проект по развитию речи
проект по развитию речи (старшая группа)

Каракещишян Александра Андреевна

Дошкольными педагогами и учителями-логопедами в педагогической работе с детьми для развития связной монологической речи широко используется сказка. Обучение дошкольников пересказу  и придумыванию  сказок в целяx формирования умения строить связное монологическое высказывание - предусматривает и ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами сказки (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Кроме того, в сказке, как ни в какиx другиx, литературныx произведенияx, содержится почти идеальное расположение звуков, которые почти без труда воспроизводятся детьми.

Творческое коллективное составление сказок даёт положительный результат в развитии речи детей. Оно раскрепощает стеснительных и робких детей. Дети учатся слушать друг друга, продолжать повествование событий. У них развивается фантазия, воображение. Дети учатся слышать и замечать ошибки в грамматическом строе речи, своей и других, овладевают лексической, монологической и диалогической стороной речи. Они не так болезненно принимают промахи в сочинительстве, поскольку каждый становится автором текста. Работа над содержанием – обогащает «словарь» детей, учит правильно и точно использовать разные части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_skazochniki.docx107.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Заворонежский детский сад

Педагогический проект

«Развитие речи и обогащение словаря дошкольников посредством рассказывания сказок с детьми старшего дошкольного возраста.

Творческое название проекта

«Маленькие сказочники»

Автор проекта: Каракещишян Александра Андреевна

Паспорт проекта

Тип проекта:познавательно–творческий.

Вид проекта: групповой,   среднесрочный.

Срок реализации: октябрь – декабрь 2018 г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы,  музыкальный руководитель, родители.

Проблема:Речь дошкольников страдает от нехватки словарного запаса, связанного в первую очередь с недостатком чтения им художественной литературы.

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Как придумать интересную сказку?

Проблемные вопросы:

1.Как самому придумать сказку?

2.Как сделать своими руками книгу сказок?

Обучающие вопросы:

1.Кто является героями сказок?

2.Для чего в сказках нужны волшебные предметы?

3.Какие животные встречаются в сказках?

Модель 3-х вопросов.

Что дети знают

Что хотят узнать

Где можно узнать

1.С каким произведением сейчас познакомились.

2.О каких главных героях шла речь?

3.Как заканчивается сказка?

1.Чему учат сказки?

2.Кто положительный герой?

3.Может ли все это быть на самом деле?

1. В книгах.

2.Просмотр сказок по телевидению.

3.Рассказ сказок взрослыми.

Актуальность

Дошкольными педагогами и учителями-логопедами в педагогической работе с детьми для развития связной монологической речи широко используется сказка. Обучение дошкольников пересказу  и придумыванию  сказок в целяx формирования умения строить связное монологическое высказывание - предусматривает и ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами сказки (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Кроме того, в сказке, как ни в какиx другиx, литературныx произведенияx, содержится почти идеальное расположение звуков, которые почти без труда воспроизводятся детьми.

Творческое коллективное составление сказок даёт положительный результат в развитии речи детей. Оно раскрепощает стеснительных и робких детей. Дети учатся слушать друг друга, продолжать повествование событий. У них развивается фантазия, воображение. Дети учатся слышать и замечать ошибки в грамматическом строе речи, своей и других, овладевают лексической, монологической и диалогической стороной речи. Они не так болезненно принимают промахи в сочинительстве, поскольку каждый становится автором текста. Работа над содержанием – обогащает «словарь» детей, учит правильно и точно использовать разные части речи.

Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя:

- в том, что развитие речи дошкольника является очень важным этом подготовки ребенка к школе, без этой подготовки невозможно полноценное обучение в школе;

- работа над звукопроизношением, развитие звуковой культуры речи детей, обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

Предполагаемые результаты:

- дети познакомятся с алгоритмом составления текстов сказочного содержания,  смогут дополнять их описаниями и диалогами;

- дошкольники смогут использовать формы выразительности речи в разных видах деятельности

- дети, родители и педагоги получат возможность развить языковую способность, творческий потенциал дошкольника, мыслительные процессы путем обучения построению модели сказочного содержания и в повседневной жизни;

- дети  научатся выделять в произведении самое главное, изображать такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести свою сказку, что в будущем при обучении в школе позволит без затруднения составлять план устного ответа, писать изложение, сочинение.

- повысится познавательная и коммуникативная способность детей.

- совместная проектная деятельность поможет родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании.

- сочинение своей собственной сказки в семье с помощью родителей, а так же сочинение одной совместной сказки вместе с воспитателем и всеми детьми своей группы;

- улучшение отношений детей между собой, умение сплачиваться ;

- развитие речи, обогащение словарного запаса, закрепление умения работы в группе.

- оформление книги «Наши сказки».

- активное участие родителей в проекте.

Цель проекта: развитие  связной речи  дошкольников посредством составления собственных рассказов и сказок.

Задачи проекта:

- знакомство с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм, с принципами композиции;

- расширение словарного запаса;

- развитие связной речи;

- формирование грамматического строя речи;

- учить самостоятельно начинать и заканчивать рассказ;

- учить придумывать рассказ по предложенной теме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей;

- использовать средства лексической выразительности при создании связных высказываний;

- учить придумывать сказки с использованием традиционных приемов повествования;

- формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.

Формы работы с детьми по реализации проекта:

  1. Беседы.
  2. Непосредственно – образовательная деятельность
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Иллюстрирование сказок собственного сочинения
  5. Игры по развитию речи.
  6. Утренняя гимнастика.
  7. Самостоятельная игровая деятельность детей.
  8. Музыка.
  9. Работа с родителями

Этапы работы над проектом

Этапы

Цели

Задачи

Ожидаемый результат

Подготовительный

(октябрь)

Проблемно – ориентированный анализ.

Поиск идей для решения проблемы.

Программирование.

Проектирование практической деятельности для решения проблемы

Выявить имеющиеся противоречия.

Проанализировать научные и теоретические обоснования проблемы

Определить цель и задачи проекта.

Определить срок деятельности проекта

Выявлены проблемы, требующие решения.

Разработана план программа по реализации проекта «Маленькие сказочники»

Изучить и создать информационную базу по проекту.

Выбор оборудования и материалов.Составить план проекта.

Организовать родителей для помощи проведения данного проекта

Практический

(ноябрь)

Конструирование новой практики

Реализовать проект по развитию речи «Маленькие сказочники».

