Конспект НОД "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Скляр Юлия Вадимовна

Открытое занятие по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи

для детей средней группы (4-5лет)

«Путешествие в сказку»

Подготовила: воспитатель средней группы, Скляр Ю.В.

Цель: Обучение пересказу с использованием КСП.

Задачи:

Образовательные: учить детей узнавать знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок; активизировать в речи детей существительные и прилагательные, характеризующие героев сказки, упражнять в согласовании существительных с прилагательными, закреплять  использование  детьми  пространственных  предлогов.

Развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь;  продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Развивать выразительность речи, силу голоса.

Воспитательные: любовь детей к художественной литературе, доброту, желание оказывать помощь, умение действовать согласованно.

Материалы и оборудование: Игрушка мягкая большая лиса, «волшебный»

мешочек, «волшебный» колокольчик, картинки с изображением: заяц, лиса, петух, собака, ёж, медведь, магнитная доска,  карточки  для моделирования, цветные  карандаши.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, загадывание

загадок о животных; рисование по сказкам; совместная импровизация «Разговор лесных зверей»; показ кукольного театра «Заюшкина избушка»;

рассматривание иллюстраций к сказкам; игры – драматизации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети с воспитателем заходят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычное занятие, посмотрите, к нам в группу пришли гости, они хотят посмотреть, чему вы научились, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)

 (Проводится координационно-ритмическая игра для концентрации внимания детей).

Приветствие:

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе – «Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям. Ребята, а вам нравятся сказки? А вы их любите? (Ответы детей)

Воспитатель: Я тоже люблю сказки не только читать, но и слушать. А хотите сегодня попасть в сказку, а точнее отправиться в сказочное путешествие? Хотите? (Ответы детей)

Воспитатель: А у меня есть волшебный колокольчик, с его помощью мы можем попасть в сказочную страну,  но прежде, чем мы с вами отправимся в это прекрасное путешествие, давайте вспомним правила: (хором)

1. Каждый день всегда, везде,

    На занятиях в игре,

    Четко, громко говорим,

    Никуда мы не спешим.

2. Отвечаешь -  не кричи,

    Только руку подними.

Чтобы нам попасть в сказку, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три – в сказку попади!»

Воспитатель: Открывайте глазки, вот мы и в сказке!

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это такое?

Дети: Мешочек.

Воспитатель: Да не простой мешочек, а волшебный. И в нём кажется что-то спрятано. Давайте угадаем, что в нём? (ответы детей)

Воспитатель: Только угадывать мы с вами будем не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас, я каждому из вас дам пощупать мешочек, а вы мне скажете, что, по вашему мнению, в нём спрятано. Договорились?

Дети: (Щупают, высказывают свои предположения).

Воспитатель: Интересные предположения, а мы сейчас проверим, кто из вас был прав. (Щупает, достаёт из мешочка лису) Кто это ребята?

Дети: Это Лиса.

Воспитатель: Она прибежала к нам из сказки. Давайте с ней поздороваемся. (Дети здороваются с Лисой)

Воспитатель: Ребята, а как в сказках называют Лису?

(Лисичка - сестричка, Лиса-краса,  Плутовка, Хитрюга, Лиса Патрикеевна,  Лиса - Алиса,  Кумушка и т.д.)

Воспитатель: А как вы догадались, что к вам пришла именно лиса, а не волк или другое животное. Давайте присядем на стулья и попробуем описать нашу гостью:

Какая у лисы мордочка?  (хитрая, острая, ушки треугольные…)

Какая у лисы шубка? ( мягкая, рыжая, гладкая …)

Какой у лисы хвост? (пушистый, длинный, с белым кончиком…)

А вы знаете, зачем лисе такой длинный хвост? (…чтобы заметать следы, чтобы не нашёл волк, охотник…)

Скажите, ребята, по характеру в сказках лиса какая? (Хитрая)

Покажите мне хитрую лису (гримаса «Хитрая лиса»).

Воспитатель: Лисичка хитрит и говорит, что не слышит вас. Давайте, мы будем говорить чётко и громко, на выдохе:

СА-СА-СА с нами рыжая лиса,

СУ-СУ-СУ живёт лиса в лесу,

СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы,

СЕ-СЕ-СЕ знаем сказки о лисе.

