Конспект занятия по развитию речи (ознакомление с художественной литературой) на тему «Сивка-Бурка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка» в обработке М. Булатова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zembelya_i.a_-_sivka-burka.docx | 688.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
по развитию речи (ознакомление с художественной литературой)
на тему «Сивка-Бурка»
с интеграцией образовательных областей
для старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Составила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Зембеля И.А.
г. Санкт-Петербург
2024
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка» в обработке М. Булатова.
Задачи:
Обучающая:
- формировать у детей восприятие и понимание русской народной сказки «Сивка-Бурка»;
- формировать навык участия в беседе.
Развивающая:
- развивать умение внимательно слушать произведение, вступать в диалог с взрослым и сверстниками, отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на происходящее в произведении;
- развивать словарный запас (сказительница, аркан, глашатай).
Воспитательная:
- воспитывать образные представления эстетического чувства художественное восприятие, воображение, интерес к чтению.
Подготовительная работа: Беседа о том, какие дети знают сказки, где главным героям помогают разные звери. Организация групповой выставки книг «Русские народные сказки». Основная часть сказки «Сивка-бурка» читается заранее (До фразы «На третий день братья снова собираются ехать...»).
Оборудование и материалы:
- текст и иллюстрации русской народной сказки «Сивка-Бурка» в обр. М. Булатова;
- русский народный костюм для Сказительницы;
- музыка «В гостях у сказки»;
- колокольчик;
- мольберт;
- дидактическая игра по сказке «Сивка-Бурка (Приложение 1);
- раскраски «Сивка-Бурка».
Виды деятельности: речевая, познавательная, коммуникативная.
Формы работы:
- наглядный (показ, демонстрация);
- словесный (чтение, обсуждение, беседа).
Современные образовательные технологии: Игровая технология.
Ход занятия:
I Водная часть
Организационный момент.
Воспитатель (звонит в металлический колокольчик)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, жду детей к себе играть!
Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся с нашими гостями.
Упражнение «Здравствуйте!»
Здравствуй, утро нежное,
Здравствуй, детский сад, (руки плавно вверх)
Здравствуй, добрый друг, (обращаются друг к другу)
Здравствуй, все вокруг (обнимают себя руками)
Очень рады мы гостям.
Теплоту подарим вам! (ладони вместе, дуют направляя воздух к присутствующим)
Дети садятся на стулья в полукруг
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
А знаете ли вы, откуда берутся сказки? (Ответы детей)
Как вы думаете, почему их называют народными? (Ответы детей)
Воспитатель: Многие сказки мы знаем с детства, их знали наши мамы и папы, наши бабушки и дедушки. Неизвестно, кто их придумал. Но каждый взрослый рассказывает и читает их своим детям, а те, когда вырастут, - своим детям. Так и передаются сказки из поколения в поколение, «из уст в уста», как раньше говорили.
Воспитатель: А кто из вас помнит, как называют рассказчика(цу) народных сказок? (Ответы детей)
Воспитатель: «Сказитель» или «Сказительница» не заучивают тексты наизусть, а держат в памяти сюжеты сказок, описания персонажей и всякий раз воссоздают текст народных сказок.
Воспитатель: Сегодня я вам хочу предложить отправиться в сказку, но для этого нам надо встать в круг и сказать волшебные слова.
Дети встают в круг и говорят слова:
Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять (встают в круг)
Будем вместе мы играть (берутся за руки, идут по кругу)
В сказку мы хотим попасть (кружатся и закрывают глаза)
Звучит сказочная музыка «В гостях у сказки»
(воспитатель превращается в Сказительницу, надев элементы национальной одежды).
II Основная часть
Сказительница: Здравствуйте, ребята. Ну вот, мы и в сказке.
Сказительница: Посмотрите на картинки и вспомните, как называется сказка, которую вы начали читать вчера вечером? (Ответы детей)
Сказительница: Чтобы сказку нам прочесть до конца, нам надо вспомнить последовательность событий. А у меня все события сказки перепутались. Ребята, вы мне поможете восстановить последовательность событий, которые вы прочитали? (Ответы детей)
Сказительница: Тогда, давайте разложим карточки по порядку.
Дидактическая игра по сказке «Сивка-Бурка - собери сказку».
Дети раскладывают картинки в порядке последовательности событий на мольберте.
Сказительница: Спасибо!
