Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности
статья по развитию речи (старшая группа)
Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности
Дидактическая игра является эффективным средством формирование таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль. Это особенно важно в настоящее время, когда гиперактивных детей, которым трудно контролировать свое поведение, становится все больше. Правила, навязывание извне, обычно плохо усваиваются детьми, те же правила, которые превращают игру в увлекательную совместную деятельность, вполне естественно ими принимаются. К соблюдению правил, к сознательному управлению своими действиями их побуждает сам совместный характер игры. Выполняя правила, дети заслуженно получают одобрение взрослого, признание и уважения сверстников.
Игра с правилом отличается от ролевой тем, что в ней правило адресовано самому ребёнку, а не игровому персонажу. Таким образом, правило становится средством осознания своего поведения.
Когда малыш начинает действовать по правилу, у него появляется первые признаки самоконтроля, а значит, его поведение приобретает большую степень произвольности не только в игре, но и в других, неигривых ситуациях. Перед ребенком впервые возникает вопрос: как надо вести себя? Правильно ли я поступаю? Прежде чем этот вопрос появится, он должен захотеть действовать «правильно», в соответствии с принятым и понятным правилом. В ходе игры он начинает сознательно, мотивированно выполнять добровольно принятые им правила, а значит, «правильное поведение» становится мотивом его собственных действий.
Рассмотрим, как происходит процесс освоения правил в игре.
Первоначально дети включаются в игру чисто эмоционально непосредственно. Их привлекает возможность общения со взрослым, игровой материал, они стремятся к двигательной активности.
Правило действия на этом этапе существует лишь в скрытой форме. Взрослый постоянно обращает внимание детей на то, что и когда следует делать, одобряет их правильные действия к требованиям организатора игры.
Следующий этап состоит в открытии, осознании ребенком правила. Факт осознания правила наиболее ярко проявляется в замечаниях, которые дети начинают делать друг другу в ходе игры.
Они отмечают промахи друг друга, следят за действиями других. Такой контроль формирует внутреннюю готовность к выполнению установленных действий. При этом отчётливо проявляется стремления ребёнка играть по правилам: в случае если, этого не получается (например, если он забегает за запретную черту или случайно подглядывает, когда водит), он огорчается и старается в следующий раз поступать правильно. Все это свительствует о том, что правильно приобрело для ребенка личную значимость, стало мотивом его действия. Однако соблюдения правило на этом этапе еще устойчиво. Без активного участия взрослого, его поддержки игра сразу распадается, дети «забывают» о ее правилах.
Поддержка взрослого предполагает его непосредственное участие в игре, его эмоциональную вовлеченность, контроль за соблюдением правил и одобрение их. Если дети самостоятельно играют по установленным правилам, следят за их соблюдением, это значит, что они уже овладели правилом действия и могут контролировать свое поведение независимо от взрослого. С этих пор действия по правилу больше не связывает их свободу, а является актом их свободного осознанного выбора.
Таким образом, развивающие игры содержат всё необходимое для формирования наиболее ценных качеств личности ребенка. Однако, чтобы эти качества развились в полной мере, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_-_effektivnoe_sredstvo_formirovaniya_proizvolnosti.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности
Дидактическая игра является эффективным средством формирование таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль. Это особенно важно в настоящее время, когда гиперактивных детей, которым трудно контролировать свое поведение, становится все больше. Правила, навязывание извне, обычно плохо усваиваются детьми, те же правила, которые превращают игру в увлекательную совместную деятельность, вполне естественно ими принимаются. К соблюдению правил, к сознательному управлению своими действиями их побуждает сам совместный характер игры. Выполняя правила, дети заслуженно получают одобрение взрослого, признание и уважения сверстников.
Игра с правилом отличается от ролевой тем, что в ней правило адресовано самому ребёнку, а не игровому персонажу. Таким образом, правило становится средством осознания своего поведения.
Когда малыш начинает действовать по правилу, у него появляется первые признаки самоконтроля, а значит, его поведение приобретает большую степень произвольности не только в игре, но и в других, неигривых ситуациях. Перед ребенком впервые возникает вопрос: как надо вести себя? Правильно ли я поступаю? Прежде чем этот вопрос появится, он должен захотеть действовать «правильно», в соответствии с принятым и понятным правилом. В ходе игры он начинает сознательно, мотивированно выполнять добровольно принятые им правила, а значит, «правильное поведение» становится мотивом его собственных действий.
Рассмотрим, как происходит процесс освоения правил в игре.
Первоначально дети включаются в игру чисто эмоционально непосредственно. Их привлекает возможность общения со взрослым, игровой материал, они стремятся к двигательной активности.
Правило действия на этом этапе существует лишь в скрытой форме. Взрослый постоянно обращает внимание детей на то, что и когда следует делать, одобряет их правильные действия к требованиям организатора игры.
Следующий этап состоит в открытии, осознании ребенком правила. Факт осознания правила наиболее ярко проявляется в замечаниях, которые дети начинают делать друг другу в ходе игры.
Они отмечают промахи друг друга, следят за действиями других. Такой контроль формирует внутреннюю готовность к выполнению установленных действий. При этом отчётливо проявляется стремления ребёнка играть по правилам: в случае если, этого не получается (например, если он забегает за запретную черту или случайно подглядывает, когда водит), он огорчается и старается в следующий раз поступать правильно. Все это свительствует о том, что правильно приобрело для ребенка личную значимость, стало мотивом его действия. Однако соблюдения правило на этом этапе еще устойчиво. Без активного участия взрослого, его поддержки игра сразу распадается, дети «забывают» о ее правилах.
Поддержка взрослого предполагает его непосредственное участие в игре, его эмоциональную вовлеченность, контроль за соблюдением правил и одобрение их. Если дети самостоятельно играют по установленным правилам, следят за их соблюдением, это значит, что они уже овладели правилом действия и могут контролировать свое поведение независимо от взрослого. С этих пор действия по правилу больше не связывает их свободу, а является актом их свободного осознанного выбора.
Таким образом, развивающие игры содержат всё необходимое для формирования наиболее ценных качеств личности ребенка. Однако, чтобы эти качества развились в полной мере, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры как средство формирования произвольного внимания у дошкольников с ДЦП
игротека по формированию произвольного внимания у дошкольников с ДЦП...
Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.
Дидактическая игра как средство развития произвольнойобразной памяти у старших дошкольников....
Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания лич...
Дидактическая игра, как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста
Получаемая человеком информация об окружающем мире и происходящих вокруг событиях, оставляет в его сознании и подсознании, определённый след. Отражённые в таком отпечатке моменты начинают воспринимать...
Игра как средство формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста
Под произвольностью в психологии понимают сознательную саморегуляцию поведения, иными словами – умение подчинить себя...
Статья.Дидактические игры как средство формирования произвольности поведения у старших дошкольников.
В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умения действовать по инструкции, способности без посторонней помощи вза...
Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности
Дидактическая игра является эффективным средством формирование таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль. Это особенно важно в настоящее время, когда гиперактивных детей, котор...