [Ч].
Воспитатель: Ребята, давайте дадим характеристику этому звуку?
Дети: Звук [Ч] – согласный, глухой, мягкий.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для третьего звука?
Дети: Нужна фишка зеленого цвета.
Воспитатель: какой следующий звук в этом слове, после звука Ч?
Дети: Звук [К].
Воспитатель: Нам нужна характеристика звука [К]?
Дети: Звук[К] – согласный, глухой, твердый.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?
Дети: Для звука [К] нужна фишка синего цвета.
Воспитатель: Остался последний звук в этом слове, Что это за звук?
Дети: Это звук [А].
Воспитатель: Какой он? Дайте ему характеристику.
Дети: Звук [А]– гласный.
Воспитатель: Какого цвета фишка будет для этого звука?
Дети: Фишка красного цвета.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилось Вам наше путешествие?
Дети: Да.
3. Итог.
Воспитатель: У вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте, посмотрим, чем они отличаются.
Дети: цветом и настроением.
Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было, легко и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если вы сомневались и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – возьмите задумчивого смайлика, зеленого цвета. Если, было трудно и вы не справлялись с заданиями, то возьмите грустного смайлика, красного цвета.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили грамоту. Я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».
Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» с использованием технологии проблемного обучения, игровые технологии
Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе.
Для подготовительной группы...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "В гостях у сказки"
Данное занятие способствует совершенствованию художественно-речевые навыки детей через устное народное творчество, дает возможность поддерживать интерес к русским народным сказкам....
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Готов ли ты к школе?»
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе«Готов ли ты к школе?» Цель: обобщение у дошкольников знаний, полученных на занятиях в кружке.Задачи: Ра...
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Маша собирается в школу».
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Маша собирается в школу»....