"В гостях у пословиц"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по речевому развитию детей в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_poslovits.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию детей в старшей группе
Составила и провела: воспитатель Гречко С.В.
Тема занятия: «В гостях у пословиц »
Программное содержание: познакомить детей с одним из разделов русского фольклора: «пословицы, поговорки». Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок. Заучить некоторые из предложенных. Развивать логическое мышление детей и речь. Закреплять умение работать в команде.
Материалы: картонный ящик – посылка; книга «Пословицы и поговорки»; разрезные картинки с изображением пословиц ; два ведёрка,
Ход занятия.
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО.
Воспитатель: ребята, вы наверное были удивлены получив перед занятием фишки? Я раздала их не просто так, вот корзинка, а ваши фишки это слова, но не простые, а волшебные, ласковые и будут они обращены к нашим гостям. В корзинку положить может лишь тот свою фишку, кто скажет такие слова. А теперь давайте посмотрим на наших гостей, улыбнемся и скажем добрые, ласковые слова. (дети говорят слова)
Смотрите, сколько у нас слов. Это частички огромного солнышка, давайте эту корзинку подарим нашим гостям.
Воспитатель: - Горе тому, у кого беспорядок в дому. Давайте посмотрим все ли у нас игрушки в группе на своём месте, порядок ли?
Из – за перегородки появляется девочка, несёт вёдра на коромысле, а на встречу ей идёт другая девочка.
Дуняша: - Здравствуй Машенька, здравствуй подруженька! Откуда ты идёшь?
Маша: - да вот несу водицы Бурёнушку напоить надо, а потом доить буду. А у тебя как дела?
Дуняша: - всё в избе прибрала, печь истопила, пирогов напекла! А кончил дело – гуляй смело!
В дверь раздаётся стук. Воспитатель вместе с детьми подходит к двери. Девочки присоединяются к группе детей.
Воспитатель: - интересно, кто же к нам в гости пожаловал? Открывается дверь и в группу заходит почтальон Печкин.
Печкин: - здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Вам посылка.
Воспитатель: Спасибо тебе Печкин за посылку! (Печкин уходит).
- Интересно, нам ли эта посылка адресована?
- Как нам проверить? (нужно назвать адрес)
- Как называется наш город? Улица? Группа?
Воспитатель читает адрес детского сада и название группы. Все убеждаются, что посылка доставлена по адресу.
- А что же там лежит? (Воспитатель открывает посылку, не показывая содержимое детям, предлагаю детям присесть)
- Я уже знаю что там лежит, и вы догадаетесь отгадав загадку:
Говорит она беззвучно
И понятно, и не скучно
Ты беседуй чаще с ней
Будешь вчетверо умней!
- Правильно – это книга.
- Как мы узнаем о чём эта книга? (Ответы детей. )
-Правильно, нужно ее прочитать. (воспитатель читает)
· Маленькая помощь в большом деле дорога.
· Без труда нет плода.
· Лень открой дверь – дом горит! Хоть сгорю, да не отворю.
- Ребята, вы догадались, о чём я читала? Правильно, эта книга пословиц. Пословицы знакомы каждому из нас.
- Сегодня мы отправимся в страну Пословиц.
Но прежде чем отправится в путь, давайте посмотрим внимательно вокруг, что нас окружает?
3. Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
- Мы очень часто, особенно взрослые, в разговоре употребляем пословицы. Вы сегодня уже слышали одну, когда встретились две девочки, давайте вспомним её: «Кончил дело – гуляй смело»
- Как вы понимаете эту пословицу?
- В жизни на каждый случай есть меткое слово – пословица. Например, о людях, которые всегда торопятся и дела делают некачественно – народ сложил такую пословицу «Поспешишь – людей насмешишь»
- А есть люди очень медлительные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят так: «Семеро одного не ждут».
- И вот людям ленивым, не очень умным от пословиц не укрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но ещё учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию.
- А сейчас поиграем в игру «закончи пословицу»
(карточки к пословицам, воспитатель начинает, дети заканчивают)
Дыхательная гимнастика «Самовар кипит»
Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица. Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее понимаете: «Что посеешь, то и пожнешь» (соберешь). Когда так говорят?
Если дети затрудняются, педагог дает два пояснительных рассказа.
— Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как; по работе и урожай получил бедный, маленький. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.
- А теперь давайте посмотрим, что нарисовано на картинке?
- подумайте и скажите, какую пословицу можно сложить про девочку?
- Народ сочинил про таких людей вот такую пословицу: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
- К чему эта пословица призывает?
- Что такое кузовок?
- Ребята, запомните эту пословицу, она вам пригодится в жизни. В каждом деле надо иметь терпение и старание, желание работать и тогда ты будешь доволен результатом своей работы. (Здесь можно привести пример, что дети на каждом занятии получают новые знания и в конечном итоге наберут их очень много для того чтобы успешно учиться в школе) .
- Давайте посмотрим, что нам приготовила следующая страница книги.
- Вот и ещё одна пословица, и к ней художник нарисовал картинку.
- Ой, да она как настоящая, шевелится.(Картинка вылетает из книги и летит за ширму и «превращается» в настоящую. Под яблоней лежит мальчик)
- Ребята, давайте подойдём поближе. Понюхаем, чем же это так вкусно пахнет?(яблоками)
- А вам хочется яблок?
- Кто же там лежит под яблоней?
- Ребята, посмотрите на него, что можно сказать про этого мальчика?
- Как вы догадались, что он ленив?
- Как вы думаете, ему хочется яблоко съесть?
- Наверно очень хочется. Посмотрите, как он смотрит на них, даже слюнки текут.
- А вот про таких ребят, народ придумал такую пословицу: «Хочется яблочко съесть, да не хочется на дерево лезть».
- Вот скажите, придумав такую пословицу, народ высмеивает или хвалит таких людей?
- Пусть этот лентяй лежит под деревом и ждёт, когда яблоко само ему в рот упадёт, а мы вернёмся к нашей книге. Знаете, когда я вынимала книгу из посылки, кажется, там ещё что-то было, давайте посмотрим.(Достаём три конверта).
конверт 1. Есть такая пословица: «Делу время, потехе час».
- Как вы её понимаете? (Ответы детей)
-Это значит что делу нужно уделять основное время, а потом уже и повеселиться можно.
Вот я думаю, нам пора пришла повеселиться
Физминутка: «На поляне стоит дом…»
Конверт 2 – А сейчас поиграем в игру «Покажи, как…».
Цель: изобразить мимикой, жестами, пантомимикой выражение (дети встают в круг).
1. Дрожит как осиновый лист.
2. В воду опущенный.
3. Угорелый.
4. Сидеть, сложа руки.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.
Рефлексия
А сейчас давайте вспомним кто приходил к нам в гости? Какие задания вы выполняли?
Что нового вы сегодня узнали? Если вам было интересно и легко выполнять задания и отвечать на вопросы похлопайте в ладоши, а если вы испытывали затруднения, потопайте ногами. Воспитатель интересуется у детей ( в каких задания они испытывали затруднения).
Воспитатель: ребята наше занятие подошло к концу, давайте скажем нашим гостям до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы по ОБЖ
Пословицы по безопасности жизнедеятельности дошкольников...
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)
В данной работе представлен материал для ознакомления детей с русским народным творчеством и развитием мелкой моторики рук....
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы ( с использованием игровых технологий) Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)
В данной работе представлен материал для ознакомления детей с народным творчеством и развитием мелкой моторики рук....
Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу
Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...
Презентация на тему "Русские пословицы и поговорки" (Музей "Русский парк", музей "Пословиц и поговорок", г.Переславль-Залесский)
Раскрывается смысл русских пословиц и поговор на примере содержания домиков в музее "Пословиц и поговорок", г. Переславль-Залесский. Подчеркивается их значение русскими классиками....
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у дедушки Архипа и бабушки Пелагеи в деревне Пословиц»
Развлечение "В гостях у дедушки Архипа и бабушки Пелагеи в деревне Пословиц" позволяет знакомить с мудростьюрусского народа - пословицами и поговорками....
"Пословица недаром молвится" Малые фольклорные формы. составление сказок по пословицам
На занятии мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Учим отличать пословицу от поговорки. Прививаем любовь к малым фольклорным формам. Активизируем словарь старших дошкольников. Учимся придумыва...