Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с элементами технологии SMART- треннинг "Мир головоломок", посвящённый празднованию Дня Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по речевому развитию | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №61» Медвежий стан
Структурное подразделение по адресу:
г. Мурино пр. Скандинавский, д.4 к.2
Методическая разработка
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений
на тему: «Сколько монет у Буратино?»
на основе программы И. А. Помораевой, В. А. Позиной
«Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада»
для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
Выполнил: Енина Ю.А.,
Воспитатель высшей калификационной категории
МДОБУ «ДСКВ № 61» Медвежий стан
группа общеразвивающей направленности
для детей от 6 до 7 лет
Ленинградская область,
п. Мурино,
2023 год
Тема: «Сколько монет у Буратино?»
Дата проведения: «_____» _____________20____г.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.
Тип: комплексное
Форма занятия: тематическое занятие с использованием технологии SMART тренинг
Формы организации: фронтальная и парная работа
Возраст детей: 6-7 лет
Программное содержание:
Цель: формировать элементарные математические представления
Задачи:
Обучающие:
- продолжать формировать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление.
- закреплять названия частей задачи.
Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль, взаимооценку, внимательность друг к другу.
Место проведения: групповая комната
Предварительная работа: ………………………………………………
Методы и приемы: ……………………………………………………
Словарная работа: активизировать в речи детей использование наречий, обозначающих признак действия: (вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали).
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Карточки со схематичным изображением частей задачи («условие», «вопрос», «решение», «ответ»); 8 картонных моделей монет на магните, карточки с цифрами и математическими знаками; файл-образец узора на листе в клетку, маркер по доске, файл - образец головоломки «Складушки».
Раздаточный материал: Математические наборы, ламинированные листы в клетку без образца рисунка, тряпочки, фломастеры, комплекты головоломки «Складушки» по количеству детей, магнитные кружочки зеленого и красного цветов по количеству детей
Ход НОД
- Вводная часть – 2 -3 минуты
Звенит звонок. Воспитатель приглашает детей словами
Я прошу собраться вас – это раз!
Прозвенел звонок с утра – это два.
Друг на друга посмотри – это три.
Сделай круг теперь по шире – тут четыре.
Начинаем мы играть – это пять!
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся! (Здороваются).
Воспитатель: Ребята, вы не представляете, кто мне сегодня звонил и очень просил о помощи! Я попробую дать вам подсказку, а вы угадайте, кто это. Этот мальчик большой шалун! Папа купил ему азбуку и отправил учиться в школу, но наш шалунишка в место уроков отправился смотреть представление в кукольном театре! Догадались? (ответы детей, если дети затрудняются, то подсказать, что это деревянный мальчик).
Воспитатель: Правильно, это Буратино! Итак, Буратино просит о помощи – ему надо помочь сосчитать монетки. Готовы ему помочь? (Ответы детей)
- Основная часть - 25 минут
Воспитатель: Ребята, Буратино задал нам для решения две задачи. Чтобы помочь их решить, давайте сначала вспомним из каких частей состоит задача? Что идет сначала? Воспитатель прикрепляет на доску карточку с условным обозначением «условия задачи». (дети отвечают – «условие», если затрудняются вспомнить термин, то воспитатель подсказывает, что условие – это мини рассказ, в котором есть числа.).
Воспитатель: Молодцы! Что ещё обязательно должно быть в задаче? Воспитатель прикрепляет на доску карточку с условным обозначением «вопрос задачи». (дети отвечают – «вопрос»)
Воспитатель: Замечательно, а кто скажет, как называется способ, которым мы ответим на вопрос задачи? Воспитатель прикрепляет на доску карточку с условным обозначением «решение задачи». (дети отвечают – «решение», при затруднении - воспитатель подсказывает термин).
Воспитатель: Отлично, тогда вы без труда вспомните последнюю часть задачи и это -…. Воспитатель прикрепляет на доску карточку с условным обозначением «ответ задачи». (дети отвечают – «ответ», если затрудняются вспомнить термин, то воспитатель подсказывает, что на вопрос задачи надо ответить, т.е. дать «Ответ»).
Воспитатель: У вас здорово получается! Раз вы так хорошо разбираетесь с задачами, давайте решим задачки Буратино!
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
Дети рассаживаются.
- Игровая ситуация: «Поможем Буратино посчитать монетки».
Воспитатель: Итак, давайте решим первую задачу! Кто хочет показать, как это делается? (воспитатель приглашает желающего к доске и читает задачу, а ребенок на доске выкладывает соответствующее количество моделей монет): «Буратино дал коту Базилио 3 монеты, а лисе Алисе – 5 монет. Сколько всего монет дал Буратино коту и лисе?»
Воспитатель предлагает ребенку у доски сначала отдельно повторить условие задачи и вопрос, а затем выставить на доске соответствующее количество монет, а остальным детям выложить на столе соответствующее количество кружочков из набора.
Воспитатель: «Сколько монет дал Буратино коту Базилио? Сколько монет он дал лисе Алисе? Что нужно сделать, чтобы узнать сколько всего монет он дал коту и лисе? Сколько получилось?» (Воспитатель выслушивает ребенка, не оценивая правильность его ответов. Вызванный ребенок выставляет на доску карточку с цифрой, показывающей нужное количество монет, которое дал Буратино коту, а затем и лисе, после чего ребенок с помощью математических знаков показывает решение задачи.
Воспитатель приглашает к доске следующего ребенка и читает следующую задачу. Ребенок на доске выкладывает соответствующее количество моделей-монет: «У Буратино было шесть монет. Две монеты он закопал на поле чудес. (Ребенок отодвигает две монеты вправо.) Сколько монет осталось у Буратино?»
