Развитие коммуникативной сферы у старших дошкольников через использование пособия «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича при создании мультфильма
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Полесовщикова Наталья Александровна

Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество по выходу из дошкольного образования ждет от ребенка не только самостоятельности и инициативности, конкурентноспособности, но и умение полноценно коммуницировать, продуктивно общаться, что неизменно ведет к успешной социализации дошкольников в будущем.

Современное общество столкнулось с тем, что дети нашего поколения сосредоточены на компьютерах и гаджетах, а это несомненно ведет к тому, что общение уходит на второй план. Родительский коллектив на современном этапе развития тоже является погруженным в гаджеты, загруженность работой, все это влияет на развитие речи детей в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mult_vosk.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»

Методическая разработка

«Развитие коммуникативной сферы у старших дошкольников через использование пособия «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича при создании мультфильма»

Подготовил педагог-психолог:

 Полесовщикова Н.А.

Музыкальный руководитель:

Варич А.С.

Усолье-Сибирское

2023 г.

Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество по выходу из дошкольного образования ждет от ребенка не только самостоятельности и инициативности, конкурентноспособности, но и умение полноценно коммуницировать, продуктивно общаться, что неизменно ведет к успешной социализации дошкольников в будущем.

Современное общество столкнулось с тем, что дети нашего поколения сосредоточены на компьютерах и гаджетах, а это несомненно ведет к тому, что общение уходит на второй план. Родительский коллектив на современном этапе развития тоже является погруженным в гаджеты, загруженность работой, все это влияет на развитие речи детей в целом.

Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников [2, с. 58]. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.

Адаптация к школе зависит не только от развития всех психических процессов в целом, но и от уровня развития навыков коммуникативности. Данные исследователей в этой сфере демонстрируют на сколько важно будущим школьникам уметь находить друзей, решать конфликты, уметь контактировать как с детьми, так и со взрослыми. Все это влияет на процесс обучения, как в детском саду, так и в школе.

Именно поэтому, в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие выделяется как приоритетное направление воспитательно-образовательного процесса.  

Современное дошкольное образование давно ушло от стандарта, развивать только познавательную сферу ребенка. На данный момент образовательный стандарт направлен на формирование знаний, умений и навыков плюс базовые свойства личности. Образование не стоит на месте и требует современного педагога развития, в том числе поиска новых технологий, такой технологией является мультстудия и игры В.В. Воскобовича.  Преимуществами данной технологии и методики являются их новизна, универсальность, доступность, привлекательность.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, опыт работы специалистов, психологов, в качестве средства формирования коммуникативных навыков дошкольников нами была выбраны технология мультстудия и пособие В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес».

Через совместное создание мультфильмов и использование в игровой деятельности «Фиолетового леса» дети понимают и оживляют свои представления о мире, о дружбе, научаются взаимодействовать друг с другом и с взрослыми, приобретают умения видеть необычное в простых вещах и событиях.

Значимой психологической ценностью мультстудии является работа в коллективе. У каждого ребенка своя роль: у кого режиссер, у кого сценарист, у кого художник и актер озвучивания, у кого композитор, у кого оператор и монтажер. Это все, как в большом коллективе, который работает на результат. Простая жизнь, где от стараний одного зависит общее благополучие. И ребенок начинает воспринимать себя как человек, от которого зависит то, что получится в целом. Через совместное создание мультфильмов дети понимают и оживляют свои представления о мире, о дружбе, научаются взаимодействовать друг с другом и с взрослыми, приобретают умения видеть необычное в простых вещах и событиях.

Знакомясь с любой развивающей игрой В. В. Воскобовича, ребенок попадает в сказку, страну – Фиолетовый лес. В этой стране каждая игра имеет своего героя. Дети, слушая сказку, становятся действующими лицами событий, «переживают» таинственные приключения, добиваются успеха, решают интеллектуальные задачи, выполняют творческие задания.

Включение в создание мультфильма предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича для использования на занятиях по коммуникативному развитию детей является одним из новаторских решений в образовательном процессе.

