Рекомендации на летний период
консультация по развитию речи

Москвитина Юлия Евгеньевна

Рекомендации на летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_rekomendatsii_na_letniy_period.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям на летний период

       В летнее время, детям важно не растерять сформированные за учебный год навыки правильного произношения  звуков в речи. Дети находятся в «группе риска», так как не у всех детей одинаково хорошо закрепились поставленные звуки. Процесс автоматизации еще не закончен.

Изолированно звук есть. Но в речи еще нет.  Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее.

          Закрепление звуков в речи – это процесс долгий и  может занимать до 6 месяцев: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.

           Основные правила на летний период:

  1. Родитель  акцентирует внимание на ошибках. Достаточно напомнить «Скажи правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.
  2. Повторять речевой материал из папок 2 раза в неделю.
  3. Логопедические игры.

     Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это ежедневная задача для родителей. Не упускайте возможности что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   

Упражнения для развития фонематических процессов

         Развивать фонематических процессов необходимо для дальнейшего успешного обучения чтению и письму. В письменной речи возможны следующие ошибки: замены букв, соответствующих фонетически близким звукам, пропуски букв и слогов, перестановка букв и слогов, недописывание слов. Развитое фонематическое восприятие нужно и для обучения иностранным языкам.

  Упражнения:

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи                  Своевременное формирование грамматического строя речи является важнейшим условием полноценного речевого и психического развития ребенка, так как грамматика выполняет ведущую роль в развитии мышления, делая речь логичной, последовательной и понятной окружающим.

Упражнения:

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много -сады,  гулял где - за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  3. - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
  4. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на развитие связной речи

 Обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы, писать изложений. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

   Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для летнего периода

"Здравствуй̆, лето!!!" Консультация для родителей̆. ...

Рекомендации на летний период родителям детей, которые продолжают коррекцию речи в логопедической группе детского сада

Данный буклет адресован родителям детей посещающих логопедическую группу. В нем изложен материал для родитлёй на что необходимо обратить своё внимание в летний периуд....

Рекомендации на летний период

Рекомендации на летний период для родителей детей, посещающих логопункт в ДОУ...

Рекомендации на летний период

Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течении года навыки за летний период могут как укрепиться и войти в привычный...

Рекомендации на летний период по повторению пройденного материала

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста на летний период по повторению пройденного материала....