Провести анализ промежуточных и конечных результатов

ОД:

БеседыЧто такое сказка?»,«Народные сказки»,«Мир сказок», «В гостях у сказок дедушки Корнея».

Речевое развитие: «Придумай сказку».

Познавательное развитие: « В мире сказок», Социально – коммуникативное развитие: «Путешествие в страну сказок». Коммуникация: «Составление рассказов по сюжетным картинкам».

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки, авторские сказки.

.Иллюстрирование сказок собственного сочинения

Игры по развитию речи.

Утренняя гимнастика:

«Герои сказок»,

Комплекс утренней зарядки по мотивам сказок.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Музыка по сказкам.

Выявлены результаты работы по проекту.

Реализация плана образовательной работы: ОД, беседы, рассматривание иллюстраций, рисование по сказочным сюжетам,слушание музыки и песен по мотивам сказок, игровая деятельность.

Привлечение к участию в проекте родителей, музыкального руководителя.

Контрольно – оценочный

(декабрь)

Проблемно – ориентированный анализ

Провести диагностику развития речи детей посредством придумывания сказок. Проанализировать выполнения проекта. Обобщить положительный опыт.

Провести итоговое занятие по развитию речи с придумыванием коллективной сказки. Создать книгу  сказок своими руками с иллюстрациями. Спланировать дальнейшую работу по развитию связной речи детей.

Анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение результатов.

Стимулирование активных участников проекта среди детей и родителей.

Создание собственной книги сказок, иллюстрированной детьми.

Презентация проекта «Маленькие сказочники».

Практический этап проекта

Тема

Форма проведения

Задачи

Деятельность детей

1.«Что такое сказка»

Развивающая беседа

Раскрыть детям понятие «Сказка», учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям.

Участие детей в беседе.

2.«Народные сказки»

Ознакомительная беседа, чтение русских народных  сказок:Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Иван-царевич и серый волк

Раскрыть понятие «народная сказка», познакомить с художником –иллюстратором сказок В.М. Васнецовым.

Участие в беседе

Слушание сказок. Рассматривание иллюстраций В.М. Васнецова к русским народным сказкам.

3.«Сплетем венок из предложений»

Дидактическая игра

Упражнять детей в составлении предложений, объединенныхтематически, воспитывать речевое внимание.

Активное участие в игре

4.«Придумай сказку».

Развивающее занятие

упражнять детей в творческом рассказывании, в умении последовательно и логично придумывать сюжет сказки, стараясь правильно строить предложения

Отражение полученных знаний в формировании монологической формы речи.

5.«Герои сказок»

Утренняя гимнастика

развивать двигательные навыки и получить удовольствие от увлекательной игры.

В режимных моментах узнавать героев сказок.

6.«Авторские сказки»

Ознакомительная беседа, чтение Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок»

Раскрыть детям понятие « Авторская сказка», учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям.

Участие в беседе

Слушание сказок.

7. «В мире сказок»

Интегрированное занятие

Активизировать словарь детей при помощи прилагательных. Учить внимательно, слушать вопросы и  отвечать на них полными предложениями. Развивать диалоговую речь.

Выполнение заданий по ходу ООД.

8. «Подскажи словечко»

Дидактическая игра

развитие мышления, быстроты реакции

Ответы на вопросы согласно тексту.

9. «Путешествие в страну сказок».

Развивающее занятие

закрепление знаний сказок  в игровой форме

Рассматривание иллюстраций к сказкам, загадывание загадок на данную тему.

10. "В библиотеке",

Сюжетно - ролевая игра

Учить выполнять действия соответствующие работе библиотекаря и читателей: рассказывать о книгах, заполнять электронный формуляр, находить необходимые книги,

Рассказы детей из личного опыта

11. «В гостях у сказок дедушки Корнея».

Беседа.

 Чтение литературы.

показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского, закрепить уважение и любовь к сказкам; развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи.

Участие в беседе

Слушание сказок.

12.«Составление рассказов по сюжетным картинкам».

Занятие по развитию речи

Расширение словаря, совершенствовать грамматический строй речи. Развивать умение следить за сюжетом. Развивать монологическую речь.

Участие в занятие

13. «Кто может совершать эти действия?»

Дидактическая игра

активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Активное участие в игре.

14. «Мы – герои сказок».

Сюжетно - ролевая игра

формировать дружеские отношения между детьми, продолжать учить детей, проявлять эмоциональные реакции в ролевом взаимодействии.

Совместная деятельность со взрослыми

15.Иллюстрирование собственных сказок

рисование

создание изображения с опорой на словесный образ. 

 В интересной форме «оживить» героя сказки

«Маленькие  сказочники»

Итоговое мероприятие

Сочинение своей собственной сказки

Создание собственной групповой библиотеки с книгами сказок

Оформление  книги «Наши сказки»

Закрепление и обобщение знаний о сказках

Образовательные области

Виды детской деятельности

Речевое развитие

ОД: «Придумай сказку». Д.И. «Сплетем венок из предложений»

«Подскажи словечко»

Что происходит в природе?»

«Кто может совершать эти действия?»

«Кто кем был?». Чтение худ.литературы.

Познавательное развитие

1.ОД: « В мире сказок», беседы: Что такое сказка?», «Народные сказки», «Мир сказок», «В гостях у сказок дедушки Корнея».

Социально – коммуникативное развитие

ОД: «Путешествие в страну сказок»,«Составление рассказов посюжетным картинкам». С/Р. Игры: «Мы – герои сказок».«В библиотеке",

Художественно – эстетическое развитие

Иллюстрирование сказок собственного сочинения. Слушание музыкальных  произведений по мотивам сказок.

Физическое развитие

«Герои сказок»,

 Комплекс утренней зарядки по мотивам сказок.

Работа с педагогами ДОУ

Мероприятия

Сроки проведения

Семинар «Особенности работы по развитию связной речи дошкольников»

Октябрь 2018

Мастер-класс «Как придумать интересную сказку»

Ноябрь 2018

Консультации «Проблема речевого развития детей дошкольного возраста»

Ноябрь 2018

Составление памятки для педагогов «Речь педагога»

Декабрь 2018

Викторина для педагогов «Мо мотивам сказок»

Декабрь 2018

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки проведения

Анкетирование родителей «Речь Вашего ребенка»

Октябрь 2018

Групповые родительские собрания по теме проекта

В течение проекта

Консультация: «Как выбрать книгу дошкольнику, начинающему читать».

