Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей 5 – 6 лет "Емелины помощники".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Развитие речи детей через приобщение их к истокам руской народной культуры. Дети знакомятся с предметами русского быта и одежды.Тренируются различать звуки "Л" и "Р" в словах и во фразовой речи. Отрабатываю навык составления описательных рассказов по иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_razvitiyu_rechi_emeliny_pomoshchniki_1.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

                                                   по развитию речи

Возрастная категория: 5 – 6 лет.

Тема: «Емелины помощники».

Цель: развитие речи детей через приобщение их к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

- отработать знание карты собственного тела;

- тренировать детей в различении звуков «л» и «р» в словах и во фразовой речи;

- обогащать лексикон детей по теме «Предметы русского быта и одежда»;

- продолжать прививать детям любовь к поэзии;

- упражняться в формировании прилагательных в сравнительной степени;

- упражнять детей называть слова на заданный педагогом звук;

- отработать навык составления описательных рассказов по иллюстрации.  

Развивающие:

- развивать память, мышление, воображение;

- развивать функциональную грамотность;

- развивать самостоятельность;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческие навыки.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к родной культуре;

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Образовательная область: «Развитие речи».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, технология «Говорящая стена».

Оборудование и материалы: макет балалайки (можно сделать из плотного картона), костюм Красной шапочки, макет домика «Русская изба», мяч,

Демонстрационный: иллюстрации сундука, самовара, горшка, рушника, лаптей, рубеля, колыбели, буквы (Р, К, С, Л, У), прил.1 – распечатанная иллюстрация.

Предварительная работа: разучивание с ребёнком роли Емели.

Ход.

Звучат напевы балалайки. Педагог привлекает внимание детей.

Воспитатель:

Балалайка моя, пой,

Всех поиграть зови со мной.

Ребята, я пригласила вас со мной поиграть и узнать что-то новое. Но для начала нужно поздороваться друг с другом. Сделаем мы это в русском стиле.

Для начала соберёмся в круг. (Дети образуют круг).

Приветственная игра «Здравствуй, добрый человек».

Мы по кругу будем кланяться друг другу и говорить: «Здравствуй, добрый молодец» (если сосед мальчик), «Здравствуй, милая девица» (Если рядом стоит девочка).

(Дети играют в игру).

Неожиданно в дверь стучится гость. Играет русская народная музыка.

Емеля обегает группу, останавливается возле доски и начинает говорить.

Емеля: Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в гости из сказочной страны. К сожалению, моя бабушка приболела, мне так нужно помочь ей прибраться в доме. Но я боюсь, что не успею всё сделать сам, ведь у бабушки столько старинных предметов в доме, ну точно как в музее, и всё нужно разложить по местам. Кто бы мог мне помочь? (Дети предлагают свою помощь). 

Воспитатель: Как я рада, что вы такие отзывчивые! Друзья, чтобы попасть в домик бабушки, нам нужно сделать несколько интересных движений!

Прыгаем на правой ножке.

Держимся за левое ушко.

Гладим левый локоток.

Кружимся.

(Звучит волшебная музыка, педагог выносит макет домика).

Бабушка Емели живёт в настоящей русской избе. Наверное, там и правда много интересных вещей!

Этап 1.

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду заглядывать в домик и говорить всё, что я там вижу. Если вы слышите слово, в котором есть звук «л» - топайте ножками, если звук «р» - хлопайте в ладоши. Если в слове нет указанных звуков, то необходимо спрятать ручки за спину.

Слова: сундук, самовар, горшок, ложка, рушник, лапти, рубель, колыбель.

Воспитатель: Отлично, вы ни разу не ошиблись. А теперь мне бы хотелось понять, а значение всех слов вы знаете и понимаете. (Педагог задаёт вопросы и показывает иллюстрации предметов).

1. Что такое сундук? Как его использовали? (Дети отвечают на вопрос). Всё верно, сундуки использовали так, как сейчас мы используем шкафы: в них хранили вещи, украшения, ткани и т.д.

2. А это вот старинный самовар,

Дед с него чаёк попивал.

Сделан он был в Туле

Стоял у бабушки на стуле.

Вы, наверное, догадались, как помогал людям самовар? (Дети отвечают). 

3. А вот глиняный горшок. Как вы думаете, как такой горшочек использовали в быту? (Дети отвечают). Всё верно, им пользовались как кастрюлей, варили в печи каши, щи, томили овощи.

4. А вот рушник. Как вы думаете, для чего он был нужен? (Дети отвечают).

Умывались студёной водицей

Утирались рушником.

Изо льна его соткали,

Украсив вышивкой потом.

5. А это лапти. Ну, здесь очень просто догадаться. Для чего людям нужны были лапти? (Дети отвечают на вопрос). 