Воспитатель:  Расскажите мне, пожалуйста, в каких сказках мы встречаемся с  лисой? (Ответы детей)

Лисичка-сестричка и Серый волк, Лиса и Журавль, Снегурушка и Лиса, Колобок, Теремок, Лисичка со скалочкой, Рукавичка, Жихарка  и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята, но наша Лисичка прибежала из другой сказки, где обидела зайчика и выгнала его из дома. Вам знакома  эта сказка, назовите её?

Дети: Это сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Совершенно верно. А Лисичка к нам пришла не с пустыми лапками, она принесла нам загадки и просит их отгадать. Но отгадку просит назвать не обычно, а ласково. Ну что, поможем нашей Лисичке?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, вместе мы справимся. (Загадывает загадки, картинки с отгадкой ставит на мольберт/ магнитную доску)

  • Золотое горлышко утром будит солнышко

(Петух – Петушок - Петенька)

  • Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает

(Медведь - Мишка-Мишутка)

  • Серый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной  (Ёж – Ёжик – Ёжичек)
  • На цепи сидит, дом сторожит (Собака – Собачка)
  • Зимой беленький, летом серенький - Ни кого не обижает, всех сам боится (Заяц – Заинька – Зайчишка)
  • Рыжая плутовка хитрая, да ловкая, в сарай попала, всех кур пересчитала (Лиса – Лисичка – Лисонька)

Воспитатель: Молодцы ребята! Лисичка рада за вас, что вы справились с этим заданием. Покажите, как радуется Лисичка.

Дети: (Показывают гримасу «Радостная Лисичка»).

Воспитатель: Какая милая Лисичка у вас получилась. Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите мне, пожалуйста, все ли эти животные герои сказки «Заюшкина  избушка», или может быть кто-то лишний?

Дети: Нет, не все. Здесь лишний - Ёж.

Воспитатель: а в какой сказке мы можем встретить  Ёжа?

Дети: Палочка-Выручалочка и т.д.

Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы ребята, какие вы у меня внимательные не дали Рыжей Плутовке вас запутать.  А Лисичка видит, что вы устали и приглашает вас немного поиграть. Становитесь в круг.

(Выполняется физ.минутка с перевоплощением «Зарядка для зверят», движения выполняются согласно тексту)

Эй, ребята,  что вы спите?

Нам животных покажите

У Лисички острый нос

У неё пушистый хвост

Шуба рыжая Лисы

Не сказанной красоты

Лиса по лесу похаживает

Шубку рыжую поглаживает

Зайка по лесу скакал

Зайка корм себе искал

Вдруг, у Зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки

Зайчик прыгнул, обернулся

И под деревом согнулся

Вылез Мишка из берлоги

Разминает Мишка ноги

На носочках он пошёл

И на пяточках потом

Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули, а Лисичка вас приглашает за столы.

(на столе карточки с пронумерованными кругами для моделирования, карандаши 5 цветов)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А у нашей Лисички приключилась беда. Пока она к нам в гости спешила, она совсем позабыла сказку, из которой пришла.  Ребята, а как вы думаете, мы сможем помочь Лисичке вспомнить её сказку? Но сначала немного поиграем

Дидактическая игра «Подскажи слово»

Дети подбирают прилагательное по смыслу предложения.

— Если в сказке есть волшебство, то она …(волшебная),

— Если в сказке есть загадка, то она…(загадочная),

— Если в сказке есть мудрость, то она …(мудрая),

— Если в сказке есть чудеса, то она …(чудесная),

— Если в сказке есть добро, то она…(добрая)

Воспитатель: Лисичка принесла нам вот такие карточки (показывает), они у каждого из вас на столе. На карточке изображено 5 кругов, пронумерованных от 1 до 5, на столе у вас цветные карандаши. Сейчас мы попробуем вспомнить сказку и изобразить героев сказки на этих карточках графически, с помощью цветных карандашей определённого цвета. Попробуем? С чего обычно начинаются сказки?

Дети:  Жили – были.

Воспитатель: А как начнется наша сказка?

Дети: Жили-были Лиса и Заяц.

Воспитатель: А чем внешне отличаются Лиса от Зайца?

Дети: Остренькая мордочка, ушки треугольные.

Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 1 покажем, что это Лиса, рисуем треугольные ушки и острую мордочку. А какого цвета карандаш нам нужно использовать и почему.

Дети: Используем оранжевый карандаш, потому, что Лиса рыжая.

Воспитатель: А чем внешне отличается Заяц?

Дети: У Зайца длинные уши овальной формы.

Воспитатель: Всё верно, на круге под номером 2 покажем, что это Заяц, рисуем длинные овальные ушки. Для этого возьмём карандаш голубого цвета.