Ноябрь 2018

Беседа: «Как вызвать у детей желание слушать сказку».

Ноябрь 2018

Создание «Книги сказок», (совместное творчество детей и родителей)

Декабрь 2018

Домашнее творческое задание: придумывание и иллюстрирование собственной сказки.

Заключительный этап проекта

1.Повторный мониторинг речевого развития  дошкольников,

2.Анализ и оценка результатов проекта.

3.Оценка эффективности работы педагога

4.Презентация проекта (на педагогическом совете)

5.Обобщение и распространение опыта работы по проекту.

6.Определение новых перспектив.

Диагностика на начало периода

Диагностика на конец периода

Оценка качества реализации проекта:

Проект «Маленькие сказочники» предусматривает работу с детьми старшего дошкольного возраста, родителями и педагогами, и  рассчитан на 3 месяца.

Анализ мероприятий будет отслеживаться после каждого отдельного проекта с использованием бесед с детьми, педагогами и родителями. Реализация проходит через различные виды детской деятельности. Родители являются активными помощниками в работе над проектом.

 После сравнения данных диагностики на начало и на конец периода проведения проекта «Маленькие сказочники»  можно сделать вывод, что уровень знаний, умений и навыков сформированных на проекте повысился в среднем на 10-15 %.

По мнению родителей и педагогов, проект «Маленькие сказочники» интересен и актуален. Таким образом, мы развиваем речь, расширяем словарный запас и развиваем творческое воображение.

Практическая значимость результатов.

Имеющиеся результаты.

Установлены партнерские отношения с родителями.

Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.

Опыт работы представлен коллегам МБДОУ Заворонежский детский сад.

Прогностические результаты:

1.Дети, родители и педагоги получат возможностьразвить языковую способность, творческий потенциал дошкольника, мыслительные процессы путем обучения построению модели сказочного содержания.

2.Дети  научатся выделять в произведении самое главное, изображать такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести свою сказку, что в будущем при обучении в школе позволит без затруднения составлять план устного ответа, писать изложение, сочинение.

 3.Научатся  фантазировать, придумывать, исследовать, чувствовать радость и удовольствие от своих маленьких открытий и самостоятельно выполненной работы. Помочь преодолеть застенчивость, замкнутость, робость, научить отстаивать свою точку зрения, самостоятельно находить оригинальные решения.

Результаты проекта

-дети знают алгоритм составления текстов сказочного содержания и умеют дополнять их описаниями и диалогами;

-пользуются речевыми формами выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни;

-повысился уровня речевого развития детей;

-активизировалась познавательная деятельность детей;

-повысился интерес к книге, как к произведению искусства.

Перспективы на будущее при реализации проекта:

-  продолжать работать по теме проекта «Маленькие сказочники»

- продолжать систему взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;

- провести индивидуальные консультации для родителей и детей,
показавших низкий уровень развития речи, подобрать соответствующую литературу

- проект будет дальше реализовываться для развития связной речи воспитанников ДОУ

.

Список литературы:

1.Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.

2.Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.

3.Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.

 4.Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.

5.Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова. - Мн.: Совр. школа, 2010. - 80 c.

6.Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.

7. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Приложение 1

Беседа: «Что такое сказка?»

Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный сказочный мир...

Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт...

Какие сказки вы любите больше всего? А какие сказки вам читали или читают ваши родители? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Сказки, которые учат добру, сказки, пробуждающие все самое лучшее и доброе, сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

В них, как известно, случается всякое: бедные сироты выходят замуж за принцев, печи становятся транспортным средством, звери, птицы и даже рыбы разговаривают, а неповоротливые черепахи обгоняют быстрых зайцев.

Словно разноцветные камешки в калейдоскопе, сказки народов мира образуют замысловатые узоры из опасных приключений, интересных историй и чудесных превращений. В сказочных легендах — описание традиций и быта разных стран, история религий и культур, а также характерные особенности каждого народа.

Но кроме этого, сказки умеют чудесным образом «передвигаться» во времени и пространстве, путешествуя из страны в страну, из континента на континент. Так,  всеобщая любимица Золушка жила не только во Франции. Даже в сказках народов Азии есть истории о потерянной туфельке и найденном семейном счастье.

А Змей Горыныч! Думаете, этот страшный персонаж есть только в русских сказаниях? Вовсе нет! Драконов и огнедышащих змеев можно встретить и в сказках Европы. А на Востоке летающие чудища — не злобные монстры, а положительные герои.

Схожесть сюжетов различных сказок, придуманных в отдаленных уголках планеты, может показаться удивительным. Хотя, на самом деле ничего необычного в этом нет, ведь детям всего мира нужны одинаковые знания: о добре и зле, о силах природы и особенностях людских характеров, о происхождении неба, земли и человека. Увлекательные рассказы о простых вещах — это и есть сказки.

Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость. В этом легко убедиться во время знакомства с ними: пронизанными тонкой самоиронией и верой в добро русскими сказками, таинственными и немного страшными сказками европейских народов, поражающими хитросплетениями сюжета восточными сказаниями, полными любовью к природе сказками Австралии и Океании, волшебными историями других экзотических народностей.

 Начнем мы наше путешествие, конечно же, с русских сказок.

Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждёт,

Русская народная, но доселе модная!

 «Колобок» и «Теремок» – сказочки нескучные,

А ещё народ придумал сказочки «докучные».

Что такое «докучные» сказки? (Это та сказка, которую можно рассказывать бесконечно).

Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок, 
Уж он кис, кис, кис. 
Вымок, Выкис, Вылез, Высох, 
Встал на колоду - Бултых в воду…;

«Салат из сказок»

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду на речку, рыбу половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они пришли?

(«Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живёт на крыше»).

Викторина «Народные сказки»

1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках?

- Морозилка,  Морозко, Морозец, Холодец

2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?

- Самоварка, Самокрутка, Самобранка,  Самостирка

3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?

- Один,  Два, Три,  Четыре

4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк?

- Колобок,  Пирожок, Кашу, Машу

5. Какая русская сказка существует?

- «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы».

6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил?

-Снегурочку,-Золушку, Падчерицу

7. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе?

