Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи

Ястребкова Анна Владимировна

"Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                    

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА                                

 «СВЕРДЛОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» 3 отделение

Методическая разработка

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста

с использованием пальчиковых игр и упражнений»

                                                                        Выполнила: воспитатель

Ястребкова Анна Владимировна

2023-2024 учебный год

ТЕМА: «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»

(возраст детей 5-6 лет)

2023-2024 учебный год

Работа над темой:4 года

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 года.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 года.

Образовательная деятельность в группе осуществляется согласно образовательной программы МОУ «СОШ «Свердловский ЦО», разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Образовательная деятельность осуществляется ежедневно и соответствует возрасту детей и нормам Сан Пин.

          Цель (ФОП ДО): разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Цель (моя): повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития речи у дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений.

        Задачи (дети):

Образовательные:

- интегрировать пальчиковые игры и упражнения в речевой деятельности детей;

- научить детей пальчиковым играм и упражнениям (закрепить умения).

Развивающие:

- развивать речь детей, расширять словарный запас;

- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к пальчиковым играм;

- воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, посредством игры.

Задачи (я):

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи у детей старшей группы.

2. Разработать и подобрать пальчиковые игры и упражнения на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей.

3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и упражнений;

4. Применить пальчиковые игры и упражнения на занятиях с детьми.

5. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста.

Актуальность.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально – волевой. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Предполагаемый результат:

Систематическая работа в данном направлении позволит достичь следующие положительные результаты:

- дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь. 

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год.

месяц

Задачи

Содержание работы

Сентябрь

1. Изучение методической литературы по данной теме.

2. Активизировать движения пальцев рук у детей, развивать речь.

3. Побуждать проговаривать окончание строчки.

4. Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

5. Обогащать словарь ребенка, развивать память.

6.  Дать методические рекомендации родителям по развитию речи детей при помощи пальчиковых игр и упражнений.

7.Учить играм с карандашом и грецким орехом.

Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно» Домнина О. В. и Кабанова Т. В. «Тестовая диагностика: обследование речи»  и др.

1. Игровое упражнение «Спрячь в ладошках»

2. Рисование пальчиками «Дождик»

3. Пальчиковые игры «Семья», «Рыбки»

4. Игровое упражнение «Переложи игрушки»

5. Показ пальчикового театра «Репка»

6. Пальчиковые игры «Маша варежку надела», «Как живешь».

Консультация для родителей «Важность пальчиковых игр в развитии речи ребенка»

7. Игры с карандашом и грецким орехом – пальчиковая гимнастика с карандашом и грецким орехом «Мотор», «Скалка», «Дудочка» и т.д.

Октябрь

1. Учить детей продевать шнурки в отверстие сапожка

2. Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ѐжика».

3. Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями.

4. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать еѐ.

5. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

6. Совершенствовать умение вешать бельё на верёвку, прикрепляя его прищепками.

1.Д/И «Шнуровка»

2.Д\И «Прищепки»

3. Пальчиковые игры «Сидит белка на тележке», «Зайчик»

4. «Рисование на манной крупе».

5.Пальчиковые упражнения «Капуста»

6. Создание картотеки пальчиковых игр.

Ноябрь

1. Развитие координации движений пальцев ведущей руки;

2. Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

3. Укрепление и развитие чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес;

4. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения

 1.Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) 2.Настольная игра «Мозаика»

3.Д/и "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

4. Пальчиковые игры «Паучки».

5. Игровое упражнение «Разложи крышки по цветам», «Разноцветные помпоны».

Декабрь

1. Учить детей рисовать пальчиком руки.

2. Учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль.

3. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой

 1.Беседа «Про снег»

2. Рисование пальчиками «Снежинки

3.Пальчиковые игры: «Дорожка», «Моя Семья»,

4.Чтение сказки «Заюшкина избушка». Показ пальчикового театра.

5. Пальчиковая гимнастика «Паучок»,

«Дом»

Январь

1. Учить ребенка совершать действия руками в соответствии со стихотворным текстом.

2. Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении со стихотворным текстом, обогащать словарь ребенка.

1.Пальчиковые игры «Поехали, поехали», «Счёт пальчиков», «Семья».

2. упражнения «Веселые маляры», «Погладим котенка», «Бумажный мячик»

Февраль

1. Формировать у детей контроль над мышечными ощущениями, закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок (сила-расслабление).

2. Закреплять умение детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы.

3. Активизировать речь детей. Учить детей четко проговаривать потешку.

Игровые упражнения «Следы», «Снег идет», «Улитка, улитка!», «Стираем платочки».

