Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Енина Юлия Андреевна

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с элементами технологии SMART- треннинг "Мир головоломок", посвящённый празднованию Дня Победы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №61» Медвежий стан

Структурное подразделение по адресу:

г. Мурино пр. Скандинавский, д.4 к.2

Методическая разработка

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений

на тему: «Сколько монет у Буратино?» 

на основе программы И. А. Помораевой, В. А. Позиной

«Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада»

для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Выполнил: Енина Ю.А.,                            

                                 Воспитатель высшей калификационной категории

МДОБУ «ДСКВ № 61» Медвежий стан

                                          группа общеразвивающей направленности  

                                                                               для детей от 6 до 7 лет

Ленинградская область,

                                                п. Мурино,

                                                       2023 год

Тема: «Сколько монет у Буратино?»

Дата проведения: «_____» _____________20____г.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.

Тип: комплексное 

Форма занятия: тематическое занятие с использованием технологии SMART тренинг

Формы организации: фронтальная и парная работа

Возраст детей: 6-7 лет

Программное содержание:

Цель: формировать элементарные математические представления

Задачи:

Обучающие:

- продолжать формировать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление.

- закреплять названия частей задачи.

Воспитательные:

- воспитывать самоконтроль, взаимооценку, внимательность друг к другу.

Место проведения: групповая комната

Предварительная работа: ………………………………………………

Методы и приемы: …………………………………………………… 

Словарная работа: активизировать в речи детей использование наречий, обозначающих признак действия: (вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали).

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: Карточки со схематичным изображением частей задачи («условие», «вопрос», «решение», «ответ»); 8 картонных моделей монет на магните, карточки с цифрами и математическими знаками; файл-образец узора на листе в клетку, маркер по доске, файл - образец головоломки «Складушки».

Раздаточный материал: Математические наборы, ламинированные листы в клетку без образца рисунка, тряпочки, фломастеры, комплекты головоломки «Складушки» по количеству детей, магнитные кружочки зеленого и красного цветов по количеству детей

Ход НОД

  1. Вводная часть – 2 -3 минуты

Звенит звонок. Воспитатель приглашает детей словами

Я прошу собраться вас – это раз!

Прозвенел звонок с утра – это два.

Друг на друга посмотри – это три.

Сделай круг теперь по шире – тут четыре.

Начинаем мы играть – это пять!

Дети становятся в круг.

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся! (Здороваются).

Воспитатель: Ребята, вы не представляете, кто мне сегодня звонил и очень просил о помощи! Я попробую дать вам подсказку, а вы угадайте, кто это. Этот мальчик большой шалун! Папа купил ему азбуку и отправил учиться в школу, но наш шалунишка в место уроков отправился смотреть представление в кукольном театре! Догадались? (ответы детей, если дети затрудняются, то подсказать, что это деревянный мальчик).

Воспитатель: Правильно, это Буратино! Итак, Буратино просит о помощи – ему надо помочь сосчитать монетки. Готовы ему помочь? (Ответы детей)

  1. Основная часть - 25 минут

Воспитатель: Ребята, Буратино задал нам для решения две задачи. Чтобы помочь их решить, давайте сначала вспомним из каких частей состоит задача? Что идет сначала? Воспитатель прикрепляет на доску карточку с условным обозначением «условия задачи». (дети отвечают – «условие», если затрудняются вспомнить термин, то воспитатель подсказывает, что условие – это мини рассказ, в котором есть числа.).

Воспитатель: Молодцы! Что ещё обязательно должно быть в задаче? Воспитатель прикрепляет на доску карточку с условным обозначением «вопрос задачи». (дети отвечают – «вопрос»)

Воспитатель: Замечательно, а кто скажет, как называется способ, которым мы ответим на вопрос задачи? Воспитатель прикрепляет на доску карточку с условным обозначением «решение задачи». (дети отвечают – «решение», при затруднении - воспитатель подсказывает термин).

Воспитатель: Отлично, тогда вы без труда вспомните последнюю часть задачи и это -…. Воспитатель прикрепляет на доску карточку с условным обозначением «ответ задачи». (дети отвечают – «ответ», если затрудняются вспомнить термин, то воспитатель подсказывает, что на вопрос задачи надо ответить, т.е. дать «Ответ»).

Воспитатель: У вас здорово получается! Раз вы так хорошо разбираетесь с задачами, давайте решим задачки Буратино!

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Дети рассаживаются.

  1. Игровая ситуация: «Поможем Буратино посчитать монетки».

Воспитатель: Итак, давайте решим первую задачу! Кто хочет показать, как это делается? (воспитатель приглашает желающего к доске и читает задачу, а ребенок на доске выкладывает соответствующее количество моделей монет): «Буратино дал коту Базилио 3 монеты, а лисе Алисе – 5 монет. Сколько всего монет дал Буратино коту и лисе?»

   Воспитатель предлагает ребенку у доски сначала отдельно повторить условие задачи и вопрос, а затем выставить на доске соответствующее количество монет, а остальным детям выложить на столе соответствующее количество кружочков из набора.

   Воспитатель: «Сколько монет дал Буратино коту Базилио? Сколько монет он дал лисе Алисе? Что нужно сделать, чтобы узнать сколько всего монет он дал коту и лисе? Сколько получилось?» (Воспитатель выслушивает ребенка, не оценивая правильность его ответов. Вызванный ребенок выставляет на доску карточку с цифрой, показывающей нужное количество монет, которое дал Буратино коту, а затем и лисе, после чего ребенок с помощью математических знаков показывает решение задачи.

Воспитатель приглашает к доске следующего ребенка и читает следующую задачу. Ребенок на доске выкладывает соответствующее количество моделей-монет: «У Буратино было шесть монет. Две монеты он закопал на поле чудес. (Ребенок отодвигает две монеты вправо.) Сколько монет осталось у Буратино?»