- В кувшине, В тарелке, В миске, В блюдце.

8. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке?

- Кто спал на моей кровати?- Кто сидел на моём стуле?

- Кто ел из моей чашки?- Кто надел мои тапки?

9. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки?

-С Ильёй Муромцем, С Иваном-царевичем.

- С Емелей,  С перелётными утками.

10. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»?

-Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей.

11. Чудо-юдо рыба из русских народных сказок – это…

-Щука, Сом, Кит, Акула.

 

                        В мире много сказок, грустных и смешных,

                         И прожить на свете нам нельзя без них.

                         Лампа Алладина, в сказку нас веди,

                         Башмачок хрустальный, помоги в пути.

                         Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –

                         Каждый нам в дороге настоящий друг.

                         Пусть герои сказок дарят нам тепло,

                         Пусть добро навеки побеждает зло!

Приложение 2

Конспект ООД по развитию речи «Придумай сказку»

Цель: совершенствовать умение детей творческому рассказыванию в ходе придумывания сказки с помощью основы матрицы (рисунок) и сюжетных картинок.

Задачи:

упражнять детей в творческом рассказывании, в умении последовательно и логично придумывать сюжет сказки, стараясь правильно строить предложения;

развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие;

способствовать формированию монологической формы речи с использованием различных типов предложений;

закреплять навыки составления законченного произведения;

совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас;

закреплять правильное произношение;

активизировать детское воображение.

Предварительная работа:

чтение сказки В. С. Сутеева «Под грибом», беседа по содержанию; творческое рассказывание по сюжетным картинкам; рисование рисунка-матрицы «Зонт»; вырезание сюжетных картинок.

Материалы и оборудование:

сюжетные картинки, рисунки детей, клей, салфетки, аудиозапись шума дождя, ноутбук.

Ход занятия:

Звучит аудиозапись звука дождя.

- Ребята, а вы слышите какой-то звук? Что это может быть? (ответы детей).

- Давайте вспомним сказку, в которой звери прятались от дождя, и в итоге всем хватило места (ответы детей).

- Правильно. Это сказка В. С. Сутеева «Под грибом». Пока звери укрывались под грибом, гриб вырос, и смог укрыть всех зверей, просящих о помощи. Гриб в этой сказке можно назвать «зонтом»? Как вы думаете? (рассуждения детей)

- Мы на одном из занятий нарисовали зонтики и дождь. А сегодня я вам предлагаю дополнить ваши рисунки сюжетными картинками, которые мы с вами вырезали в свободной деятельности. Вы можете выбрать любую картинку, но при этом уже задумать сюжет сказки. Затем вы приклеите её на свою работу. Место, где будет находиться сюжетная картинка, вы выбираете сами.

Дети выбирают и наклеивают сюжетные картинки.

Проводится разминка «Весёлая зарядка». (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Под весёлые напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх, перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг! На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой!

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку! (Н. Голикова)

- А теперь я вам предлагаю придумать сказку по вашей готовой картине. Вы внимательно посмотрите на свою работу и постарайтесь самостоятельно придумать сюжет сказки. С началом и концовкой.

Дети придумывают, а затем рассказывают составленную сказку.

   

Конспект ООД по познавательному  развитию: « В мире сказок»,

 Интеграция образовательных областей Интеграция образовательных областей:  "Коммуникация", "Чтение художественной литературы".

Задачи: Повторить и закрепить знакомые сказки «Гуси-лебеди», «Снегурушка и лиса» продолжить работу по закреплению сказки «Жихарка», продолжить знакомство со сказкой «Три поросёнка»,  активизировать словарь детей при помощи прилагательных. Учить внимательно, слушать вопросы и  отвечать на них полными предложениями. Развивать диалоговую речь. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал: Книга, сундучок,  сказки «Жихарка», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», волшебный  цветок, домики поросят, поросята, заяц, медведь, внучка,  колобок,  мнемотаблица, ложки.

                                                        Ход занятия:

Дети сидят за столами по кругу.

- Ребята, сегодня  из волшебной страны сказок я получила вот такой сундучок. В нём лежит книга сказок. Давайте посмотрим её. Но что это? Книга не раскрывается.  Что же делать? Ой, а здесь лежит ещё и письмо. Я его сейчас вам прочитаю:

«Эта книга непростая, заколдована она

Все заданья выполняйте,

Смело, дружно отвечайте.

Самый умный из ребят,

Сможет книгу прочитать»

- Ну, что же, ребята, Только  и тогда книга будет расколдована. 

- Сказки просят, а сейчас,

  Вы друзья узнайте нас.

Задание 1

Сказки просят, а сейчас,

Вы друзья узнайте нас.

Посмотрите вот цветок. Но он необычный. На каждом лепестке герой сказки. Сорвите лепесток и назовите героя.

1листок (сюжет сказки «Гуси – лебеди»)

- О чём спросила девочка, увидев печку?  С какой просьбой обратилась печка к девочке?  С какой просьбой обратилась яблонька к девочке? О чем попросила речка девочку?  Кто изображён на этом лепестке?  (Баба-Яга)

Куда унесли гуси-лебеди братца?      Что велела Баба Яга сделать лебедям?   Как вы думаете, баба Яга, какая? Как называется эта сказка?  (Гуси – лебеди)

 Но книжка все ещё не раскрывает своих страниц, она еще не расколдована. Значит, в ней ещё есть сказки,  которым нужно помочь.

Задание 2 (Педагог достает из сундучка ложки)

А это что такое? Мы угадываем сказки, а причём тут ложки? Из какой они сказки? Кто такой  Жихарка?   (Маленький мальчик)

Какой он,  Жихарка?  (Маленький, удаленький, смелый, добрый)

Что говорил Жихарка, раскладывая ложки? (это простая ложка – Петина…..)

Что сделал Жихарка, когда услышал, что пришла лиса? (спрятался под печку)

Как перехитрила его лиса?   (она взяла ложки и сказала….)

Как Жихарка перехитрил лису? (он сел на лопату, руки-ноги растопырил…)

Какая лиса в этой сказке?  (хитрая, злая, рыжая) Как называется эта сказка? В какой ещё сказке живёт хитрая, злая лисичка? («Заюшкина избушка», «Колобок») Кого обижала лиса в этих  сказках?  (Зайчика, Колобка)

Физминутка.

