Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)
Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.
Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_u_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста
Что нужно ребенку для развития речи?
Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:
- ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
- использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
- общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
- правильно жевать и глотать.
Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
Для этого необходимы:
- желание ребенка общаться со взрослым;
- желание взрослого общаться с ребенком;
- ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.
Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?
- Формируйте указательный жест.
- Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
- Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
- Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
- Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
- Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
- Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
- Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
- Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
- Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.
Как распознать задержку речевого развития?
За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.
При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.
Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.
В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.
В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.
В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.
В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.
Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?
Можно начать с осмотра специалистов:
- сурдолога;
- невролога;
- психиатра;
- генетика;
- психолога;
- грамотного логопеда.
Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.
Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.
Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.
При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.
К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:
- легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
- плохо спит;
- мало ест;
- плохо набирает вес;
- обильно срыгивает;
- испытывает судороги;
- часто и сильно плачет без видимых причин.
Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.
Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.
Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:
- частые истерики;
- агрессивность;
- фобии;
- гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
- нарушение сна;
- психотравма;
- тики др.
Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:
- не смотрит в глаза;
- не откликается на имя;
- не выполняет простые инструкции;
- не взаимодействует с родителями;
- достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.
Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.
Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.
Когда поздно что-то предпринимать?
Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.
Если ребенка привели на занятия к логопеду в 2–2,5 года, шанс догнать возрастную норму очень высокий. А если привели в 4–5 лет, можно улучшить речь, но не максимально восстановить.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.
Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста).
Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста)....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ советы логопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ советы логопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста...
«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста».
«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста». «Основная задача взрослых –Открыть в ребёнке талант читателя».С. Я. Маршак.Актуальность.Тема моего...
"Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»...
Презентация на тему "Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста"
Значение пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Известными исследователями Института физиологии детей и подростков (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина) была доказана связь п...
Конспект занятия по развитию речи для детей раннего дошкольного возраста: «Путешествие в зимнюю сказку»
Задачи:Развивать речевое дыхание, внимание, речь, мышление, зрительную и слуховую память, ориентацию в пространстве, умение рассказывать короткие стихи.Воспитывать желание помогать окружающим, быть ве...
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »...