Проект по развитию речи
проект по развитию речи (младшая группа)

Карпова Татьяна Александровна

Актуальность: данного проекта обусловлена тем, что в настоящее время мы видим, что общение исчезает из жизни детей, его вытесняет телефон, компьютерные  игры, многочасовые просмотры телепередач. Поэтому проблема обучения общению, развитие речевой активности детей имеет огромную социальную значимость и актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_oznakomleniya_proekt_po_rr.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи

Вид проекта: творчески-познавательный.

Участники проекта: воспитатели, дети раннего и младшего возраста, их родители.

Продолжительность:  долгосрочный (2023-2024 учебный год; 2024-2025 учебный год)

Актуальность: данного проекта обусловлена тем, что в настоящее время мы видим, что общение исчезает из жизни детей, его вытесняет телефон, компьютерные  игры, многочасовые просмотры телепередач. Поэтому проблема обучения общению, развитие речевой активности детей имеет огромную социальную значимость и актуальность.

Игра это благоприятное условие для развития речи детей, в игре происходит обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности.

Игра, это ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому в ней происходит более интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний впечатлений об окружающей жизни, способность мыслить и выражать свои чувства.

Игра, протекающая в коллективе, представляет благоприятные условия для развития речи. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Игра это не просто развлечение, это труд ребёнка, его жизнь.  В ходе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире. В игре ребёнок накапливает знания, умения, навыки, овладевает языком общения, у него развивается речь.

Для развития речи  детей  младшего  дошкольного возраста целесообразно использовать следующие виды игр:

Пальчиковые игры. Способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения и речи ребёнка.

Словесные игры. Способствуют обогащению активного и пассивного словаря детей, развитию памяти и расширяют детский кругозор.

Дидактические игры. Способствуют развитию познавательной деятельности.

Сюжетно-ролевые игры. Способствуют изучению окружающего мира, жизни и деятельности взрослых и сверстников.

Во время  игры активно работают все психические процессы ребёнка: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые  проявления.  Игра выступает как важное средство воспитания и развития. В игре ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает.

Цель проекта: Внедрить в образовательный процесс различные виды игр, для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Активизировать познавательный интерес, привлекать детей к совместной и самостоятельной  игровой деятельности.
  • Целенаправленно обогащать активный и пассивный словарь детей.
  • Развивать мелкую моторику рук с использованием пальчиковых игр.
  • Развивать речь, дикцию, используя стихи, потешки, чистоговорки.
  • Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
  • Воспитывать доброжелательность и  контактность  в  отношениях  со  сверстниками, умения согласовывать  свои  действия  с  другими  детьми.
  • Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

Предполагаемый результат:

  • Дети активно вступают в речевое общение со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
  • Умеют вести диалог с воспитателем, слушать и понимать заданные вопросы, понятно отвечать на них.
  • Игровые центры пополнены новыми  атрибутами: костюмами, масками  для  игр  детей.
  • У родителей появится  интерес  к играм  и  совместной  с  детьми  игровой деятельности.

План  проекта.

Подготовительный этап. Сентябрь

Цель: Повышение компетентности по теме проекта.

1. Изучение  педагогической литературы:

С.А. Козлова, Т.А. Куликова « Дошкольная педагогика»

О.С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста».

С. Н. Карпова, М.А. Степанова « Особенности связной речи дошкольников с взрослыми и сверстниками».

2. Изучение периодической печати:

Журнал « Дошкольное воспитание».

Журнал « Воспитатель ДОУ».

Журнал « Ребёнок в детском саду».

Основной этап.  Октябрь – Март

Цель:  Развитие речевой активности детей.

Включение каждого ребёнка в игровую деятельность.

1.     Отбор материала

2.     Анализ методов  и  приёмов

3.       Распределение  материала, составление плана – проекта.

— дидактические игры

— подвижные игры

— сюжетно-ролевые игры

Заключительный этап. Апрель – май

1.     Период осмысления результатов.

2.     Диагностика детей.

 

Перспективное планирование проекта

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подборка и изучение литературы по теме проекта.

Выявить уровень сформированности  речевых способностей у детей на начало проекта.

Донести до родителей важность темы об игровой деятельности детей.

Ежедневно

1.     Пальчиковые игры

2.     Беседы в соответствии с планированием

Октябрь

 

 

 

Д/и «Овощи в загадках»,

« Расскажи про животное»,

«Кто что умеет делать».

П/и « У медведя во бору»,

«Волк и зайцы», «Листопад».

Игра-драматизация «Репка».

С/р.и. «дочки матери», «Магазин».

Родительское собрание, знакомство с темой проекта, распределение заданий между родителями (пополнение игровых центров костюмами, масками, атрибутами).

Чтение сказки «Репка».

Ноябрь

Д/и «что лишнее, чего не хватает»,

«Что надеваем», «Накрываем на стол»

П/и «Воробьи и автомобиль»

«Совушка — сова»

«Лохматый пёс»

Мини – сказка на фланелеграфе  «Теремок».

Выставка совместных рисунков по русским народным сказкам.

Памятка для родителей

«Играйте вместе с детьми».

Декабрь

Рассматривание иллюстраций:

«Узнай из какой сказки?»;

Д/и «запомни картинку»

Чтение сказки «Зимовье  зверей»  с использованием  настольного театра.

П/и « Ловишка с ленточками»

Изготовление новогодних игрушек «Мастерская Деда Мороза».

Январь

Д/и «Подбери слово», «Что за предмет»

П/и «Найди своё место»

«Съедобное – несъедобное»

С/р.и «Детский сад», «Айболит».

Консультация «Играйте вместе с детьми».

Ответы на вопросы родителей.

Февраль

Д/и «Назови части», «Четвертый лишний»

Игра – драматизация «Маша и медведь»

Консультация «Художественная литература и дети».

Чтение сказки «Маша и медведь».

Март

Д/и «Найди предмет по его части»

«Собери картинку»

П/и «Мыши водят хоровод»

Игра – драматизация «Волк и семеро козлят»

Консультация «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».

Чтение сказки «Волк и семеро козлят».

Апрель-Май

Совместный показ сказки «Колобок» на новый лад. 

 

Заключение

Понимая значение игровой  деятельности в развитии речи ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать её и дальше в своей работе, создавать условия для развития игровой активности, приобщать детей к различным видам игровой деятельности (дидактическим, подвижным, театрализованным, сюжетно – ролевым), обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Литература

Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной

деятельности» обзор программ дошкольного образования «ТЦ Сфера»,2010 (Программы ДОУ; Приложение к журналу  «Управление Доу»).

Шипицина Л.М. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». (для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство-Пресс», 2007 г.

Луфт Т.В. «Театр – детям: практические материалы для работы с детьми». ОмИПКРО – 1998 г. Научный редактор Т. А. Чернобай.

Михайленко Н.Я. «Как играть с ребёнком». – М.: Педагогика,1990г.

Козлова С.А. «Дошкольная педагогика»: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000г.

О.С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»

Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....