конспект НОД о речевому развитию в средней группе "Таня не боится мороза"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Александрова Светлана Ло-Чжуновна

Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

в средней группе

Тема:  Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Оборудование: картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О. И. Соловьёва), картинки «Времена года», лист ватмана, игрушка Обезьянка,

Предварительная работа: чтение загадок на тему «Зима»; рассматривание сюжетных картин на тему «Зима»; наблюдения во время прогулки; разучивание песен о зиме;  дидактические игры «Когда это бывает?», «Идем на прогулку».

Индивидуальная работа: побуждать к желанию отвечать на вопросы Ксюшу, Настю.

Цель: Обучение детей составлению рассказов  по сюжетной картине.

Задачи:

  1. Познакомить детей с картиной автора  О. И. Соловьёвой  «Таня не боится мороза».
  2. Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности.
  3. Закрепить названия зимней одежды.
  4. Упражнять в умении  придумывать название картины.
  5. Обобщить представления по теме «Зима».
  6. Упражнять в умении правильно изменять по падежам имена существительные.
  7. Закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима».
  8. Развивать умение излагать мысли.
  9. Развивать эмоциональное отношение к картине.
  10. Воспитывать интерес к природе.

  1. Вводная часть (3 мин.)
  1. Организационный момент

Воспитатель: Что такое за окном?
                         Сразу в доме посветлело!
                         Это снег лежит ковром
                         Самый первый, самый белый…
Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы так решили?

Дети: О зиме, потому что снег лежит ковром.

  1. Мотивационный момент, постановка учебной проблемы.

Воспитатель: Ребята,  когда я сегодня шла в детский сад, встретила Обезьянку. Обезьянка живет в другой стране, в Африке, там никогда не бывает зимы, там всегда лето. Поэтому она никогда не видела зимы и не знает, что бывает зимой.  Как мы можем помочь Обезьянке?

Дети:  Ответы детей.

  1. Основная часть. (Содержательный, деятельностный этап) (15 мин).

Воспитатель: Правильно, мы можем рассказать ей, что такое зима! Рассказать нам помогут картинки. Ой, ребята, посмотрите, у меня все картинки перепутались. Ребята, вам нужно найти картинку о зиме, показать Обезьянке и рассказать, что бывает зимой.

Игра «Снежное поле»

На столе разложены картинки разных времён года. Дети выбирают картинки, рассказывают Обезьянке, что бывает зимой, используя свою картинку и закрывают ими «снежное поле» - лист белого ватмана.

Дети: зимой дети катаются на лыжах;

           зимой встречаем праздник Новый год;

           зимой на деревьях, домах лежит снег;

           зимой дети катаются на санках;

           зимой можно рассматривать снежинки;

          зимой дети лепят снеговика.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо рассказали. Дети, а вы боитесь мороза?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, я знаю девочку, которая тоже не боится мороза. Хотите познакомиться с этой девочкой?

(Воспитатель выставляет картину, усаживает Обезьянку)

Воспитатель:         Познакомьтесь с нашей Таней-

Ей пошел четвёртый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять во двор пойдёт.  

Воспитатель: Вам нравится Таня? Мне тоже нравится эта девочка. Ребята, а может, мы  сочиним  рассказ по этой картине? Обезьянка с удовольствием послушает ваши рассказы. Чтобы рассказ получился красивым, нужно внимательно рассмотреть  картину.  А потом рассказать обо всем по порядку.

Воспитатель: Давайте начнем рассказ с описания одежды. Зимой холодно, и Таня тепло одета. На ней…

Дети: Пальто, валенки, шапка, шарф, варежки.

Воспитатель: Вам нравится Танино зимнее пальто? Какое оно?

Дети: Зеленое, с коричневым воротником.

Воспитатель: А какая на Тане шапка?

Дети: Теплая, коричневая.

Воспитатель: Кто хочет рассказать, в какой одежде Таня вышла гулять? (1–2 ответа).

Воспитатель: Что делает Таня?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:  Да, Таня синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! На них… (снег).

Дети: Снег.