Уникальность данного пособия «Фиолетовый лес» в том, что на разных возрастных этапах его можно использовать как сенсорную, речевую, познавательную среду, в которой дети могут играть, конструировать, обыгрывать, рассказывать, узнавать.

Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» позволяет поддерживать интерес на протяжении всего процесса создания мультфильма, способствует развитию сенсо-моторных функций, тактильных ощущений, что обеспечивает развитие активной цепочки взаимодействия «рука-речь».

Сама подача образовательного материала по созданию мультфильма выглядит для детей очень презентабельно – ковролиновая основа для жёсткого крепления на стене с модульными элементами (небо, земля, полянка, лужайка), и съёмными элементами (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые, земноводные, млекопитающие). Игровая среда интересна, начиная от цветовой гаммы поля пособия, до зверей и персонажей в нем участвующих, более того она мобильна и многофункциональна. Переносные элементы «Фиолетового леса» крепятся к основе на липучках и могут размещаться в произвольном порядке на основе.

Имеющиеся четыре игровые зоны, на которые поделён Фиолетовый лес: «Небо», «Лужайка», «Дорожка», «Полянка» дают возможность комбинировать игры по зонам или использовать каждую зону по отдельности, создавая новые игровые ситуации.

Реализовывая основную идею Вячеслава Вадимовича Воскобовича – цветовая гамма поля-фиолетовый цвет, который является отражением творчества не только педагогов его использующим, но и детей с ним взаимодействующих. В целях расширения персонажей для сказок, дети с педагогами создавали героев из фетра с липучками для крепления к ковру.

Создание мультфильма с помощью ковра В.В. Воскобовича – является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность. У воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как инициативность, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т. д.

Цель: коммуникативное развитие личности старшего дошкольника через мультипликацию и сенсомоторную зону В.В. Воскобовича.

Задачи:

Обучающие:

формировать начальные умения работы с мультимедийным оборудованием в процессе создания собственного мультфильма;

обучать компьютерным технологиям, связанным с созданием мультипликации;

способствовать овладению начальных навыков работы сценариста, режиссёра, оператора, актеров в процессе работы над мультфильмом.

Развивающие:

развивать речь, обогащать словарный запас, улучшать звукопроизношение;

развивать эмоции (умение показать эмоцию мимикой, телом, голосом)

развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов;

развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов;

развивать чувство композиции, цвета, масштаба в процессе создания мультфильма.

Воспитательные:

формировать готовность детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;

воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результату;

воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Этапы работы над мультфильмом:

Подготовительный этап.

Согласно намеченного календарно-тематического плана нами было проведено вводное занятие, которое включает инструктаж по правилам поведения и техники безопасности на занятиях. Далее, мы поговорили с детьми об их любимых мультфильмах. В ходе беседы дети делились своими впечатлениями о том, какие мультики они смотрели недавно. Во время беседы дети рассказывали про свои любимые мультфильмы и их героев, ими оказались: «Человек – паук», «Трансформеры», «Смешарики», «Фиксики». На вопрос - А вы знаете, наши мультфильмы? Артем Д. ответил: «Да, мой любимый мультфильм – «Почтальон Печкин», Юля К. – «Малыш и Карлсон», вспомнили такие мультфильмы как: «Ну, погоди!», «Вовка в Тридевятом царстве», «Чебурашка и крокодил Гена» и многие другие. В ходе беседы выяснили, что мультипликационные герои – не живые существа и оживляют их люди. Узнали название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор, аниматор, художник, оператор, актер, композитор.

 На вопрос: «Вы знаете, как создаются мультфильмы?», - многие начали придумывать, сочинять, а большая часть детей ответили «нет». Тогда ребятам было предложено узнать, как создается мультфильм. Также в беседе был задан ещё один вопрос: «А мы сможем сами нарисовать мультфильм?». Дети: «Рисовать мультик? А как нарисовать мультик? Я не умею». Провели занятия, где объяснили и показали, как нарисовать мультфильм. После этого нами была организована выставка детских рисунков «Мой любимый герой».

