Конспект интегрированного занятия логопеда с воспитателями «Волшебница – Осень»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия логопеда с воспитателями старшей логопедической группы на обобщение знаний детей по лексическим темам: "Осень", "Деревья", "Перелетные птицы", "Одежда", "Обувь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_obobshchenie_s_logopedom_1_1.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия логопеда с воспитателями.
«Волшебница – Осень»
Автор-составитель
Величко Ю.С.
Цель: Обобщить знания детей о времени года «Осень».
Задачи:
- Закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
- Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.
- Познакомить детей со свойствами воздуха.
- Формировать умение детей составлять описательный рассказ.
- Закреплять умение детей отвечать полным ответом на поставленный вопрос.
- Развивать умение детей образовывать относительные прилагательные.
- Уточнить и расширить словарный запас по лексическим темам: «Осень», Деревья», «Перелётные птицы», «Одежда», «Обувь».
- Развивать внимание, память, пространственные представления.
- Формировать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Сюрпризный момент:
Гостья «Осень» стучит в дверь.
Воспитатель: - Ребята, к нам кто-то стучит. Дверь не открывается. Как же нам её открыть и впустить гостя? А здесь ещё письмо, давайте его прочтём.
Читаем письмо: «Ребята, если вы исправите ошибки в предложениях, дверь откроется и я приду к вам в гости ».
Дидактическая игра «Исправь ошибки» (Приметы осени)
Осенью день становится длиннее.
Осенью трава зеленеет.
Осенью птицы прилетают с юга.
Осенью редко идут дожди.
Осенью насекомые просыпаются.
Осенью на деревьях появляются листочки.
Осенью люди сажают картофель.
Осенью по лужам гуляют в валенках.
Осенью люди ходят легко одетые.
Осенью заяц меняет белую шубку на серую.
Осенью дуют тёплые ветра.
Дверь открывается, входит «Осень» (в руках у «Осени» мнемотаблица «замок»).
«Осень»: Молодцы, ребята, что вы открыли дверь и впустили меня .Этот «замок» не простой, он будет исчезать по мере выполнения заданий. Вы правильно исправили ошибки и первая деталь «замка» уже исчезла. Я так долго у вас гостила. А сколько, вы знаете?
Воспитатель: - Наши ребята знают.
(Ответы детей: три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь).
Дети встают в круг, с помощью считалки выбираются три ребенка, которые читают стихи для «Осени».
«Сентябрь» Светлячок Н.
Пришёл сентябрь с красками,
Коснулся листьев ласково
И деревце простое
Вдруг стало золотое.
Принёс сентябрь зонтики,
Полил на рощу дождиком
И выросли на кочке
Волнушки и груздочки...
Просил детей заботливо
Ходить по лужам в ботиках.
И с грустью добрый друг
Отправил птиц на юг.
"Уж небо осенью дышало..." Пушкин А.С.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
«Унылый ноябрь» (Т. Керстен)
Яблони и сливы голые стоят.
Выглядит уныло наш осенний сад.
За окном то дождик, то холодный снег.
Мрачно, неуютно на душе у всех.
Утонуло солнце в лужах ноября.
Но не будем злиться на него мы зря.
Приготовим лыжи, санки и коньки.
Ждут нас очень скоро зимние деньки.
Считалка.
Стихи про осень вы учили
И считалку сочинили,
1,2,3,4,5 решили мне их рассказать
(После прочтения стихов убирается вторая деталь «замка»)
«Осень»: - Ребята, а какая погода бывает осенью?
Об этом рассказать нам поможет волшебный мяч. Давайте встанем в кружок и кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос - какая погода?
Когда светит солнце? (Погода солнечная).
Когда на улице холодно? (Погода холодная).
Когда на улице пасмурно? (Погода пасмурная)
Когда на улице сыро? (Погода сырая).
Когда на улице хмуро? (Погода хмурая).
Когда на улице ясно? (Погода ясная).
А когда на улице дождь? (Погода дождливая).
Когда на улице дует ветер? (Погода ветреная)
(после выполнения игрового упражнения снимается третья деталь «замка»)
«Осень»: Ребята, а вы знаете, что такое ветер? (Произвольные ответы детей)
Воспитатель: Ребята, что вы знаете про воздух? (Произвольные ответы детей)
Опыт «Поймай воздух»
Воспитатель: Я знаю, что воздух можно поймать. Ребята, возьмите пакетики, посмотрите, сейчас в них есть что-нибудь? (Нет). Пакеты пустые. Давайте раскроем пакетики и будем размахивать ими из стороны в сторону, после этого закрутите края пакетиков. Получился «пузырь». Ребята, а что у вас в пакете? (Ответы детей: воздух)
Обсуждение результатов опыта с воздухом.(С опорой на мнемотаблицу «Свойства воздуха»)
Воздух можно увидеть?
Воздух можно потрогать?
У воздуха есть запах?
У воздуха есть вкус?
Вывод: Воздух – невидимый, прозрачный, не имеет вкуса и запаха. Ребята, где ещё можно использовать это свойство воздуха? (Ответы детей: воздушные шары, мячи, спасательные круги, резиновые лодки, велосипедные автомобильные шины).
Теперь давайте отпустим его на свободу.
(После проведения опыта снимается четвёртая деталь замка)
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
«Осень»: - Ребята, а вы знаете, как называется явление, когда ветерок срывает листья. (Ответы детей: листопад). Сильный ветерок подул и перемешал все листья.
(Дети разделяются на две команды, для каждой команды подготовлен лист бумаги, формата А-3, на нём расположены зашумлённые контуры листьев разных пород деревьев).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на эти перепутанные листья и назовите, какие листочки вы здесь видите. (Ответы детей: рябиновый, кленовый, берёзовый, дубовый, липовый, осиновый).
(После проведения игры снимается пятая деталь «замка»)
«Осень: Ребята, для того, чтобы исчезла ещё одна деталь «замка», вам нужно собрать разрезные картинки и назвать, кто изображён на картинках
(Дети за столами по парам складывают разрезные картинки «Перелётные птицы») Воспитатель: Ребята, а что этих птиц объединяет? Почему они так называются? Почему птицы улетают в тёплые страны? (Ответы детей: перелётные, они улетают в тёплые края, потому что становится холодно и нечего есть) .
(После складывания разрезных картинок снимается шестая деталь «замка»)
«Осень»: Ребята, а как животными готовятся к зиме?
Воспитатель: «Осень», выходи с нами на весёлую зарядку, мы тебе расскажем и покажем, как животные готовятся к зиме.
Речь с движениями.
Косолапый мишка по лесу идёт, (изображают походку «медведя»)
Ищет он берлогу, скоро он уснёт, (прикладывают руку ко лбу, сложенные руки под щёку)
Зайчик мимо пробежал, уже шубку поменял, (прыжки на месте, руки на пояс, повороты туловища вправо, влево)
Белочка в дупле сидит, и запасы ворошит, («моталочка» руками)
Ёж готовится к зиме, норку утепляет, (движения вперёд прямыми ладонями)
С осени и до весны он крепко засыпает. (сложить руки под щёку)
(После проведения речи с движениями снимается седьмая деталь замка).
«Осень»: - Ребята, как вы думаете, для того, чтобы отправиться на прогулку, какую одежду и обувь нам нужно подобрать?
Дидактическая игра «Подбери осенний гардероб».
Детям предлагается из предложенных картинок подобрать только осеннюю одежду. Дети разделяются на 3 группы и подбирают: 1 - одежду в шкаф, 2- обувь в обувницу,
3 – головные уборы на полку.
(После раскладывания картинок снимается восьмая деталь «замка»)
Рефлексия: «Осень»: - Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и сняли детали со всего «замка». Давайте составим описательный рассказ об осени, а поможет нам в этом мнемотаблица – «замок».
Дети последовательно составляют рассказ:
«Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. Деревья, кусты, трава окрашиваются яркими красками. У осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осенью часто переменчивая погода: то светит солнце, то идут дожди, а иногда идёт и мокрый снег, дуют сильные, холодные ветры. Осенью с деревьев опадают листья. Птицы улетают в тёплые края. Осенью животные готовятся к зиме: делают запасы на зиму, утепляют свои жилища, меняют свои «шубки», а некоторые впадают в спячку. Люди одеваются теплее. Все ждут приближения зимы».
«Осень» благодарит детей и дарит подарки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты интегрированных занятий логопеда и воспитателя в ДОУ
Конспекты совместных занятий логопеда и воспитателя в детском саду....
Анализ интегрированного занятия логопеда и воспитателя
Анализ интегрированного занятия логопеда и воспитателя на тему: «В гостях у животных»...
Открытое интегрированное занятие в средней группе "Волшебница Осень" 01.12.2015г
Открытое интегрированное занятие в средней группе "Волшебница Осень...
Конспект интегрированного занятия логопеда и воспитателя в старшей логопедической группе
Интегрированное занятие по развитию речи детей с старшей логопедической группы....
интегрированное занятия логопеда и воспитателя в средней группе ТНР "Невский проспект"
Цель: 1. Познакомить детей с историческим центром города. 2. Сформировать понятия: главная улица, «...
Конспект интегрированного занятия логопеда и воспитателя в подготовительной группе «Весёлое путешествие»
конспект интегрированного занятия в подготовительной группе...
Конспект интегрированного занятия логопеда и воспитателя в подготовительной группе «Веселое путешествие»
Конспект интегрированного занятия логопеда и воспитателя в подготовительной группе «Весёлое путешествие»...