Дети вместе с воспитателем разбирают структуру задачи (аналогично первой задаче). Дети на местах отсчитывают по 6 кружочка и 2 круга отодвигают вправо.
Воспитатель: «Сколько монет было у Буратино? Сколько монет он закопал на поле чудес? Сколько монет осталось у Буратино?» (Воспитатель выслушивает ребенка, не оценивая правильность его ответов. Вызванный ребенок выставляет на доску карточку с цифрой, показывающей сколько монет было у Буратино, а затем карточку с цифрой, показывающей сколько монет Буратино закопал, после чего ребенок с помощью математических знаков показывает решение задачи. (Ответы детей - Четыре монеты осталось у Буратино.)
Воспитатель обобщает ответы детей, просит детей убрать материал в наборы и отодвинуть на край стола. Также убирает демонстрационный материал с доски.
- Графическая игра «Построй заборчик».
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что надо как-то защитить монетки, которые закопал Буратино на Поле чудес! Есть идеи? (предположения детей).
Воспитатель: Я предлагаю Вам выстроить вокруг Поля чудес надежный забор! Воспитатель выводит на экран образец графического рисунка забора:
Воспитатель предлагает детям взять листы в клетку и фломастеры. Воспитатель: Ребята, давайте вместе найдем место, откуда начнем чертить забор. Кто скажет нам начальную точку? (ответ ребенка – 4 клетки вниз, и 2 клетки вправо).
Воспитатель вместе с детьми отсчитывает координаты начальной точки на доске. Затем предлагает нарисовать заборчики.
Воспитатель: Мы нашли начальную точку, куда поведем линию дальше? (ответы детей: 2 клетки вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 2 клетки вниз, 1 клетка влево). Дети по очереди проговаривают «маршрут» и рисуют узор до конца листа. Воспитатель выполняет то же задание на доске вместе с детьми.
После выполнения задания педагог предлагает детям обменяться листами и оценить работы друг друга, дети рисуют улыбающееся или неулыбающееся солнышко.
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, предлагаю немного размяться. Воспитатель выводит на экран фото с Буратино.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Буратино потянулся, (руки поднимаем вверх через стороны)
Раз - нагнулся, (наклон, ноги прямые)
Два - нагнулся, (наклон, ноги прямые)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел…………..(повороты головы вправо – влево)
Чтобы ключик нам достать,……….(руки на поясе, встают на носочки)
Нужно на носочки встать.
Крепче на носочках стой – ……….(Прыжки на двух ногах на носочках,
Вот он, ключик золотой!.................. хлопки прямыми руками над головой)
(Повторить 2-3 раза.)
- Игра - головоломка «Монетки».
Воспитатель: Друзья! Буратино предлагает и вам найти монетки на Поле чудес. Хотите? (ответы детей – Да!). Тогда проходите к своим столам.
Дети рассаживаются на места. Воспитатель выводит на экран слайд с картинкой головоломки «Складушки»
Воспитатель: Друзья, у вас на столах лежат фишки от головоломки. Мы с ней уже знакомы. Кто скажет, как она называется? (ответы детей – «Складушки»). Верно! На экране образец задания. Необходимо из 6 фишек выложить такую же картинку, но с двумя ЖЁЛТЫМИ монетками.
Ребята справляются с заданием. Тем детям, которые справились раньше всех воспитатель предлагает навести порядок на своём рабочем месте, а затем, по желанию, помочь товарищам, у которых задание вызывает затруднения.
- Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 - 3 минуты.
Воспитатель звонит в звонок и собирает детей в круг словами:
Я прошу собраться вас – это раз!
Повернулась голова – это два.
Круг скорее собери – это три.
Улыбнулись все по шире – тут четыре.
Мы закончили играть – это пять!
Воспитатель:
- Кто просил нас о помощи?
- Что мы делали? В чем заключалась помощь?
-Что Вам запомнилось лучше всего?
Воспитатель: Ребята, мне безмерно понравилось сегодня с вами играть! Вы показали себя такими сообразительными и дружными!
Воспитатель включает слайд с Буратино.
Воспитатель: Вам понравилось сегодня играть? (ответы детей). Тогда я предлагаю повесить на доску, рядом с Буратино зеленый кружок, если вам было интересно и весело или красный кружок, если вам было скучно и грустно!
Ребята прикрепляют магнитные кружки на доску.
Дата проверки: «___»_____________20_____г.
Выполнил: ______________________//_____________//__________________/
Должность подпись расшифровка
Проверил: ______________________//_____________//__________________/
Должность подпись расшифровка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мир добрых сказок»
Задачи:ü познакомить детей с технологией синквейна и алгоритмом его составления;ü формировать умение составлять творческие синквейны, на тему предложенную воспитателем;ü упражнять детей ...
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по России»
Цель: создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.Задачи: Образовательные: Формировать представления детей о России, уважительное отношение к государственным симв...
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.Приоритетной формой работы является коллективная (статическая и динамическая работа) и в подгруппах. Коллективная деятельность оказыв...
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Одежда Цель: Создавать условия для закрепления знаний детей об одежде. Задачи:Закреплять знания детей о названиях предметов одежды, обобщающем понятием «одежда»., о на...
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты»).
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты&ra...
Конспект занятия по речевому развитию "Дикие животные" старший дошкольный возраст
Образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение представления о диких животных.Задачи:Обучающие:- использовать в речи предлоги и описательные прилагательные;- упражнять в словообр...
План конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Есть такая профессия - строитель»
План конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Есть такая профессия - строитель»...