Методическая разработка по развитию речи «В гостях у Лисички» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Методическая разработка по развитию речи «В гостях у Лисички» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
Составила: Евсюкова В.А.
Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с русскими народными сказками.
Задачи:
- Уточнить представление о русских народных сказках, о характерах героев и особенности поведения.
- Учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знакомые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.
- Развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, логическое мышление.
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе.
Оборудование и материалы: игрушка лисы, волшебный мешочек, картинки по сказке, карточки с загадками, карандаши, листы с кругами
Ход совместной деятельности.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычное занятие, посмотрите, к нам в группу пришли гости, они хотят посмотреть, чему вы научились, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям. Ребята, а вам нравятся сказки? А вы их любите?
(Ответы детей) (добрые, волшебные, злые)
Воспитатель: Ребята, мне сегодня кто-то оставил записку, давайте я прочитаю, что там написано, «Загляни под дверь!».
Под дверью лежит волшебный мешочек.
Основная часть.
Воспитатель: Давайте присядем на стульчики и узнаем что это.
Проходят на стульчики.
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?
Дети: Это волшебный мешочек.
Воспитатель: Правильно, кто-то потерял волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.
Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что там внутри, при затруднении загадываю загадку.
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица
Всем ребятам нравиться!(Лиса)
Дети: Это игрушка-лисичка
Воспитатель: Лисичка предлагает отправиться нам в сказку. Хотите побывать там? (Ответы детей) А отправимся мы туда, если сможем отгадать загадку.
Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер, мчится,
Белым чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! –
Что же это? ( Самолёт)
Воспитатель: А вы не боитесь летать на самолете? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда завели моторы (звук р-р-р).Полетели
Мы летим под облаками
А земля плывет под нами
Роща, поле, сад и речка
И дома и человечки.
Мы летать устали что-то
Приземлимся, отдохнем
И осмотрим все кругом.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что лиса прибежала к нам из сказочного леса.
А как в сказках называют Лису?
Ответы детей (Лисичка-сестричка, Лиса-краса, Плутовка, Хитрюга, Лисичка Патрикеевна, Лиса Алиса, Кумушка и т.д.)
Воспитатель: А как вы догадались, что к вам пришла именно лиса, а не волк или другое животное. Давайте присядем на стулья и попробуем описать нашу гостью:
- Какая у лисы мордочка? (хитрая, острая, ушки треугольные…)
- Какая у лисы шубка? ( мягкая, рыжая, гладкая …)
- Какой у лисы хвост? (пушистый, длинный, с белым кончиком…)
- А вы знаете, зачем лисе такой длинный хвост? (…чтобы заметать следы, чтобы не нашёл волк, охотник…)
- Скажите, ребята, по характеру в сказках лиса какая? (Хитрая)
Покажите мне хитрую лису (гримаса «Хитрая лиса»).
Воспитатель: Лисичка хитрит и говорит, что не слышит вас. Давайте, мы будем говорить чётко и громко:
СА-СА-СА с нами рыжая лиса,
СУ-СУ-СУ живёт лиса в лесу,
СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы,
СЕ-СЕ-СЕ знаем сказки о лисе.
Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, в каких сказках мы встречаемся с лисой?
(Ответы детей)
- Лисичка-сестричка и Серый волк
- Лиса и Журавль
- Колобок
- Теремок
- Лисичка со скалочкой
- Петушок-Золотой гребешок
Воспитатель: Молодцы ребята, но наша Лисичка прибежала из другой сказки, где обидела зайчика и выгнала его из дома. Вам знакома эта сказка, назовите её?
Дети: Это сказка «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Совершенно верно. А Лисичка к нам пришла не с пустыми лапками, она принесла нам загадки и просит их отгадать. Но отгадку просит назвать ласковым словом. Ну что, поможем нашей Лисичке?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я думаю, вместе мы справимся.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Заяц – Заинька – Зайчишка –Зайчик)
Воспитатель: А как вы догадались? Какие слова в загадке вам подсказали ответ?
У меня отличный слух
Острый взгляд и тонкий нюх,
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я (Собака – Собачка)
Когда в животе пусто,
Ему становиться грустно.
Воет он на луну громко,
Все узнают сразу (Волк – Волчонок – Волчек)
Серый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной (Ёж – Ёжик – Ёжичек)
Кто большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой.
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь - Мишка-Мишутка)
В мягких тапочках ступает,
Схватит мышь — и убегает. (Кошка - Кошечка)
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух
Как зовут его? (Петух – Петушок- Петенька)
Воспитатель: Молодцы ребята! Лисичка так рада за вас, что вы справились с этим заданием. Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите мне, пожалуйста, все ли эти животные герои сказки «Заюшкина избушка», или может быть кто-то лишний?
Дети: Нет, не все. Здесь лишний – Ёж и Кошка
Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы ребята, какие вы у меня внимательные не дали Рыжей Плутовке вас запутать. А Лисичка видит, что вы устали и приглашает вас немного поиграть. Становитесь в круг.
(Выполняется физ.минутка с перевоплощением «Зайка», движения выполняются согласно тексту)
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть, (Присели.)