Предварительная подготовительная работа была связана с отбором мультипликационного материала, определение сюжетной линии, главных и второстепенных героев, взаимодействия между ними, подборе материала (коммуникативных игр) для занятий. Внимание детей старались акцентировать на таких способах общения, как обращение по имени при высказывании, адресованном конкретному ребенку, контакт глазами, телесные прикосновения, улыбка. Как известно, атмосфера доверия, установленная на этом этапе, является предпосылкой и условием успешности педагогической работы на всех дальнейших этапах.

Знакомство с мультипликационной лентой. Мы провели беседу, где сообщили детям название мультфильма, подготовили к его восприятию и пониманию. Дети смотрели мультфильм, затем проходил разбор содержания мультфильма по нашим вопросам. Дети проговаривали основную сюжетную линию мультфильма и вырезали из фетра героев, создавали декорации по следам впечатлений. Воспитанникам предоставлялась максимальная свобода, мы оказывали помощь организационного характера (выбор сюжета, напоминание способа взаимодействия героев). Но иногда наша помощь была просто необходима: в индивидуальном порядке проговаривали выбранный сюжет, еще раз вспоминали его героев и место действия.

На материале мультфильмов шла работа по формированию коммуникативных навыков с использованием подобранных нами словесных, подвижных игр с правилами и дидактических игр.

На начальных этапах работы имели место трудности, связанные с недостаточностью развития коммуникативного навыка: дети не могли решить, кто какого героя будет создавать, либо возникали разногласия, где какая декорация должна была стоять.

На этом этапе велась работа по формированию положительного отношения к ситуации занятия со сверстниками, старались увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, а партнеров по игре, товарищей. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являлись совместные коммуникативные игры, в которых дети действовали одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создавали особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияло на развитие общения детей.

В дальнейшем была проведена серия занятий про профессии, связанные с созданием мультфильмов.

Детям предлагалось выбрать сказку или сочинить, для будущего мультфильма. Мы выбрали сказку, несколько раз перечитали ее, дальше разобрали с детьми смысл. Каждый ребенок выбрал героя, которого будет создавать и озвучивать.

Мы определили каким способом мы будем снимать мультфильм, это оказалась перекладная техника. Для создания декораций пригодилась ткань, фетр, липкая лента для ткани.

Следующий этап заключался в том, что каждый ребенок в связи с тем, какого героя он создавал, записывал совместно с педагогом свой голос на диктофон. Предварительно с каждым ребенком отрабатывалась тональность диалогов, громче-тише, быстрее-медленнее. Мы прорабатывали эмоции героев в голосе, например, как говорит обиженный медведь или весела лиса.

С приобретением опыта анализа мультипликационного произведения детям стало легче даваться соотнесение зрительного образа с созданным объектом, появился интерес к работе, способность к передаче последовательности событий. Дети начали объяснять причины и последствия поступков героев, пытаться переносить сказочные сюжеты в повседневную жизнь («Могла бы произойти такая же история в нашем детском саду?»).

Когда все было готово, мы приступили к покадровым съемкам. Используя ковер В. В. Воскобовича работа над созданием мультфильма идет очень быстро. В связи с тем, что все предметы и герои идут с липучкой на обратной стороне, их легко передвигать по ковру, тем самым облегчая работу детям.

В этот период шла работа с малыми подгруппами детей, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Использование этих технологий в воспитательной работе оказало положительное влияние на коммуникативную деятельность дошкольников.  Дети лучше усваивали социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развивались коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учились договариваться, обсуждать тему, высказывать свое мнение, при этом повышалась самооценка и уверенность в себе. Для сборки кадров в мультик мы взяли самую простую доступную и бесплатную компьютерную программу «Мастер слайд-шоу». Также в индивидуальной работе отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. Результат наших работ был представлен на мероприятии «Мультфильм для родителей». Это был прекрасный праздник для детей и родителей, которые были поражены тому, что их дети сумели создать такое произведение искусства.