Воспитатель: На березе маленьких веточек даже не видно – спрятались в снежинках. И на зеленой елочке тоже снег. Посмотрите, как лежит снег на этой елочке, будто белые платочки разбросаны по веткам. Вот платочек и вот. Вот еще один. Что разбросано по веткам?

Дети: Платочки.

Воспитатель: Кто еще хочет рассказать о том, как красиво вокруг? (1–2 ответа).

Воспитатель: Может быть, мы чего-нибудь не заметили?

Дети: На березе сидит ворона, за деревьями – дома и т. д.

Воспитатель: Ребята, давайте,  научим Обезьянку  играть в снежки.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре

дети шагают на месте

Мы с тобой снежок слепили

руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий

имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий

грозят пальчиком

Раз - подбросим,

прыжки вверх

Два - поймаем

приседают

Три - уроним

наклон

И  сломаем

топают

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо играли.

Воспитатель: Ребята, хотите послушать мой рассказ?

На улице зима. Таня взяла санки и пошла гулять. Зимой морозно, но Танюше не холодно. На ней зимнее пальто, теплая  шапка. Пальто теплое и красивое. Оно зеленое с коричневым воротником. Танюша в черных валенках. Она не забыла надеть шарф и варежки. Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко. А кругом белым-бело. Всюду снег: на земле, на скамейке, на деревьях. У березы и веток не видно – снежинками укрылись. Только елка зеленеет. Но и на ней лежит снег. Будто кто-то белые платочки на зеленые иголки повесил.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы внимательно слушали мой рассказ. Кто хочет рассказать свой рассказ? Я заметила, что Дима внимательней всех  слушал мой рассказ, давайте попросим Диму рассказать. (1–2 ответа).

Воспитатель: Ребята, вы придумали интересные рассказы.

Воспитатель: Ребята,  Обезьянка хочет узнать, как называется эта картина. Вы можете придумать название этой картине?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:  Ребята, автор назвал эту картину «Таня не боится мороза», но вы тоже придумали очень красивые названия этой картине.

Воспитатель: Обезьянке  очень понравились ваши рассказы. Ребята, помогите мне рассказать Обезьянке о снеге. Я буду начинать говорить, а вы заканчивать.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Зимой часто падает белый, пушистый …(снег).

На земле, деревьях и скамейках много  белого, пушистого…(снега).

Мы рады белому, пушистому…(снегу).

Земля покрылась белым, пушистым…(снегом).

Мы рассказали Обезьянке о …(снеге).

Воспитатель: Ребята, благодаря вам Обезьянка  узнала  много интересного о зиме. Теперь она торопится к себе домой, в Африку, ей не терпится рассказать о зиме своим подругам. Давайте попрощаемся с Обезьянкой.

Дети: Прощаются с Обезьянкой.

  1. Заключительная часть (рефлексивный этап) (2 мин.)

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Дети: Сочиняли рассказы.

Воспитатель: Кто приходил к нам в гости?

Дети: Обезьянка.

Воспитатель: Зачем к нам приходила Обезьянка?

Дети: Она ничего не знала о зиме.

Воспитатель: Мы смогли помочь Обезьянке? Как мы ей помогли?

Дети: Помогли. Мы рассказали ей о зиме.

Воспитатель: А вечером расскажете родителям, как помогли Обезьянке?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Заучивание стихотворения Н.А.Некрасов « Мороз - воевода»

Цель. Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запомнить  стихотворения....

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе. «Письмо Деду Морозу»

Данный материал будет способствовать:умению составлять связный и последовательный рассказ с использованием мнемотаблицы; расширению, обогащению и активизации словарного запаса;упражнению в соглас...

Конспект занятие по познавательному развитию в средней группе «Здравствуй, Дедушка Мороз!»

Расширение представления детей о традиционном русском народном празднике – новый год. Формировать положительный образ Деда Мороза – главного символа новогоднего праздника....

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Сочиняем сказку про Деда Мороза»

Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать, используя модели....

Конспект ООД по речевому развитию "Составление рассказа "Таня не боится мороза"

Конспект ООД в средней группе по речевому развитию "Составление рассказа "Таня не боится мороза"...