Воспитатель: Вот пришла Лиса к Зайцу, попросилась пожить, да его же и выгнала. Идет Зайчик плачет … Что же было дальше?

Дети: Навстречу ему Собака.

Воспитатель: А какая особенность есть у Собаки, отличающая её от других героев сказки?

Дети: У Собаки хвостик как колечко.

Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 3 покажем, что это Собака, добавляем хвостик колечком. Карандаш, какого цвета нам подойдёт.

Дети:  Карандаш чёрного цвета.

Воспитатель: Помогла Собака выгнать Лису?

Дети: Нет, Собака испугалась и убежала.

 Воспитатель: Продолжите сказку…(индивидуально)

Дети: Пошёл Зайчик дальше, навстречу ему Медведь.

Воспитатель: Ребята, как же нам изобразить Медведя? В чём его отличительная особенность от остальных животных?

Дети: У Медведя круглые ушки.

Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 4 рисуем круглые ушки. Используем карандаш коричневого цвета, почему?

Дети: Потому, что у Медведя коричневая  шуба.

Воспитатель: Помог Медведь Зайцу?

Дети: Нет, Медведь тоже испугался Лисы и убежал.

Воспитатель: Продолжите сказку…(индивидуально)

Дети: Пошёл Зайчик дальше, навстречу ему Петушок.

Воспитатель: Хорошо, а как нам изобразить Петушка?

Дети: У Петушка есть гребешок и клюв.

Воспитатель: Совершенно верно,  на круге под номером 5 мы добавляем Петушку гребешок и клюв. Карандаш, какого цвета мы возьмём?

Дети: Карандаш красного цвета, у Петушка красный гребешок.

Воспитатель: Чем заканчивается сказка?

Дети: Петушок выгнал Лису, стали они с Зайчиком жить поживать, да добра наживать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Уберите карандаши и выйдите из-за столов.

( Дети выходят из-за столов, становятся в круг)

Воспитатель: А  сейчас Лисонька вас благодарит, за то, что вы помогли вспомнить ей сказку и она вас приглашает поиграть:

Утром лисонька проснулась, лапкой вправо потянулась, лапкой влево потянулась, солнцу нежно улыбнулась. В кулачек все пальцы сжала – растирать все лапки стала – лапки, ножки и бока, вот какая красота! А потом ладошкой пошлепала немножко! Ну красавица лиса до чего же хороша!

Воспитатель: Ребята, Лисичка благодарит вас за то, что вы напомнили сюжет сказки, ей очень понравилось, как вы её рассказали. А вам нравится сказка «Заюшкина избушка»?  А чему она учит?

Дети: Нельзя обижать маленьких и слабых, надо всем помогать и защищать.

Воспитатель: Лисичка что-то совсем загрустила, наверно поняла, что поступила плохо. А давайте мы ей подарим нашу «Пирамиду Дружбы» может она наконец-то помирится с Зайчиком и даже подружится с ним.

(Все становятся в круг. Из кулачков, с поднятым вверх пальцем,

образуем пирамиду).

Все, все, все, все

Вместе мы всегда, везде

Наш девиз: «Дружить, прощать,

 никого не обижать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, по-моему, Лисичка стала веселее. А  это значит, что наше путешествие заканчивается. Лисичке пора возвращаться в сказку, а нам в группу.  За вашу помощь она приготовила нам подарок книгу со сказками, чтобы вы знали, что сказка приносит только добро. Мы  прощаемся с Лисичкой, но всегда будем рады видеть её у нас в гостях. А чтобы нам вернутся в группу, нам нужно вспомнить чистоговорку:

Коси коса, пока роса

Роса долой, и мы домой.

Воспитатель: Открывайте глазки    вот мы и в детском саду. Ребята, а вам понравилось путешествовать? А что понравилось больше всего? Что вам показалось трудным, а с чем вы справились с лёгкостью?

(Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо всем за внимание, а детям за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном занятии воспитатель рассказывает детям биографию А. С. Пушкина, читает стихотворение "Няне", "Сказку о рыбаке и рыбке", беседуют по сказке, рисуют разное море. После этого занятия мы с ...

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Сказка в гости к нам пришла» (по сказке «Колобок»)

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Сказка в гости к нам пришла»(по сказке «Колобок») Задачи:Коррекционно-обучающая: учить внимательно слушать и пересказывать сказку...

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Конспект театрализованной деятельности «Сказка в гости к нам пришла» по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Цель: развивать художественно-исполнительские навыки, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое...