Методическая разработка по развитию речи «В гостях у Лисички» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Методическая разработка по развитию речи   «В гостях у Лисички»  средняя группа (возраст детей 4-5 лет)

 

Составила: Евсюкова В.А. 

Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с русскими народными сказками.

Задачи:

- Уточнить представление о русских народных сказках, о характерах героев и особенности поведения.

- Учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знакомые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.

- Развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, логическое мышление.

- Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе.

Оборудование и материалы: игрушка лисы, волшебный мешочек, картинки по сказке, карточки с загадками, карандаши, листы с кругами

Ход совместной деятельности.

Вводная часть

Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычное занятие, посмотрите, к нам в группу пришли гости, они хотят посмотреть, чему вы научились, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям. Ребята, а вам нравятся сказки? А вы их любите?

(Ответы детей) (добрые, волшебные, злые)

Воспитатель: Ребята, мне сегодня кто-то оставил записку, давайте я прочитаю, что там написано, «Загляни под дверь!».

Под дверью лежит волшебный мешочек.

Основная часть.

Воспитатель: Давайте присядем на стульчики и узнаем что это.

Проходят на стульчики.

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?

Дети: Это волшебный мешочек.

Воспитатель: Правильно, кто-то потерял волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что там внутри, при затруднении загадываю загадку.

 Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Но зато красавица

Всем ребятам нравиться!(Лиса)

Дети: Это игрушка-лисичка

Воспитатель: Лисичка предлагает отправиться нам в сказку. Хотите побывать там? (Ответы детей) А отправимся мы туда, если сможем отгадать загадку.

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер, мчится,

Белым чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это? ( Самолёт)

Воспитатель: А вы не боитесь летать на самолете? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда завели моторы (звук р-р-р).Полетели

Мы летим под облаками

А земля плывет под нами

Роща, поле, сад и речка

И дома и человечки.

Мы летать устали что-то

Приземлимся, отдохнем

И осмотрим все кругом.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что лиса прибежала к нам из сказочного леса.

А как в сказках называют Лису?

Ответы детей (Лисичка-сестричка, Лиса-краса, Плутовка, Хитрюга, Лисичка Патрикеевна, Лиса Алиса, Кумушка и т.д.)

Воспитатель: А как вы догадались, что к вам пришла именно лиса, а не волк или другое животное. Давайте присядем на стулья и попробуем описать нашу гостью:

  • Какая у лисы мордочка?  (хитрая, острая, ушки треугольные…)
  • Какая у лисы шубка? ( мягкая, рыжая, гладкая …)
  • Какой у лисы хвост? (пушистый, длинный, с белым кончиком…)
  • А вы знаете, зачем лисе такой длинный хвост? (…чтобы заметать следы, чтобы не нашёл волк, охотник…)
  • Скажите, ребята, по характеру в сказках лиса какая? (Хитрая)

Покажите мне хитрую лису (гримаса «Хитрая лиса»).

Воспитатель: Лисичка хитрит и говорит, что не слышит вас. Давайте, мы будем говорить чётко и громко:

СА-СА-СА с нами рыжая лиса,

СУ-СУ-СУ живёт лиса в лесу,

СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы,

СЕ-СЕ-СЕ знаем сказки о лисе.

Воспитатель:  Расскажите мне, пожалуйста, в каких сказках мы встречаемся с  лисой?

(Ответы детей)

  • Лисичка-сестричка и Серый волк
  • Лиса и Журавль
  • Колобок
  • Теремок
  • Лисичка со скалочкой
  • Петушок-Золотой гребешок

 

Воспитатель: Молодцы ребята, но наша Лисичка прибежала из другой сказки, где обидела зайчика и выгнала его из дома. Вам знакома  эта сказка, назовите её?

Дети: Это сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Совершенно верно. А Лисичка к нам пришла не с пустыми лапками, она принесла нам загадки и просит их отгадать. Но отгадку просит назвать ласковым словом. Ну что, поможем нашей Лисичке?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, вместе мы справимся.

 

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Заяц – Заинька – Зайчишка –Зайчик)

 

Воспитатель: А как вы догадались? Какие слова в загадке вам подсказали ответ?

 

У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (Собака – Собачка)

 

Когда в животе пусто,

Ему становиться грустно.

Воет он на луну громко,

Все узнают сразу (Волк – Волчонок – Волчек)

 

Серый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки не одной (Ёж – Ёжик – Ёжичек)

 

Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь - Мишка-Мишутка)

 

В мягких тапочках ступает,

Схватит мышь — и убегает. (Кошка - Кошечка)

 

 Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (Петух – Петушок- Петенька)

 

Воспитатель: Молодцы ребята! Лисичка так рада за вас, что вы справились с этим заданием. Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите мне, пожалуйста, все ли эти животные герои сказки «Заюшкина  избушка», или может быть кто-то лишний?

Дети: Нет, не все. Здесь лишний – Ёж и Кошка

Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы ребята, какие вы у меня внимательные не дали Рыжей Плутовке вас запутать.  А Лисичка видит, что вы устали и приглашает вас немного поиграть. Становитесь в круг.

(Выполняется физ.минутка с перевоплощением «Зайка», движения выполняются согласно тексту)

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть, (Присели.)

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)

А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.

Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули, а Лисичка вас приглашает за столы.

(на столе листы с кругами для моделирования, карандаши 5 цветов)

Воспитатель: А прежде чем приступить к следующему заданию, мы приготовим к работе наши руки, разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Будем пальчики считать

Будем сказки называть

Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!

Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, а сейчас лисичка, наши ребята расскажут сказку о тебя.

Воспитатель: У каждого из вас на столе лежат листы бумаги. На них изображены геометрические фигуры. Какие это фигуры? (ответы детей).

Воспитатель: Каждый круг мы превратим в сказочного героя. Из какой сказки к нам пришла Лисичка? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте вместе вспомним сказку «Заюшкина-избушка». София, расскажи, как можно начать сказку? (ответ Софии). (Если ребенок затрудняется, помогаю)

Воспитатель: Правильно, давайте в первом круге покажем, что это лиса. Вероника,  что отличает лису от других животных? (ответ Вероники). Правильно у нее острые уши и длинная мордочка. Давайте в первом кружке нарисуем лисичку.

Воспитатель: Алина, а что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки? (ответ Алины) Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

Воспитатель: Вероника, что же произошло дальше? (ответ Вероники)

Воспитатель: Лерочка, а что отличает собаку в нашей сказке? (Ответ Леры). Правильно, давайте дорисуем нашей собачке хвост колечком.

Воспитатель: Расскажет нам сказку дальше Рома. (Рома пересказывает про встречу зайчика с медведем)Рома, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь? (ответ Ромы) Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Воспитатель: Продолжит сказку Кира. Кира, а что есть у петушка особенного? (Ответ ребенка) Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

Воспитатель: Какими словами можно закончить сказку?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку « Заюшкина избушка». Уберите карандаши и выйдите из-за столов и становитесь все за мной. Вот и подошло к завершению наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. (Дети выходят из-за столов, становятся в круг)

Самолетик, самолет отправляется в полет.

Следом будем мы идти, чтоб до сада нам  дойти.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось путешествовать? А что понравилось больше всего? Что вам показалось трудным, а с чем вы справились с лёгкостью.

(Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо всем за внимание, а детям за старание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putishestvie_po_skazke.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию речи «В гостях у Лисички» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)

Составила: Евсюкова В.А.

Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с русскими народными сказками.

Задачи:

- Уточнить представление о русских народных сказках, о характерах героев и особенности поведения.

- Учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знакомые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.

- Развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, логическое мышление.

- Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе.

Оборудование и материалы: игрушка лисы, волшебный мешочек, картинки по сказке, карточки с загадками, карандаши, листы с кругами

Ход совместной деятельности.

Вводная часть

Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычное занятие, посмотрите, к нам в группу пришли гости, они хотят посмотреть, чему вы научились, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям. Ребята, а вам нравятся сказки? А вы их любите?

(Ответы детей) (добрые, волшебные, злые)

Воспитатель: Ребята, мне сегодня кто-то оставил записку, давайте я прочитаю, что там написано, «Загляни под дверь!».

Под дверью лежит волшебный мешочек.

Основная часть.

Воспитатель: Давайте присядем на стульчики и узнаем что это.

Проходят на стульчики.

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?

Дети: Это волшебный мешочек.

Воспитатель: Правильно, кто-то потерял волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что там внутри, при затруднении загадываю загадку.

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Но зато красавица

Всем ребятам нравиться!(Лиса)

Дети: Это игрушка-лисичка

Воспитатель: Лисичка предлагает отправиться нам в сказку. Хотите побывать там? (Ответы детей) А отправимся мы туда, если сможем отгадать загадку.

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер, мчится,

Белым чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это? ( Самолёт)

Воспитатель: А вы не боитесь летать на самолете? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда завели моторы (звук р-р-р).Полетели

Мы летим под облаками

А земля плывет под нами

Роща, поле, сад и речка

И дома и человечки.

Мы летать устали что-то

Приземлимся, отдохнем

И осмотрим все кругом.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что лиса прибежала к нам из сказочного леса.

А как в сказках называют Лису?

Ответы детей (Лисичка-сестричка, Лиса-краса, Плутовка, Хитрюга, Лисичка Патрикеевна, Лиса Алиса, Кумушка и т.д.)

Воспитатель: А как вы догадались, что к вам пришла именно лиса, а не волк или другое животное. Давайте присядем на стулья и попробуем описать нашу гостью:

  • Какая у лисы мордочка? (хитрая, острая, ушки треугольные…)
  • Какая у лисы шубка? ( мягкая, рыжая, гладкая …)
  • Какой у лисы хвост? (пушистый, длинный, с белым кончиком…)
  • А вы знаете, зачем лисе такой длинный хвост? (…чтобы заметать следы, чтобы не нашёл волк, охотник…)
  • Скажите, ребята, по характеру в сказках лиса какая? (Хитрая)

Покажите мне хитрую лису (гримаса «Хитрая лиса»).

