Консультация для родителей старших дошкольников "Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Борисова Анна Александровна

Давно известно и доказано, что уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Вы узнаете какие упражнения и задания помогут вашему ребенку в домашних условиях развить мелкую моторику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtoby_chetko_govorit_nado_s_paltsami_druzhit.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

В.А. Сухомлинский

Давно известно и доказано, что уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Почему же так получается? А все дело в том, что центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых зон» и положительно воздействуют на кору головного мозга ребенка.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте.  К шести годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Если же вы заметили, что у вашего ребенка мелкая моторика развита недостаточно, то пора начинать заниматься.

Можно предложить ребенку выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из разноцветных бумажных
полос. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.

Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда отлично подойдет для совместных занятий взрослых и детей.

Для развития координации движений можно попробовать заниматься
накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь
и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки при помощи
безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из
него аппликацию. Если это задание будет выполнять вся семья, то можно из различных рисунков сделать картину-аппликацию, посвященную одной теме.

Если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко - организуйте игры с бельевыми прищепками. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани, картона. Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными, например: «ежики», «солнышки», «елочка», «бабочка». Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и становятся наиболее любимыми. Можно делать целые макеты, а затем рассказывать о том, что получилось, как настоящий экскурсовод. Таким образом и мелкая моторика будет развиваться и связная речь совершенствоваться.

Обязательно нужно учить детей вырезать ножницами. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы ни вырезал ребенок, все равно получится узор, напоминающий снежинку или звездочку. Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Это не только полезное, но и достаточно увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были с тупыми закругленными концами, достаточно острыми и не заминали края бумаги). Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции-аппликации.

Достаточно популярны в развитии мелкой моторики оригами. И это не
случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. На занятиях оригами
эффективно используются сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания
(провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются
осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на
треугольники, каждый из которых скручиваются в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус
требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е.
качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети
обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают
разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.

Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Например, пометьте крестиками некоторые клетки лабиринта
и при попадании на них бросайте игральный кубик. Выпадает «5» или «6» — ребенок полу-
чает приз (например, наклейку), выпадает «1» — придется вернуть одну из накопленных
наклеек (встреча с разбойниками). Предложите малышу самому нарисовать лабиринт.

Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко, — некоторым
детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку. Или на-
рисуйте несколько рядом точек, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии, и
предложите ребенку шаблоны их соединения.

Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные — обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.
Попросите ребенка обвести свою руку или ногу. Потом ладошки и следы можно вырезать и украсить ими комнату. Или разложите такие следы по квартире, чтобы, пройдя по
ним, ребенок нашел в конце пути приз.

Если ребенку неинтересно обводить картинки просто так — продемонстрируйте ему
волшебство копирки. Малыш даже однообразные закорючки согласится чертить, лишь
бы посмотреть, как получится копия работы.

Возьмите простую картинку (например, из раскраски для самых маленьких) и
наметьте узор для каждой ее части. Пусть малыш украсит весь рисунок нужными
узорами. Так, если на картинке у вас цветок — серединку можно заполнить крестиками,
лепестки — точками, землю — вертикальными штрихами, небо — горизонтальными штрихами.

Для детей старшего дошкольного возраста желательно использовать всевозможные упражнения с элементами письма, такие как штриховка в разных направлениях, обводки, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи, графические диктанты.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной
умелости. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя
за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков, уход за срезанными и живыми цветами, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, представив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, собирание разрезных картинок, разбор круп и т. д.

Если ребенок не испытывает интереса, занятие лучше отложить или заменить другим. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много – не значит хорошо! Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач). Терпения и успехов вам и вашему малышу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»

Цель:•пропаганда педагогических знаний среди родителей;• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;• показать способы и приёмы проведения пальчико...

Консультация для родителей. «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».

Учеными доказано, что нормальное развитие речи теснейшим образом связано с развитием мелкой моторики и координацией  движения пальцев рук....

Консультация для родителей «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

  Учеными доказано, что нормальное развитие речи теснейшим образом связано с развитием мелкой моторики и координацией  движения пальцев рук.Простые движения рук помогают убрать ...

Консультация для родителей: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ      «ЧТОБЫ ЧЕТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ»В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развит...

Консультация для родителей "Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"

Консультация для родителей "Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"....