Гуси – лебеди летели,

На полянку тихо сели.

Клювом травку пощипали,

По тропинке погуляли,

Вправо, влево посмотрели

И домой полетели.

- Ребята, вот еще задание.

Задание 3 (Педагог достает домики трех поросят) Посмотрите, вот домики и все они разные. Из чего сделан каждый домик?  (соломенный, из прутьев, кирпичный)

- Такие красивые домики и никто в них не живёт. Давайте поселим в них героев сказки (раскладывает героев  других сказок, знакомых детям. Смотрите, как их много, но нам нужно правильно расселить. Иначе сказки перепутаются.  Как звали поросят?  (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

 Какой из домиков  оказался самым прочным?  (Кирпичный)

  Но волк всё-таки попал в кирпичный домик к поросятам. Расскажите,  как это произошло. (Он поднял голову и увидел трубу, волк поднялся на крышу и по трубе спустился вниз)

 Какой волк в этой сказке?  (злой, голодный, серый, сердитый)

  А поросята какие? (веселые, добрые, смешные, розовые, ленивые )

 Как называется эта сказка?

Задание 4

Ребята, нужно отгадать сказку. Послушайте.

Девочка за ягодой в лес пошла.

И вдруг заблудилась,

подружек не нашла.

Спряталась на дереве,

От волка и медведя.

Добрая лисичка, девочку спасла,

На спинку посадила, до дому донесла.

«Снегурушка и Лиса».

Молодцы, правильно отгадали сказку. А теперь вспомним эту сказку по волшебной табличке.  (Мнемотаблица к сказке «Снегурушка и лиса»)

Ребята, вы молодцы, все задания выполнили правильно,  расколдовали книгу, сказок.

Посмотрите, здесь ещё много интересных сказок, мы их обязательно прочитаем. 

Конспект ООД по социально – коммуникативному развитию: «Путешествие в страну сказок».

Приоритетное направление - «Речевое развитие».

Цель: закрепление знаний сказок  в игровой форме.

Материал и оборудование:  Икт оборудование, презентация к занятию, пульт для презентаций, интерактивная доска, выставка книг по сказкам;  мяч; карандаши  жёлтого и зелёного цвета на каждого ребёнка, контур-раскраска репки.

Предварительная работа:

Чтение сказок,  просмотр любимых сказок по видео. Рассматривание иллюстраций к сказкам, загадывание загадок на данную тему.

Ход занятия

1.  Вводная часть, объявление темы:

Воспитатель:

 Вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, наше путешествие в страну сказок начинается!

Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка ...

Воспитатель : Но чтобы попасть в страну сказок нам придётся доказать его жителям, сказочным героям, что мы очень любим сказки и многие знаем. Я вам предлагаю сыграть в игру  «Ты мне – я тебе».

Дети сидят в кругу. Ведущий с середины круга передаёт мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.  Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».

Коза – «Волк и семеро козлят»; Медведь – «Три медведя»; Волк –«Лиса и волк»; Гуси – «Гуси лебеди»; Лиса –«Лисичка со скалочкой»; Курица – «Курочка ряба»; Заяц- «Заяц хваста».

Молодцы!- Тихо садимся на стульчики.

2. Основная часть:

Воспитатель:  Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.

 Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

Игра: «Отгадай  сказку по загадке»

Воспитатель: Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

* Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

*Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя) 

 *Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит)

*В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка) 

* В книжке много приключений

Тот мальчишка испытал,

Золотой волшебный ключик

Он, в конце концов, достал. (Буратино) 

Воспитатель: Молодцы. А какой персонаж с русских народных сказках не добрый, живёт одна, в избушке на курьих ножках? (Баба Яга)

Предлагаю нам  с вами немножко отдохнуть  на физкульт-минутке про бабу Ягу.

Физкультминутка   «В темном царстве есть избушка»

В темном царстве есть избушка – дети шагают, руки домиком

Стоит задом наперед – дети поворачиваются

В той избушке есть старушка – высматривают из-под руки

Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие – показывают      

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! – бег на месте

Дыбом волосы стоят –руки вверх

Воспитатель: Присаживайтесь ребята.

Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации.

Игра « Из какой сказки картинка »

1) Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? –показывается картинка из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».)

- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».

- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

2)   Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? -  (Это сказка «Лисичка -  сестричка и серый волк»)

- А какие герои  в этой сказке – хорошие  или плохие? ( Лиса хитрая, жадная , а волк доверчивый.)

3) Рыбка, старик, старуха  («Сказка о рыбаке и рыбке»)

4) Сестрица  Алёнушка, козлёнок, злая ведьма («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

5) Очень маленькая девочка, крот, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)

6)  Иван царевич, лягушка со стрелой. (Сказка «Царевна-лягушка»)

Воспитатель: Молодцы знаете сказки.

Игра «Кто лишний».

Кажется,  что- то случилось в сказке, что произошло? Кто -то не в своей сказке оказался. Не порядок. 

Ребята, перед вами сказочные герои : дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка, колобок.

Вопросы: Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок), а кто потерялся?   (репка)

 Воспитатель: Молодцы правильно догадались.

И конечно же вы догадались, какая это сказка) (репка)

Воспитатель: Ребята , а вы знаете ещё сказку, в которой герои сажали репку?

Дети: Вершки и корешки!

Воспитатель: Молодцы 

Зачитывает сказку или дети вкратце её рассказывают.

Ребята, жалко медведя, по своему незнанию он пострадал и остался без запасов… как бы ему помочь? (ответы детей…нарисовать репку)

Здорово!

 Приглашаю вас пройти за свои столы.

Сидим мы за столами правильно.

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

 Самостоятельная работа.

Воспитатель: Ребята,  я вам приготовила раскраски-заготовки  с изображением  репки. Вам нужно заштриховать репку : сверху вниз листочки, и справа налево репку. Работать будем карандашами. Какого цвета карандаши  нам понадобится? (жёлтый и зелёный  цвет, потому что репа жёлтая, а хвостик зелёный). Приглашаю к интерактивной доске несколько детей для закрепления техники.

Готовы? Тогда начинаем работать.

 Подведение итогов:

Воспитатель: Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть  самая любимая сказка. И чтобы попасть в страну сказок не обязательно быть волшебником, нужно просто взять с полки свою любимую книгу и перенестись мыслями в сказочный мир.