   Дети вместе с воспитателем разбирают структуру задачи (аналогично первой задаче). Дети на местах отсчитывают по 6 кружочка и 2 круга отодвигают вправо.

Воспитатель: «Сколько монет было у Буратино? Сколько монет он закопал на поле чудес? Сколько монет осталось у Буратино?» (Воспитатель выслушивает ребенка, не оценивая правильность его ответов. Вызванный ребенок выставляет на доску карточку с цифрой, показывающей сколько монет было у Буратино, а затем карточку с цифрой, показывающей сколько монет Буратино закопал, после чего ребенок с помощью математических знаков показывает решение задачи. (Ответы детей - Четыре монеты осталось у Буратино.)

   Воспитатель обобщает ответы детей, просит детей убрать материал в наборы и отодвинуть на край стола. Также убирает демонстрационный материал с доски.

  1. Графическая игра «Построй заборчик».  

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что надо как-то защитить монетки, которые закопал Буратино на Поле чудес! Есть идеи? (предположения детей).

Воспитатель: Я предлагаю Вам выстроить вокруг Поля чудес надежный забор!  Воспитатель выводит на экран образец графического рисунка забора:

      Воспитатель предлагает детям взять листы в клетку и фломастеры. Воспитатель: Ребята, давайте вместе найдем место, откуда начнем чертить забор. Кто скажет нам начальную точку? (ответ ребенка – 4 клетки вниз, и 2 клетки вправо).

 Воспитатель вместе с детьми отсчитывает координаты начальной точки на доске. Затем предлагает нарисовать заборчики.

Воспитатель: Мы нашли начальную точку, куда поведем линию дальше? (ответы детей: 2 клетки вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 2 клетки вниз, 1 клетка влево). Дети по очереди проговаривают «маршрут» и рисуют узор до конца листа. Воспитатель выполняет то же задание на доске вместе с детьми.

   После выполнения задания педагог предлагает детям обменяться листами и оценить работы друг друга, дети рисуют улыбающееся или неулыбающееся солнышко.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, предлагаю немного размяться. Воспитатель выводит на экран фото с Буратино.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Буратино потянулся,                        (руки поднимаем вверх через стороны)
Раз - нагнулся,                                   (наклон, ноги прямые)
Два - нагнулся,                                   (наклон, ноги прямые)
Руки в сторону развел,                       (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел…………..(повороты головы вправо – влево)
Чтобы ключик нам достать,……….(руки на поясе, встают на носочки)
Нужно на носочки встать. 

Крепче на носочках стой – ……….(Прыжки на двух ногах на носочках,

Вот он, ключик золотой!.................. хлопки прямыми руками над головой)
(Повторить 2-3 раза.) 

  1. Игра - головоломка «Монетки».  

Воспитатель: Друзья! Буратино предлагает и вам найти монетки на Поле чудес. Хотите? (ответы детей – Да!). Тогда проходите к своим столам.

Дети рассаживаются на места. Воспитатель выводит на экран слайд с картинкой головоломки «Складушки»

Воспитатель: Друзья, у вас на столах лежат фишки от головоломки. Мы с ней уже знакомы. Кто скажет, как она называется? (ответы детей – «Складушки»). Верно! На экране образец задания. Необходимо из 6 фишек выложить такую же картинку, но с двумя ЖЁЛТЫМИ монетками.

Ребята справляются с заданием. Тем детям, которые справились раньше всех воспитатель предлагает навести порядок на своём рабочем месте, а затем, по желанию, помочь товарищам, у которых задание вызывает затруднения.

  1. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 - 3 минуты.

Воспитатель звонит в звонок и собирает детей в круг словами:

Я прошу собраться вас – это раз!

Повернулась голова – это два.

Круг скорее собери – это три.

Улыбнулись все по шире – тут четыре.

Мы закончили играть – это пять!

Воспитатель:

- Кто просил нас о помощи?

- Что мы делали? В чем заключалась помощь?

-Что Вам запомнилось лучше всего?

Воспитатель: Ребята, мне безмерно понравилось сегодня с вами играть! Вы показали себя такими сообразительными и дружными!

Воспитатель включает слайд с Буратино.

Воспитатель: Вам понравилось сегодня играть? (ответы детей). Тогда я предлагаю повесить на доску, рядом с Буратино зеленый кружок, если вам было интересно и весело или красный кружок, если вам было скучно и грустно!

Ребята прикрепляют магнитные кружки на доску.

Дата проверки: «___»_____________20_____г.

Выполнил: ______________________//_____________//__________________/

        Должность                подпись                         расшифровка 

                         

Проверил: ______________________//_____________//__________________/

Должность                                    подпись                      расшифровка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мир добрых сказок»

Задачи:ü познакомить детей с технологией  синквейна и алгоритмом его составления;ü формировать умение составлять творческие синквейны, на тему предложенную воспитателем;ü  упражнять детей ...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по России»

Цель: создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.Задачи: Образовательные: Формировать представления детей о России, уважительное отношение к государственным симв...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.Приоритетной формой работы является коллективная (статическая и динамическая работа) и в подгруппах. Коллективная деятельность оказыв...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Одежда Цель: Создавать условия для закрепления знаний детей об одежде. Задачи:Закреплять знания детей о названиях предметов одежды, обобщающем понятием «одежда»., о на...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты»).

Конспект занятия  по  речевому   развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты&ra...

Конспект занятия по речевому развитию "Дикие животные" старший дошкольный возраст

Образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение представления о диких животных.Задачи:Обучающие:- использовать в речи предлоги и описательные прилагательные;- упражнять в словообр...

План конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Есть такая профессия - строитель»

План конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Есть такая профессия - строитель»...