- Назовите мне главных героев этой сказки (Ответы детей)
- Как вы думаете, почему коня назвали Сивка-бурка? (Ответы детей)
Сказительница: Это трудно, давайте послушаем слова из сказки: «Одна шерстинка серебряная, а другая золотая». В старину светлых коней называли сивыми, а золотисто-коричневых – бурыми, от сюда и получилось название Сивка-бурка.
Сказительница: А почему конь стал помогать Иванушке? (Ответы детей)
А какое заклинание надо было сказать, чтобы появился конь? (Ответы детей)
Давайте немного поиграем?
Сюжетно-ролевая игра «Эпизод из сказки, как Иванушка зовет Сивку-бурку»
Сказительница: Ребята, а хотите узнать, чем закончилась сказка? (Ответы детей)
(Чтение окончания сказки.)
Сказительница: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец! Вы очень внимательно слушали сказку, и я убедилась, что вам она действительно очень понравилась. Нам пора возвращаться детский сад, давайте встанем в круг и скажем волшебные слова:
Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять (встают в круг)
Будем вместе мы играть (берутся за руки)
В детский сад хотим попасть (кружатся и закрывают глаза).
Звучит сказочная музыка «В гостях у сказки»
(Сказительница переодевается)
III Заключительная часть
Воспитатель: Ну вот, и подошло к концу наше занятие.
Рефлексия:
- Вам понравилось наше занятие?
- А, что вам понравилось больше всего?
- Какие новые слова вы узнали?
- В русских сказках часто встречается цифра 3, и все важные события случаются три раза. Чего было 3 и что трижды происходило в сказке «Сивка Бурка»? (Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня).
Воспитатель: В благодарность за то, что вы помогли Сказительнице восстановить события и внимательно слушали, она дарит вам вот такие замечательные раскраски про сказку, которую мы с вами читали. Вы можете взять их домой, раскрасить и рассказать своим родным эту замечательную сказку.
Интернет источники:
- Андриеш Марина Михайловна Конспект ООД по восприятию художественной литературы в старшей группе. Русская народная сказка «Сивка-бурка» // источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspekt_ood_po_vospriiatiiu_khudozhestvennoi_literatury_v_starshei_gruppe_russk?ysclid=lvkwwjkvpi616685482
- Гладких Татьяна Анатольевна Картотека дидактических игр по сказкам в рамках проекта «В гостях у сказки «Сивка-Бурка»» // источник: https://gladkih-ds22-schel.edumsko.ru/folders/post/3347993
Решетникова Екатерина Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки «Сивка-Бурка» // источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-grupe-tema-chtenie-skazki-sivka-burka.html
Татьяна Читаем народную сказку " Сивка- Бурка" с картинками // источник: https://dzen.ru/a/ZefpgvBiTRsYubVk
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дидактическая игра по сказке «Сивка-Бурка - собери сказку».
Цель: развивать у детей сообразительность, внимание, умение последовательно связывать события, изображенные на картинках.
Ход игры: детям раздаются картинки, изображающие различные эпизоды сказки. Дети должны расположить эти картинки в порядке последовательности событий, рассказанных в сказке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сюжетно-ролевая игра «Эпизод из сказки «Как Иванушка зовёт Сивку-бурку»
Выбирается пара детей - Иванушка и Сивка-бурка (используются элементы костюма). Иванушка три раза свистит (в свисток) и произносит сказочные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»
Сивка-бурка пробегает по кругу и останавливается у Иванушки.
Воспитатель вместе с детьми (пока Сивка-бурка бежит) выразительно говорят слова из сказки: Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей дым валит, из ушей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по развитию речи( ознакомлению с художественной литературой)
Чтение и разучивание стихотворения "Надувала кошка шар"...
Конспект занятия по развитию речи с элементами художественной литературы в средней группы «В стране сказок»
Развитие речи...
Конспект НОД по развитию речи (ознакомление с художественной литературой) 2 младшая группа №8 «Рябинка» Чтение русской народной сказки: «У страха глаза велики»
Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативное, познавательное...
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.Тема: "Дорога добра"
Занятие для детей в средней группе по нравственному воспитанию....
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой. Тема: Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Детсвто" с использованием логоритмики....
Конспект занятия по развитию речи по средствам художественной литературы (5-6 лет) по теме: "Путешествие по сказочной стране Корнея Ивановича Чуковского".
Расширение знаний по произведениям детского писателя К.И. Чуковского....
Конспект занятия по развитию речи и чтению художественной литературы на тему «Одежда»
Цель: расширение и уточнение представлений детей о верхней одежде, развитие любознательности.Задачи:ОбразовательныеРасширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении.Продолжать у...