А вот это лапоточки.

Прыгали в них через кочки.

6. Перед вами рубель, как использовался он? (Дети отвечают на вопрос). 

Вот рубель – в названье чуден,

А в применении прост.

Гладит с легкостью лен,

И из дерева рублён.

7. Последний предмет, который мы обсудим, сохранился у бабушки с тех времён, когда Емеля был ещё совсем маленьким. Это колыбелька. Для чего она нужна? (Дети отвечают на вопрос). 

Нежно мама напевала

Песню тихую дитю.

Мягко колыбель качала

Под мелодию свою.

Этап 2.

Воспитатель: Ну вот, несколько вещей уже на местах, дом уже выглядит лучше. Давайте попробуем придумать слова, которые говорят о том, что порядок в доме потихоньку устанавливается.

(Педагог называет прилагательное. Дети образуют его сравнительную степень).

Например:

чистый – чище;

свободный – свободнее;

аккуратный – аккуратнее;

опрятный – опрятнее;

приятный – приятнее;

просторный – просторнее.

(Игру по желанию можно провести с мячом. Педагог кидает мяч и говорит слово, ребёнок возвращает мяч и называет сравнительную степень).

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, а теперь предлагаю вам немного отдохнуть и сделать разминку.

(Дети исполняют танец-разминку по показу воспитателя под музыку Е. Железновой «Пяточка-носочек»).

Воспитатель: Вы прекрасно справились! Ну что, продолжим помогать Емеле.

Этап 3.

Воспитатель: Друзья, нам нужно подойти вот к этой стене. (Педагог разворачивает макет дома. На стенах приклеены буквы на листочках так, чтобы дети могли их легко оторвать).

Ребята, чтобы убрать эти буквы со стен и навести порядок, нам нужно придумать слова, которые с них начинаются. Будет отлично, если они будут по теме «Русская изба», т.е. будут встречаться слова, которые мы сегодня с вами вспомнили или знали до нашего занятия. Итак, я показываю букву и произношу звук, который она обозначает. Вы придумываете слово, начинающееся на этот звук. Кто придумает слово, отрывает букву от стены.

Р – рубаха, рушник, русский.

К – колыбель, коврик, кочерга, корыто.  

С – самовар, сундук.

Л – лапти, лохань, ложка.

У – утюг, ухват.

Воспитатель: Всё верно, вы справились.

Этап 4.

Воспитатель: Вот как мы хорошо убрались. Изба бабушки стала чистая, опрятная. Посмотрите на картинку (Прил.1). Давайте попробуем составить рассказ – описание о том, как выглядит эта изба.

(Дети составляют описательный рассказ по картинке. Педагог координирует детей, помогает выстраивать рассказ логично и связно).

Воспитатель: Вы великолепно справились с заданием.

Емеля: Спасибо, ребята, что помогли мне навести порядок в избе бабушки. Пора мне спешить. Пока!

(Включается музыка, Емеля выходит из группы).

Воспитатель: И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, нарисуйте улыбающееся солнышко на листочке. Если не понравилось, то грустную тучку. Для того, чтобы ручки и пальчики проснулись, мы сделаем небольшую пальчиковую гимнастику.

Вот изба и в ней светло (домик из пальчиков)

Здесь от печки нам тепло (трём ладошки)

В печку ставим – чугунок (чашечка)

Каши чтоб сварить нам смог (вращаем рукой, как ложкой)

Дружит с чугунком ухват

Достанет кашу для ребят (вытянута рука, показ большим и указательным). (Дети рисуют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.

Список использованных ресурсов:

1. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий старшей группе детского сада. Развитие речи. – М.: Огни, 2016.

2. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» для детей с ОНР старшая группа 1 год обучения Тема: «Зимние забавы». Звуки «В - ВЬ».

Тема: «Зимние забавы». Звуки «В - ВЬ».Коррекционно-образовательные задачи.    Продолжать учить внимательно, вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков:  чёткого произношен...

Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи Тема: «В гости к Дедушке Морозу»

На занятии у детей формируются знания о Новогоднем празднике, обогащается словарь прилагательными по теме. Дети осваивают элементы самомассажа, развивают координацию движений, мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо развитию речи и грамоте в подготовительной к школе группе ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЗВЁЗДОЧКАМ! (с использованием игровых технологий, квест-технологии)

Цель:формировать навыки выделения в речи звуков к, г;Задачи:- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] из названий картинок;- закреплять умение определять места звуков [К], [Г] в слове;- продолжать уп...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Помощники Знайки»

Развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя полученные знания при выполнении заданий закрепить знания о позиции звука в слове, о названиях животных и их детенышей; закреп...