Приложение 3

Игры для развития речи:

«Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

педагог: -Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог:- Дети:

Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской

Корова – телёнком                                            Велосипед – железом

Дуд – жёлудем                                                    Рубашка – тканью

Рыба – икринкой                                               Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой

Дом – кирпичём

Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком

Приложение 4

Утренняя гимнастика

«Герои сказок» - комплекс с элементами корригирующей гимнастики, с использованием стула)

Водная часть.

Дети входят в зал.

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Сегодня наша зарядка будет необычной, а волшебной и даже сказочной.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами попали в сказочную страну, где нам повстречаются разные герои. Давайте с ними познакомимся во время зарядки.

Ходьба с поворотами в углах(20 секунд).

Ходьба на носках и пятках (по 20 секунд).

Ходьба в полуприсиде (20 секунд).

Бег с высоким подниманием коленей(20 секунд).

Боковой галоп(20 секунд).

Ходьба обычная(20 секунд).

Построение около стульев.

Основная часть

Воспитатель. А вот первая загадка. Попробуйте ее отгадать.

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка -

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

Дети. Баба - яга.

Упражнение «Баба – яга»

Исходная позиция: сидя на стуле лицом к спинке стула.

1- Руки через стороны вверх - вдох.

2- Повернуться в исходную позицию – выдох.

Повторить 8 раз. Темп умеренный.

Указание детям«Поднимая руки вверх, посмотреть на них». Показ ребенка. Индивидуальные поощрения.

Воспитатель. С первой загадкой и упражнением вы справились, теперь перейдем ко второй.

Он однажды появился

В деревянной мастерской.

Папа Карло потрудился

Над игрушкою смешной.

Воспитатель. Ребята, вы догадались, про какого сказочного героя идет речь?

Дети. Буратино.

Упражнение «Буратино»

Исходная позиция: сидя на стуле, спина плотно прижата к спинке стула, ноги в широкой стойке, руки на пояс.

1- наклониться вперед, коснуться руками ножек стула - выдох.

2- Вернуться в исходную позицию – вдох.

Повторить 7 раз. Темп умеренный. Объяснение воспитателя.

Воспитатель. А теперь закройте глаза, послушайте третью загадку и нарисуйте себе мысленно образ следующего сказочного героя.

Она Буратино учила писать,

И ключ золотой помогала искать.

Та девочка-кукла с большими глазами,

Как неба лазурного высь, волосами,

На милом лице - аккуратненький нос.

Как имя её? Отвечай на вопрос.

Воспитатель. Ну что, ребята образ, какого сказочного героя вы мысленно изобразили?

Дети. Мальвина.

Упражнение «Мальвина»

Исходная позиция: сидя на стуле, спина плотно прижата к спинке стула, ноги в широкой стойке, руками держаться за сиденье стула.

1- поднять правую прямую ногу вверх - выдох.

2- вернуться в исходную позицию - вдох.

3-4- повторить движение другой ногой.

Повторить 4 раза каждой ногой. Темп сначала умеренный, затем быстрый.

Указание детям«Старайтесь тянуть носок ноги».

Воспитатель. А вот со следующей загадкой, я думаю, вы все справитесь без проблем. Послушайте ее.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?

(Ответы детей.)

Упражнение «Колобок»

Исходная позиция: встать с боковой стороны лицом к стулу, руки на плечи, одна нога на стуле.

1-2- наклониться к ноге, стоящей на полу,- выдох.

3-4- вернуться в исходную позицию - вдох.

Повторить 4 раза. Поменять ноги. Темп умеренный. Предложить кому – то из детейпродемонстрировать данное упражнение.

Воспитатель. С упражнением «Колобок» вы все справились хорошо. А чтобы приступить к следующему упражнению, нужно отгадать вот такую загадку.

Клад искал на дне морском,

И на небе был послом.

На земле поймал Жар-птицу.

В жёны выбрал Царь-девицу.

Звать его, скажите, как?

Наш ответ:. Иван-Дурак!

Всё пустяк для Дурака,

Не продаст он лишь конька:

Хоть ушастый ростом мал,

Расторопен и удал!

Всем известен тот конёк.

Как зовётся?. Горбунок! (Ответы детей.)

Упражнение «Конек - горбунок»

Исходная позиция: сидя на стуле, руками держаться за сиденье стула.

1- Прогнуться.

2- 2- вернуться в исходную позицию.

Указание детям«Старайтесь четко выполнять упражнение».

Повторить 6 раз. Темп медленный.

Воспитатель. Переходим к последней загадке.

Если Дед мороз приходит

Внучку он с собой приводит,

С длинной белою косой,

Ликом дивною красой.

Чтобы рядом та стояла

Всем подарки раздавала,

Заводила хоровод.

Как ее зовет народ?

Дети: Снегурочка.

Воспитатель. Отгадали верно - это Снегурочка. Давайте, с вами выполним последнее упражнение.

Упражнение «Снегурочка»

Исходная позиция: стоя, одна нога выставлена вперед, другая отставлена назад.

Прыжки. Через 20 прыжков ноги поменять местами. Повторить каждую позицию по 2 раза. Чередовать с ходьбой.

Заключительная часть

Ходьба обычная.

Воспитатель.

Вот окончилась зарядка!

Вам понравилось, ребятки?

Прогоняйте скуку, лень -

Занимайтесь каждый день:

Настроенье и здоровье

Вместе к вам придут с любовью!

Дети возвращаются в группу.

 Комплекс утренней зарядки по мотивам сказок.

В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них:
Лампа Аладдина, в сказку нас введи, 
Башмачок хрустальный, помоги в пути.
Мальчик Чиполлино,  мишка Винни-Пух -
Каждый нам в дороге настоящий друг.
На зарядку мы пойдём.

В сказку с вами попадём.

"Буратино". 
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
И.п. – О.с., руки вдоль туловища. Поднять плечи – 8 раз.

"Сказка о рыбаке и рыбке"

Старик вышел к морю, он невод забросит,

И.п. – О.с. Имитация забрасывания невода – 8 раз.

Кого-то поймает и что-то попросит.

И.п. – О.с. Волнообразные движения туловищем – 8 раз.

"Репка"

Дальше сказочка пойдет
Прямо в дедов огород.

Имитация копания ямки
Еще разик, еще раз
Репку вытянем сейчас!

