Конспект непосредственно образовательной деятельности (ОП Познавательное развитие) в старшей группе по теме: «Ранняя весна»
план-конспект занятия по развитию речи

Кульбакова Ирина Николаевна

Коррекционно-образовательные цели. Продолжать активизировать и актуализировать словарь по теме «Ранняя весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами). Совершенствовать синтаксическую сторону речи (предложения с противопоставлением).

Коррекционно-развивающие цели. Развивать речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторику.

Воспитательные цели. Продолжать воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Оборудование .  материал для составления схемы предложения, карточки – символы признаков весны, счетные палочки.

Предварительная работа. Прослушивание стихотворений о весне, беседа о признаках весны на непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

(ОП Познавательное развитие)

в старшей группе по теме:

«Ранняя весна»

Коррекционно-образовательные цели. Продолжать активизировать и актуализировать словарь по теме «Ранняя весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами). Совершенствовать синтаксическую сторону речи (предложения с противопоставлением).

Коррекционно-развивающие цели. Развивать речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторику.

Воспитательные цели. Продолжать воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Оборудование .  материал для составления схемы предложения, карточки – символы признаков весны, счетные палочки.

Предварительная работа. Прослушивание стихотворений о весне, беседа о признаках весны на непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходя в группу и становятся около доски.

Сначала сядут на свои стульчики те дети, у кого в одежде есть розовый цвет. Затем те, у кого есть желтый цвет, затем голубой. Теперь остальные дети займут свои места.

Ребята, послушайте загадку:

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю

И травку поливаю.

Я солнышка полна.

Зовут меня… (Весна)

  • Как вы думаете, о чем эта загадка? (о Весне)
  • Как вы догадались? (весной раскрываются почки, весной появляются первые листочки на деревьях, весной появляется травка)
  • Ребята, кто догадался, какая тема нашего занятия? (Весна).

Артикуляционная гимнастика

Давайте покажем, как природа радуется

Природа радуется приходу весны - улыбка

Дует ласковый ветерок – трубочка

Тает снег, капель – цоканье: сначала медленно, потом чаще

Травка тянется к солнышку – иголочка

Веточка качается от ветра – часики

Сегодня мы будем говорить о ранней весне.

Весной просыпается природа:

  • Солнце припекает.
  • Дни становятся длиннее, а ночи короче.
  • На земле появляются проталины.

Как вы думаете, ребята, почему их называют проталинами? (Потому, что снег в этом месте растаял совсем, протаял

до земли).

  • На проталинах появляются первые цветы Подснежники.

Как вы думаете, ребята, почему их называют Подснежниками? (Потому, что они вырастают из-под снега).

  • На деревьях набухают почки.
  • Птицы возвращаются из теплых стран.

Природа просыпается весной и нам, чтобы лучше заниматься тоже надо «пробудиться»

Давайте встанем и сделаем себе массаж. (дети встают)

Для этого мы сделаем самомассаж «Умывалочка»

Умываюсь я с утра,

Вот какая красота!

(«умываются» ладонями

от середины лба к подбородку)

Я намылю лоб,

Чтоб он хмуриться не мог

(трем тремя пальчиками

от середины лба к вискам)

Щеки мылом я натру

Рисовать там круг начну

(круговые движения кулаками

по щекам)

Губы надо не забыть

С них следы от каши смыть

(трём указательными пальцами

верхнюю затем нижнюю губы)

А потом потру прилежно

За ушами я и шею

(трём указательными пальцами

сначала за ушами, затем шею)

Умываясь я стараюсь,

Чтобы пальчики размялись

(сжимаем и разжимаем кулачки

соединить пальцы попарно)

2. Основная часть

1. Упражнение для совершенствования грамматического строя речи

(составление простых распространенных предложений)

По каким признакам можно узнать, что наступила весна?

  • Солнце припекает.
  • На земле появляются проталины.
  • На проталинах появляются первые цветы Подснежники.
  • На деревьях набухают почки.
  • Птицы возвращаются из теплых стран.