Мы сделали для себя очень важное умозаключение, что главное в детской анимации – не результат, а процесс, в котором дети получают уверенность в собственных силах, возможность самовыражения, приобщения к работе в команде как со своими сверстниками, так и с взрослыми. Ребенок при этом чувствует собственную значимость, полезность, у него появляется вера в собственные силы и в собственный успех.

Включение методики развивающего обучения В.В. Воскобовича, позволяет повысить речевую активность, поддерживать интерес на протяжении всего процесса создания мультфильма.

Важной организационно-психологической ценностью мультстудии является работа в команде. У каждого здесь – своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер, композитор, оператор и монтажер. Все, как в большой семье, или как в любом коллективе, который работает на результат. Обычная жизнь, где от усилий одного зависит общее благополучие.  И каждый ребенок понимает его значимость в процессе создаваемого мультфильма.

Список использованной литературы

1. Кабардов М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Способности и склонности. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.

2. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дис. канд. психол. наук / А.А. Кидрон. – Л.: 1981. – 235 с.

3. Кравцова Е.Е. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом / Е.Е. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 4. – 156 с.

4. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников / Генетические проблемы социальной психологии. – Минск, 1995. – 263 с.

5. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2009. – 145 с.

Приложение 1

Рекомендации для педагогов и родителей по формированию коммуникативной компетентности дошкольников 

 

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".

3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.

5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.

6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".

11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:

- постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;

- оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ах ты негодяй, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки". А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал";

- дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми.

13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: "Я сейчас занят (а)", "Сколько раз я тебе говорила!", "Вечно ты во все лезешь", "Что бы ты без меня делал".

14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

- барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

- барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);

- барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);

- барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

15.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

- для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";

- если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;

- для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";

- для развития умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажи стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;

- для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";

- для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.

- предложите детям сочинить:

а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);

б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);

в) продолжи сказку или придумай новый конец.

Приложение 2

Памятка для родителей

 

Скоро Вам вместе с Вашим ребёнком предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

·         Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

·         Будьте терпеливы.

·         Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

·         Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

·         Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

·         Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

·         Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

·         Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»

·         Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

·         Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …

·         Поощряйте любопытство.

·         Не скупитесь на похвалу.

РАДУЙТЕСЬ  ВАШЕМУ  РЕБЕНКУ!!!

 

Приложение 3

Рекомендации педагогам

 

1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

- обращайтесь по имени;

- занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

- используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.

Проанализируйте свое поведение:

- всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?

- не возникает ли желание его перебить?

- не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?

- проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:

- исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;

- обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;

- постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:

- как часто вы улыбаетесь детям;

- способны ли вы смеяться вместе с детьми;

- как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

7. Учитесь видеть себя со стороны:

- чаще анализируйте собственную деятельность;

- стремитесь ставить себя на место ребенка;

- развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

- быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;

- ясно и понятно излагать доводы детям;

- проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку.

Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

- требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");

- наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);

- оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");

- возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");

- предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");

- вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему.

Используйте следующие приемы:

- предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");

- ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");

- выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");

- разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:

- непонимание психологической ситуации, настроения детей;

- недостаточная саморегуляция;

- несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;

- механическое копирование стиля общения коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ

В нашем ДОУ большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.  В связи с этим определили цель: развитие социальных умений и  коммуникатив...

Проект «Развитие коммуникативных навыков детей старших дошкольников с ТНР через использование инновационной технологии ТРИЗ»

Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка с...

Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через организацию режиссёрской игры "Зоопарк" старшая группа

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольниковчерез организацию режиссёрской игры «ЗоопаркВид проекта: информационно-творческий, игровой, познавательныйСроки реализации проекта: долгоср...

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников через использование средств арт-терапии

Доклад из опыта работы педагога-психолога по использованию средств арт-терапии с детьми дошкольного возраста.Раскрывается актуальность использования средств арттерапии  для развития эмоциональной...

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...

Развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает основные аспекты развития эмоциональной сферы дошкольников....