И.п. – О.с., руки в стороны. Пружинящие потягивания туловища в стороны. – 8 раз.

"Колобок"
Скок да скок, скок да скок –

Поочерёдные подскоки 
Покатился колобок,
Круглый да румяный
Прямо на поляну. 

И.п. – О.с., руки на пояс. Круговые вращения туловища – 8 раз.

Колобок лису прогнал,
Её он напугал.
Убежала лиса,
Еле ноги унесла.
Бег по кругу
"Золушка". 
Во дворце веселый бал,
Башмачок с ноги упал.

Прыжки на 1 ноге – 8 раз.
Время приближается,

работа не кончается,
Нужно просо от зерна отделить,

И.п. – О.с. Наклоны туловища вперёд с касанием до носков ног – 8 раз.
Да еще и грядки полить.

Посмотрите-ка, ребятки,
Все политы грядки?
И.п. – О.с. Приседания – 8 раз.

"Оловянный солдатик". 

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик ... оловянный

Все ребята хороши,

И.п. – О.с. 4 счета стойка на 1 ноге, другая согнута впереди, 4 счета на другой ноге.


Зарядку выполнили от души

И хочу вам пожелать -
Больше разных книг читать,
И про спорт не забывать.

Приложение 5.

Сценарий итогового мероприятия

Праздник – презентация проекта «Маленькие сказочники»

Задачи:

- способствовать обогащению лексического словаря детей;
- совершенствовать связную речь детей; 
- учить различать волшебные сказки, знать их главных героев, уметь узнавать сказку по отрывку, знать сказки  народные и авторские;
- активизировать речь детей через воспроизведение отрывков из сказок, при пересказе сказки воспитывать у детей  любовь к художественной литературе, книге.

Оформление зала плакатами с героями сказок. На столе книги собственного сочинения, иллюстрированные детьми.

Предварительная работа: чтение сказок, создание самодельной книги «Добро пожаловать в сказку», рисование по сказкам, моделирование сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, придумывание загадок по сказкам, слушание сказок на аудиокассетах, слушание песен, музыки из сказок.

Оборудование:  выставка книг, детских рисунков к сказкам и мульфильмам; листы белой бумаги; костюмы героев сказки «Репка», презентация: мелодии из мульфильмов,  потерянные предметы -  пропеллер, красная шапочка, золотой ключик, метла, хрустальная туфелька, текст песни «Сказка».

Ход занятия: 

1.Орг. момент.

Добрый день, мои друзья!

2.Сообщение темы.
Есть на свете страна - это Сказка: 
Чудесами полна, волшебством, 
Дети любят её - как прекрасно! 
Всех чарует своим колдовством. 
И всегда в ней добро побеждает. 
И всегда в ней на помощь придут, 
Несчастливых там нет, не бывает 
Сказку все всегда в гости так ждут! 

     Я приглашаю вас на увлекательное мероприятие под названием «В гостях у сказки». Конечно все без исключения и взрослые, и дети любят сказки. Ведь сказки помогают нам мечтать фантазировать, познавать добро и зло, а так же сказки дают нам знания об обычаях и традициях разных стран и народов. Каждый из нас имеет свою самую любимую, самую дорогую сказку.

-Ребята, за правильные ответы на вопросы и правильное выполнение задания вы получите жетоны. А в конце мероприятия мы выявим лучшего знатока сказок.

- А кто из вас может назвать свою самую любимую сказку? (ребята называют различные варианты сказок).

- Молодцы ребята, как много разных и интересных сказок вы знаете.

Итак, я предлагаю начать наш праздник  с разминки.

Разминка.

Сколько у Белоснежки было друзей гномов? (7)

Как звали братьев поросят, которые победили злого волка? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

Как звали хозяина кота в сапогах? (Маркиз-Карабас)

Кто жил у самого берега моря 30 лет и 3 года? (старик со старухой)

Куда шла Красная шапочка через лес с корзиной пирожков и горшочком масла? (к бабушке)

Как звали летающего друга малыша, который жил на крыше? (Карлсон)

Как называется деревня, куда приехал жить дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик? (Простоквашино)

 Сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный, чудесный, таинственный мир сказок. Путешествие – это всегда весело и интересно, если путешествуешь с друзьями. Вы знаете, что сказочным героям всегда приходилось преодолевать трудности и препятствия, вот и на нашем пути встретится немало препятствий, которые, я уверена, мы преодолеем. Мы сегодня путешествуем на ковре- самолёте (слайд 2)
В одном царстве-государстве, 
Далеко ли, близко ли,
За лесами за долами, 
За высокими домами 
Стеной стоит дремучий лес 
Он полон сказок и чудес 
Построен чудо городок 
В нем каждый дом как теремок 
Богатые хоромы, а жители всем знакомы. 


4.Первая остановка. «Сказочная долина».(слайд 3)

 - Отгадайте, какие сказки здесь живут? 

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!..

             (Снегурочка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…

                     (Айболит)

Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.

                  (Белоснежка)

Рыбка не простая, чешуя сверкает, 
Плавает, ныряет, желанье исполняет. 
          («Сказка о рыбаке и рыбке») 
Конь ретивый, долгогривый, 
Скачет полем, скачет нивой. 
Конь росточком малый, 
Но зато удалый. 
       («Конёк-горбунок») 
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …

                    (медведь)

Лисичка дом себе нашла: 
Мышка добрая была. 
В доме том в конце концов 
Стало множество жильцов. 
                 («Теремок») 
Был похож на мяч немножко 
И катался по дорожкам. 
                 («Колобок») 
Появилась девочка в чашечке цветка, 
И была та девочка чуть больше лепестка. 

В ореховой скорлупке девочка жила. 
Вот такая девочка, как она мила! 
Кто читал такую книжку, 
Знает девочку – малышку! («Дюймовочка») 
Помогла нам яблонька, помогла нам речка, 
Помогла нам теплая с пирожками печка. 
Все нам помогали, все нас укрывали. 
К батюшке и матушке мы домой попали. 
Кто унес братишку? Назовите книжку! 
("Гуси-лебеди”) 
Кто-то за кого-то уцепился крепко. 
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко! 
Но еще помощники скоро набегут. 
Победит упрямицу дружный общий труд. 
Кто засел так крепко? Может, это….. ("Репка”) 

 

5. Инценирование сказки репка.