Послушайте, ребята, какой рассказ получился:

Наступила весна.

Солнышко стало светить ярче.

Появились первые проталинки.

На проталинах появились первые подснежники.

Птицы возвращаются из теплых стран.

На деревьях набухли почки.

Кто хочет повторить мой рассказ? (2-3 ребенка)

(образование прилагательных с уменьшительными суффиксами).

Весной солнце светит ласково и мы сейчас попробуем называть всё ласково:

Птица – птичка                                 Гнездо – гнездышко

Солнце – солнышко                         Ветер – ветерок

Цветок – цветочек                           Листок – листочек

Почка – почечка                              Проталина – проталинка

2. Упражнение «Что лишнее?»

(Совершенствование синтаксической стороны речи предложения с противопоставлением).

- А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете другие приметы ранней весны.

- Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему.

* Тает снег, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.

(Ранней весной перелётные птицы не улетают в тёплые края, а прилетают к нам.)

*Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветаем мать-и мачеха.

(Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а бывают только заморозки.)

* Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить

гнёзда.

(Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.)

*С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают.

(Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.)

- Молодцы! Вы были внимательными, исправили ошибки и дали объяснения. 

3. Упражнение для развития тонкой моторики

Ребята, весной птицы прилетают из теплых стран и начинают строить свои гнезда.

Давайте поможем им построить гнезда из палочек.

Дети подходят к столам и строят «колодец» из счетных палочек.

4. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными

Ребята, а сейчас я буду называть вам слово, а вы к нему будете добавлять слово «Весенний». Например, весенний вечер

Ветер Погода Дождь

Капель Песня птиц Одежда

Гроза Ливень Гром

Настроение Утро Солнце

День Сон Шум

5. Упражнение в составлении простых распространенных предложений, определение количества слов в предложении

Ребята, мы повторили, что бывает весенним. А сейчас каждый из вас скажет, как же он узнает весну.

Дополните предложение:

Я узнаю весну по…

Весну можно узнать по …

Весной …

Дети составляют предложение и считают, сколько в нем слов.

6. Физкультминутка

Пришло время немного отдохнуть. Становитесь в круг

На снегу косые тени

Разгулялся день весенний

руки на поясе

наклоны влево – вправо

Тени длинными шагами

По сугробам ходят с нами

маршируют

на месте

Вдруг глубокие следы

Стали полные воды

шагают с высоким

подниманием колен

Солнце топит снег и лед

тянут руки вверх

А сосулька слезы льет

наклон вперед, руки вниз

Стужа кончилась, ура

руки вверх в стороны

Нам весну встречать пора

жест «приглашение»

7. Составление схемы предложения

Вы составили столько хороших предложений. Я тоже составила предложение:

Весной на деревьях набухают почки.

Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении (пять)

А теперь я предлагаю вам самостоятельно составить схему этого предложения.

Дети садятся за столы и составляют схему этого предложения

 

3 Подведение итогов

Дети выходят из-за столов, смотрят, как составили схему остальные.

Отвечают на вопрос по своей схеме:

Ты все правильно сделал?

Ты доволен своей работой?

А теперь, ребята, мы вернулись из весеннего леса в группу.

Скажите, вам понравилось занятие?

Всем спасибо!

Занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Урок математики"

Конспект занятия по РЕМП в старшей группе составлен в игровой форме, объединяет в себе задания по разным разделам....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Мебель»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности может быть полезен педагогам, работающим с детьми логопедической группы старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «В мире дорожных знаков»

Формировать умение сравнивать две группы предметов, отвечать на вопросы «Каких знаков больше? Меньше? На сколько? Что нужно сделать, чтобы запрещающих и предупреждающих знаков было поровну? По с...

ПЛАН КОНСПЕКТ Непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. на тему: «Как встречают новый год в разных странах мира».

ПЛАН КОНСПЕКТНепосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.на тему: «Как встречают новый год в разных странах мира»....