Март

1. Закреплять умение детей нанизывать деревянные бусы на нити (не только крупные, но и более мелкие по размеру).

2. Закреплять умение детей рисовать указательным пальчиком на крупе.

3. Учить детей выполнять движение рук, сопровождая чтением потешки. Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение.

1. Пальчиковые игры «Спокойного сна», «Игрушки».

2. Игра «Сделаем матрешке бусы».

Рисование на крупе «Покормим птичек». Пальчиковая гимнастика. «Ёжик», Пальчиковая игра «Как у нашего кота».

Апрель

1. Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе.

2. Закреплять умение детей группировать однородные предметы, различающиеся по величине: большие пуговицы - колеса у паровозика, маленькие пуговицы - дым из трубы колечком.

3. Закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту.

1. Пальчиковые игры «Солнышко»,  «Зайчик».

2. Рисование на крупе «Светит солнышко в окошко»,

3. Показ пальчикового театра «Ленивая курочка»

Май

1. Закреплять умение детей перебирать предметы (бусинки) по цвету. Закрепить название основных цветов.

2. Закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью детей.

3. Развивать моторику пальцев рук. Расширять словарный запас детей.

4. Обобщить знания по выбранной теме, подготовить отчет о проделанной работе за 2023-2024 учебный год.

1. Пальчиковые игры: «Каша», «Наши пальчики». Игровое упражнение «Бусинки рассыпались»

2. Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом».

3.  Показ пальчикового театра «Красная шапочка», «Три поросенка», «Теремок»

 4. Отчет о проделанной работе за 2023-2024 учебный год.

Начала свою работу с изучения методической литературы Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно»,  Домнина О. В. и Кабанова Т. В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями», Т.А.  Ткаченко  «Развиваем  мелкую  моторику»,  Е.  Косина «Пальчиковая  гимнастика»,  Е.Г.  Сайкина,  Ж.Е.  Фирилева  «Физкульт - привет минуткам  и паузам!» (упражнения на развитие подвижности пальцев и рук), Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика», А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Ю.Соколова «Игры с пальчиками». Статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Управление  ДОУ».    Отобрала  нужную  информацию  для  дальнейшей систематической       работы с       детьми.

В течение учебного года были разучены пальчиковые игры и упражнения, так же для развития мелкой моторики и развития речи детей использовали дидактические игры, пальчиковые театры, нетрадиционные способы рисования:

  1. Игровое упражнение «Спрячь в ладошках», «Переложи игрушки», «Разложи  по цветам», «Веселые маляры», «Погладим котенка», «Бумажный мячик», «Следы», «Снег идет», «Улитка, улитка!», «Стираем платочки», «Сделаем матрешке бусы»,  «Бусинки рассыпались» и др. Игровые упражнения с карандашом и грецким орехом.
  2. Пальчиковые игры «Семья», «Рыбки», «Маша варежку надела», «Как живешь», «Сидит белка на тележке», «Зайчик», «Капуста», «Паучки», «Дорожка», «Поехали, поехали», «Ладушки» «Солнышко»,  «Зайчик», «Я хочу построить дом».
  3. Д/И «Шнуровка» Д\И «Прищепки» Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн» ищем игрушку, рисуем на крупе) Д/И."Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь
  4. Настольные игры «Мозаика», пазлы, конструктор Лего.
  5. Рисование пальчиками «Дождик», «Снежинки», Рисование на песке: «Светит солнышко в окошко», «Покормим птичек», «Нарисуй дорожку для Колобка»
  6. Показ пальчикового театра «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три поросёнка», «Красная шапочка».

Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями и благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Для родителей была подготовлена консультация по теме  «Важность пальчиковых игр в развитии речи ребенка» и была предложена картотека пальчиковых игр и упражнений для занятий с детьми дома. Благодаря изучению данной темы в течение учебного года сложилась благоприятная атмосфера для развития речи детей, положительную динамику в развитии речи можно увидеть по результатам мониторинга детского развития.

Заключение.

        На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к играм с настольно-печатным материалом, к строительным играм, мозаике, пазлам. Ребятам нравиться раскрашивать раскраски, использовать трафареты, рисовать (создавать свои рисунки) . Стали больше задавать вопросы «Почему?», «Зачем?», «Что мы будем делать?», «Куда пойдем?». У детей хорошо получается предлагать сверстнику поиграть во что-либо самостоятельно. На занятиях ребята стали более активными. Им нравиться заниматься. Их речь улучшилась.

              На мой взгляд, цель работы достигнута, все поставленные задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...