А теперь мы  будем инсценировать   сказку "Репка".

- Кто желает поучаствовать в исценирование  сказки?

Мне нужно 7 героев -  дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, репка.

(Ребята одевают костюмы)

Дед будет говорить ух- ты

Бабка будет говорить ух устала.

Внучка – ой- ля-ля

Жучка – гав-гав.

Кошка – мяу- мяу.

Мышка – пи-пи.

Репка – оба – на.

(Показ сказки)
Молодцы!

- Продолжаем наше путешествие. 
 

6.А вот и следующая остановка – «Мульти-пульти-парк». (слайд 4).

Здесь отдыхают герои известных мультфильмов. Назвать сказочных героев, которые исполняют следующие песни. 

•Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полёт
Человечек—вертолёт.

                            (Карлсон)

•Мальчик вырос в волчьей стае,
Волком он себя считает,
Дружит с мишкой и с пантерой,
Ловким он слывёт и смелым    

                                   (Маугли)

• Ну почему, ну отчего
Такое невезение?
Пропал мой хвост,
Прекрасный хвост
В день моего рождения!

        (Ослик Иа)
• Ах, жизнь моя, жестянка! 
А ну ее в болото... 
Живу я, как поганка, 
А мне летать, а мне летать, 
А мне летать охота! 
             (Водяной, сказка «Летучий корабль») 

•Во дворце она живёт
И всё время слёзы льёт.
Ах, как хочет царь—отец
Плачу положить конец!

                (Царевна Несмеяна)
• Говорят, мы бяки-буки, 
Как выносит нас земля? 
Дайте что ли карты в руки 
Погадать на короля. 
Ой-ля-ля, ой-ля-ля, 
Погадать на короля, 
Ой-ля-ля, ой-ля-ля. 
(Разбойники, сказка «Бременские музыканты») 

• Если я чешу в затылке – не беда! 
В голове моей опилки – да, да, да! 
Но хотя там и опилки, 
Но кричалки и вопилки – 
А также шумелки, сопелки, пыхтелки – 
Сочиняю я неплохо иногда – да! 
(Винни-Пух, сказка «Винни-Пух и все-все-все...») 
• Мелкий дождь бьет в окно, хмурится природа, 
Но известно давно – нет плохой погоды. 
Все желтеет кругом, и уходит лето. 
Неприятность эту мы переживем. 
Между прочим, это мы переживем. 
(Кот Леопольд, сказка «Приключения кота Леопольда») 
- Молодцы ребята, справились с заданием.

 

7.«Угадай мелодию». Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. И я хочу предложить вам, поучаствовать в конкурсе «Угадай мелодию». Вашему вниманию будут предложены композиции из различных сказок и мультфильмов, а вы должны угадать название сказки или кто поет песенку.

1.Мелодия из мультфильма «Антошка» - «Антошка»

2.Мелодия из мультфильма «Чебурашка» - Песенка крокодила Гены

3. Мелодия из мультфильма «Мамонтенок» - Песенка Умки

4.Мелодия из мультфильма «Красная шапочка» - Песенка Красной шапочки»

5.Мелодия из мультфильма Простоквашино -  «Кабы не было зимы».

6. Мелодия из мультфильма «Фиксики» - Часики.

7. Мелодия из мультфильма «Маша и медведь» - День варенья

 

8.«Нарисуй сам». А сейчас объявляется конкурс «Нарисуй сам». Желающим раздаются листы бумаги А4 и карандаши (фломастеры), под музыку за 3 мин. Ребята должны нарисовать иллюстрацию к любимой сказке. Победителя определяют зрители своими аплодисментами.

 

9.«Чей предмет?» Ребята, у меня есть  потерянные вещи сказочных героев, сейчас покажу эти предметы, а вы должны угадать какому сказочному герою принадлежит потерянный предмет.

Пропеллер (Карлесону)

Красная шапочка (Красной шапочке)

Золотой ключик (Буратино)

Метла (Бабе Яге)

Хрустальная туфелька (Золушке).

- Молодцы, ребята, вы достойно справились с этим конкурсом. А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете цифры.

 

10.«Сказка с цифрой» Сейчас я предлагаю вам назвать сказки и мультфильмы, в названии которых есть цифры.

(Три поросенка

Белоснежка и семь гномов

Трое из Простоквашино

Волк и семеро козлят

Три медведя и другие.)

- Молодцы!  Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Сегодня мы вспомнили любимые сказки, любимых сказочных героев. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. Но сказка на этом не заканчивается. Любите сказки, читайте сказки, будьте добрыми, смелыми, справедливыми. Сказка – это не только произведение, которое интересно читать – это ещё и хороший учитель.

 

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» 
В мире много сказок, грустных и смешных. 
И прожить на свете нам нельзя без них. 
Лампа Алладина, в сказку нас веди. 
Башмачок хрустальный помоги в пути. 
Мальчик Чиполлино, мишка Вини- Пух… 
Каждый нам в дороге настоящий друг. 
Пусть герои сказок дарят нам тепло, 
Пусть добро навеки побеждает зло! 
 

11.Песня «Сказка»  (слайд 5 )
(На мотив песни "Улыбка”.) 
Знай, от сказки хмурый день светлей. 
Знай, от сказки в жизни чудо происходит. 
Поделись ты сказкою своей. 
Пусть она тебе друзей вокруг находит. 
И тогда наверняка 
Ты увидишь Колобка 
И снегурочка тебе во сне приснится. 
Ну а Бабушка Яга 
Станет доброй навсегда. 
Верь мне – это обязательно случится. 
Знай от сказки маленькой одной 
Перестанет плакать даже самый хмурый мальчик. 
А когда ты встретишься с бедой, 
Выручат тебя герои доброй сказки. 
Знай, от сказки станет всем теплей. 
И большим и самым малым детям. 
Так пускай все люди на земле 
Сказкой, словно огоньком, себя согреют. 

12. Итог.

- А теперь узнаем кто лучший знаток сказок. Подсчитайте свои жетоны.  Итак, лучший знаток .... (Вручение медали лучшему знатоку сказок)

Все остальные ребята получают сладкие призы…

Ребята, что мы сегодня повторили?

Какие сказки и мультики вспомнили?

Ребята, что больше всего понравилось?

- Сегодня вы узнали  много интересного. Я желаю вам быть любознательными читателями и внимательными телезрителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»

Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....