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)
А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.
Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули, а Лисичка вас приглашает за столы.
(на столе листы с кругами для моделирования, карандаши 5 цветов)
Воспитатель: А прежде чем приступить к следующему заданию, мы приготовим к работе наши руки, разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Будем пальчики считать
Будем сказки называть
Рукавичка,
Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя,
Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад!
Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, а сейчас лисичка, наши ребята расскажут сказку о тебя.
Воспитатель: У каждого из вас на столе лежат листы бумаги. На них изображены геометрические фигуры. Какие это фигуры? (ответы детей).
Воспитатель: Каждый круг мы превратим в сказочного героя. Из какой сказки к нам пришла Лисичка? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте вместе вспомним сказку «Заюшкина-избушка». София, расскажи, как можно начать сказку? (ответ Софии). (Если ребенок затрудняется, помогаю)
Воспитатель: Правильно, давайте в первом круге покажем, что это лиса. Вероника, что отличает лису от других животных? (ответ Вероники). Правильно у нее острые уши и длинная мордочка. Давайте в первом кружке нарисуем лисичку.
Воспитатель: Алина, а что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки? (ответ Алины) Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.
Воспитатель: Вероника, что же произошло дальше? (ответ Вероники)
Воспитатель: Лерочка, а что отличает собаку в нашей сказке? (Ответ Леры). Правильно, давайте дорисуем нашей собачке хвост колечком.
Воспитатель: Расскажет нам сказку дальше Рома. (Рома пересказывает про встречу зайчика с медведем)Рома, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь? (ответ Ромы) Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.
Воспитатель: Продолжит сказку Кира. Кира, а что есть у петушка особенного? (Ответ ребенка) Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.
Воспитатель: Какими словами можно закончить сказку?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку « Заюшкина избушка». Уберите карандаши и выйдите из-за столов и становитесь все за мной. Вот и подошло к завершению наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. (Дети выходят из-за столов, становятся в круг)
Самолетик, самолет отправляется в полет.
Следом будем мы идти, чтоб до сада нам дойти.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось путешествовать? А что понравилось больше всего? Что вам показалось трудным, а с чем вы справились с лёгкостью.
(Ответы детей)
Воспитатель: Спасибо всем за внимание, а детям за старание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putishestvie_po_skazke.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по развитию речи «В гостях у Лисички» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
Составила: Евсюкова В.А.
Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с русскими народными сказками.
Задачи:
- Уточнить представление о русских народных сказках, о характерах героев и особенности поведения.
- Учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знакомые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.
- Развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, логическое мышление.
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе.
Оборудование и материалы: игрушка лисы, волшебный мешочек, картинки по сказке, карточки с загадками, карандаши, листы с кругами
Ход совместной деятельности.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычное занятие, посмотрите, к нам в группу пришли гости, они хотят посмотреть, чему вы научились, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям. Ребята, а вам нравятся сказки? А вы их любите?
(Ответы детей) (добрые, волшебные, злые)
Воспитатель: Ребята, мне сегодня кто-то оставил записку, давайте я прочитаю, что там написано, «Загляни под дверь!».
Под дверью лежит волшебный мешочек.
Основная часть.
Воспитатель: Давайте присядем на стульчики и узнаем что это.
Проходят на стульчики.
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?
Дети: Это волшебный мешочек.
Воспитатель: Правильно, кто-то потерял волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.
Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что там внутри, при затруднении загадываю загадку.
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица
Всем ребятам нравиться!(Лиса)
Дети: Это игрушка-лисичка
Воспитатель: Лисичка предлагает отправиться нам в сказку. Хотите побывать там? (Ответы детей) А отправимся мы туда, если сможем отгадать загадку.
Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер, мчится,
Белым чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! –
Что же это? ( Самолёт)
Воспитатель: А вы не боитесь летать на самолете? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда завели моторы (звук р-р-р).Полетели
Мы летим под облаками
А земля плывет под нами
Роща, поле, сад и речка
И дома и человечки.
Мы летать устали что-то
Приземлимся, отдохнем
И осмотрим все кругом.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что лиса прибежала к нам из сказочного леса.
А как в сказках называют Лису?
Ответы детей (Лисичка-сестричка, Лиса-краса, Плутовка, Хитрюга, Лисичка Патрикеевна, Лиса Алиса, Кумушка и т.д.)
Воспитатель: А как вы догадались, что к вам пришла именно лиса, а не волк или другое животное. Давайте присядем на стулья и попробуем описать нашу гостью:
- Какая у лисы мордочка? (хитрая, острая, ушки треугольные…)
- Какая у лисы шубка? ( мягкая, рыжая, гладкая …)
- Какой у лисы хвост? (пушистый, длинный, с белым кончиком…)
- А вы знаете, зачем лисе такой длинный хвост? (…чтобы заметать следы, чтобы не нашёл волк, охотник…)
- Скажите, ребята, по характеру в сказках лиса какая? (Хитрая)
Покажите мне хитрую лису (гримаса «Хитрая лиса»).