Воспитатель: Лисичка хитрит и говорит, что не слышит вас. Давайте, мы будем говорить чётко и громко:

СА-СА-СА с нами рыжая лиса,

СУ-СУ-СУ живёт лиса в лесу,

СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы,

СЕ-СЕ-СЕ знаем сказки о лисе.

Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, в каких сказках мы встречаемся с лисой?

(Ответы детей)

  • Лисичка-сестричка и Серый волк
  • Лиса и Журавль
  • Колобок
  • Теремок
  • Лисичка со скалочкой
  • Петушок-Золотой гребешок

Воспитатель: Молодцы ребята, но наша Лисичка прибежала из другой сказки, где обидела зайчика и выгнала его из дома. Вам знакома эта сказка, назовите её?

Дети: Это сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Совершенно верно. А Лисичка к нам пришла не с пустыми лапками, она принесла нам загадки и просит их отгадать. Но отгадку просит назвать ласковым словом. Ну что, поможем нашей Лисичке?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, вместе мы справимся.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Заяц – Заинька – Зайчишка –Зайчик)

Воспитатель: А как вы догадались? Какие слова в загадке вам подсказали ответ?

У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (Собака – Собачка)

Когда в животе пусто,

Ему становиться грустно.

Воет он на луну громко,

Все узнают сразу (Волк – Волчонок – Волчек)

Серый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки не одной (Ёж – Ёжик – Ёжичек)

Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь - Мишка-Мишутка)

В мягких тапочках ступает,

Схватит мышь — и убегает. (Кошка - Кошечка)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (Петух – Петушок- Петенька)

Воспитатель: Молодцы ребята! Лисичка так рада за вас, что вы справились с этим заданием. Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите мне, пожалуйста, все ли эти животные герои сказки «Заюшкина избушка», или может быть кто-то лишний?

Дети: Нет, не все. Здесь лишний – Ёж и Кошка

Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы ребята, какие вы у меня внимательные не дали Рыжей Плутовке вас запутать. А Лисичка видит, что вы устали и приглашает вас немного поиграть. Становитесь в круг.

(Выполняется физ.минутка с перевоплощением «Зайка», движения выполняются согласно тексту)

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть, (Присели.)

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)

А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.

Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули, а Лисичка вас приглашает за столы.

(на столе листы с кругами для моделирования, карандаши 5 цветов)

Воспитатель: А прежде чем приступить к следующему заданию, мы приготовим к работе наши руки, разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Будем пальчики считать

Будем сказки называть

Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!

Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, а сейчас лисичка, наши ребята расскажут сказку о тебя.

Воспитатель: У каждого из вас на столе лежат листы бумаги. На них изображены геометрические фигуры. Какие это фигуры? (ответы детей).

Воспитатель: Каждый круг мы превратим в сказочного героя. Из какой сказки к нам пришла Лисичка? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте вместе вспомним сказку «Заюшкина-избушка». София, расскажи, как можно начать сказку? (ответ Софии). (Если ребенок затрудняется, помогаю)

Воспитатель: Правильно, давайте в первом круге покажем, что это лиса. Вероника, что отличает лису от других животных? (ответ Вероники). Правильно у нее острые уши и длинная мордочка. Давайте в первом кружке нарисуем лисичку.

Воспитатель: Алина, а что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки? (ответ Алины) Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

Воспитатель: Вероника, что же произошло дальше? (ответ Вероники)

Воспитатель: Лерочка, а что отличает собаку в нашей сказке? (Ответ Леры). Правильно, давайте дорисуем нашей собачке хвост колечком.

Воспитатель: Расскажет нам сказку дальше Рома. (Рома пересказывает про встречу зайчика с медведем)Рома, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь? (ответ Ромы) Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Воспитатель: Продолжит сказку Кира. Кира, а что есть у петушка особенного? (Ответ ребенка) Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

Воспитатель: Какими словами можно закончить сказку?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку « Заюшкина избушка». Уберите карандаши и выйдите из-за столов и становитесь все за мной. Вот и подошло к завершению наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. (Дети выходят из-за столов, становятся в круг)

Самолетик, самолет отправляется в полет.

Следом будем мы идти, чтоб до сада нам дойти.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось путешествовать? А что понравилось больше всего? Что вам показалось трудным, а с чем вы справились с лёгкостью.

(Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо всем за внимание, а детям за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки"

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки". Может быть ...

Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.

Конспект НОД по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....

Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.

Конспект НОД по развитию речи по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....

Методическая разработка по развитию речи "Я и моя семья" младшая группа

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга ...

Методическая разработка по развитию речи "В гостях у принцессы Поэзии"

Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников. И педагоги, и большинство родителей знают и понимаю...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Волшебный лес» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)

                    Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Волшебный лес» средняя группа(возраст детей 4-5 лет)...

Методическая разработка по развитию речи и мелкой моторики в младшей группе Морковки для зайчат.

Цель:Активизировать речь детей.Развивать тактильные ощущения.Учитьвыполнятьдвижения руками в соответствии с текстом....