Воспитатель: Лисичка хитрит и говорит, что не слышит вас. Давайте, мы будем говорить чётко и громко:
СА-СА-СА с нами рыжая лиса,
СУ-СУ-СУ живёт лиса в лесу,
СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы,
СЕ-СЕ-СЕ знаем сказки о лисе.
Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, в каких сказках мы встречаемся с лисой?
(Ответы детей)
- Лисичка-сестричка и Серый волк
- Лиса и Журавль
- Колобок
- Теремок
- Лисичка со скалочкой
- Петушок-Золотой гребешок
Воспитатель: Молодцы ребята, но наша Лисичка прибежала из другой сказки, где обидела зайчика и выгнала его из дома. Вам знакома эта сказка, назовите её?
Дети: Это сказка «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Совершенно верно. А Лисичка к нам пришла не с пустыми лапками, она принесла нам загадки и просит их отгадать. Но отгадку просит назвать ласковым словом. Ну что, поможем нашей Лисичке?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я думаю, вместе мы справимся.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Заяц – Заинька – Зайчишка –Зайчик)
Воспитатель: А как вы догадались? Какие слова в загадке вам подсказали ответ?
У меня отличный слух
Острый взгляд и тонкий нюх,
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я (Собака – Собачка)
Когда в животе пусто,
Ему становиться грустно.
Воет он на луну громко,
Все узнают сразу (Волк – Волчонок – Волчек)
Серый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной (Ёж – Ёжик – Ёжичек)
Кто большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой.
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь - Мишка-Мишутка)
В мягких тапочках ступает,
Схватит мышь — и убегает. (Кошка - Кошечка)
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух
Как зовут его? (Петух – Петушок- Петенька)
Воспитатель: Молодцы ребята! Лисичка так рада за вас, что вы справились с этим заданием. Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите мне, пожалуйста, все ли эти животные герои сказки «Заюшкина избушка», или может быть кто-то лишний?
Дети: Нет, не все. Здесь лишний – Ёж и Кошка
Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы ребята, какие вы у меня внимательные не дали Рыжей Плутовке вас запутать. А Лисичка видит, что вы устали и приглашает вас немного поиграть. Становитесь в круг.
(Выполняется физ.минутка с перевоплощением «Зайка», движения выполняются согласно тексту)
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть, (Присели.)
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)
А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.
Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули, а Лисичка вас приглашает за столы.
(на столе листы с кругами для моделирования, карандаши 5 цветов)
Воспитатель: А прежде чем приступить к следующему заданию, мы приготовим к работе наши руки, разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Будем пальчики считать
Будем сказки называть
Рукавичка,
Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя,
Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад!
Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, а сейчас лисичка, наши ребята расскажут сказку о тебя.
Воспитатель: У каждого из вас на столе лежат листы бумаги. На них изображены геометрические фигуры. Какие это фигуры? (ответы детей).
Воспитатель: Каждый круг мы превратим в сказочного героя. Из какой сказки к нам пришла Лисичка? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте вместе вспомним сказку «Заюшкина-избушка». София, расскажи, как можно начать сказку? (ответ Софии). (Если ребенок затрудняется, помогаю)
Воспитатель: Правильно, давайте в первом круге покажем, что это лиса. Вероника, что отличает лису от других животных? (ответ Вероники). Правильно у нее острые уши и длинная мордочка. Давайте в первом кружке нарисуем лисичку.
Воспитатель: Алина, а что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки? (ответ Алины) Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.
Воспитатель: Вероника, что же произошло дальше? (ответ Вероники)
Воспитатель: Лерочка, а что отличает собаку в нашей сказке? (Ответ Леры). Правильно, давайте дорисуем нашей собачке хвост колечком.
Воспитатель: Расскажет нам сказку дальше Рома. (Рома пересказывает про встречу зайчика с медведем)Рома, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь? (ответ Ромы) Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.
Воспитатель: Продолжит сказку Кира. Кира, а что есть у петушка особенного? (Ответ ребенка) Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.
Воспитатель: Какими словами можно закончить сказку?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку « Заюшкина избушка». Уберите карандаши и выйдите из-за столов и становитесь все за мной. Вот и подошло к завершению наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. (Дети выходят из-за столов, становятся в круг)
Самолетик, самолет отправляется в полет.
Следом будем мы идти, чтоб до сада нам дойти.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось путешествовать? А что понравилось больше всего? Что вам показалось трудным, а с чем вы справились с лёгкостью.
(Ответы детей)
Воспитатель: Спасибо всем за внимание, а детям за старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки"
Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки". Может быть ...
Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.
Конспект НОД по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....
Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.
Конспект НОД по развитию речи по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....
Методическая разработка по развитию речи "Я и моя семья" младшая группа
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга ...
Методическая разработка по развитию речи "В гостях у принцессы Поэзии"
Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников. И педагоги, и большинство родителей знают и понимаю...
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Волшебный лес» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Волшебный лес» средняя группа(возраст детей 4-5 лет)...
Методическая разработка по развитию речи и мелкой моторики в младшей группе Морковки для зайчат.
Цель:Активизировать речь детей.Развивать тактильные ощущения.Учитьвыполнятьдвижения руками в соответствии с текстом....