Развивающие игры как средство формирования произвольного внимания у дошкольников с ДЦП
консультация (старшая группа) по теме
игротека по формированию произвольного внимания у дошкольников с ДЦП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukina_t.n._razvitie_proiz.vnim_-_kopiya.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие слухового внимания
Игра | Цель | Оборудование | Описание |
«Что слышно» | Развитие слухового внимания | Предметы, издающие известные детям звуки | Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. |
«Слушай звуки» | Развитие произвольного внимания | Фортепиано или аудиозапись | Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: тихий звук – становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук – становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев) |
Узнай по голосу - 1 | Развитие слухового внимания, формирование умения друг друга по голосу. | Плоток или повязка для завязывания глаз. | Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу, водящий меняется с ним местами. |
Узнай по голосу - 2 | Развитие слухового внимания | Заранее начерченный на полу большой круг, Плоток для завязывания глаз. | Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто называл его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени. |
Будь внимателен | Стимулирование внимания, развитие скорости реакции | Аудиозапись С. Прокофьева «Марш» | Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» - прыгать; «лошадки» - ударять «копытом» об пол; «раки» - пятится; «птицы» - бегать, раскинув руки; «аист» - стоять на одной ноге. |
Земля, вода, воздух, огонь | Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов. | Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» - руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается – считается проигравшим. | |
Испорченный телефон | Развитие слухового внимания | Дети сидят в ряд или по кругу. Водящий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку, какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?». Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившейся» занимает место последнего игрока. | |
Кто знает, пусть дальше считает | Развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления. | Мяч | В соответствии с командами взрослого ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10. |
Слушай хлопки | Развитие произвольного внимания. | Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу. |
Игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания
Игра | Цель | Оборудование | Описание |
Кто летает? | Формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов. | Список названий предметов. | Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого. |
По новым местам | Формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движения. | Заранее обозначенные кружки для каждого ребенка. | Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место – разбегается «по новым местам», оказывается в новом кружке.
|
Совушка – сова | Формирование внимания, воспитание выдержки | Заранее обозначенный круг – «гнездо», шапочка или маска совы. | В соответствии с командами взрослого дети должны или двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»). |
Кого назвали, того и лови | Формирование внимания, развитие скорости реакции. | Большой мяч. | Каждый ребенок, свободно передвигается по площадке и, услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого ни будь из играющих. |
Воробьи и вороны. | Формирование внимания, развитие скорости реакции. | Кубики, мячи (вдвое меньше, чем количество участников игры). | А) Играющие делятся на две команды. Каждый ребенок по указанию взрослого выполняет различные движения на месте (присесть, руки вверх, в стороны, руки прижать к груди…). В зависимости от команды взрослого – «во-ро-ны» или «во-ро-бьи» - все игроки устремляются к соответствующим предметам (кубикам, мячам). Предметы достаются внимательным и быстрым. По окончании 2 – 3 таких игр подсчитываются очки, и объявляется команда-победительница. Б) на команды дети не делятся, каждый играет сам за себя. Ребенок оставшийся без предмета, выбывает из игры. |
Море волнуется | Формирование внимания, развитие скорости реакции. | На полу заранее нарисованы круги по количеству играющих. | Следуя командам водящего, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остался без круга, становится водящим. |
Зеваки | Развитие произвольного внимания. | Бубен, аудиозапись Э. Жаль – Далькроз «Марш». | Держась за руку и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого делают четыре хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры. |
Найди игрушку | Развитие устойчивости и объема внимания. | Игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате.
| Взрослый описывает, какую ни будь игрушку, находящуюся в комнате, не называя ее. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о котором шла речь. |
Разведчики | Развитие моторно-слуховой памяти, координации движений | Стулья | В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок – «разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир», запомнив дорогу, должен провести весь отряд. |
Съедобное – несъедобное | Формирование внимания, знакомство со свойствами предметов | Мяч, мел | В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
|
Сенсорное внимание
Игра | Цель | Оборудование | |
Найти два одинаковых предмета | Развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формировать умение сравнивать, анализировать | Рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; простые карандаши. | А) Рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых, требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов. Б) Картинки (карточки) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть. В) Рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить в чем схожесть каждой пары. |
Выкладывание из палочек | Развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев | Счетные палочки, образцы узоров. | Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек. А) 1 – й уровень сложности – узоры в одну строчку Б) 2 –ой уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек В) 3 – й уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек. |
Исключи лишнее | Развитие мышления и объема внимания. | Карточки с изображением предметов, один из которых отличается от остальных. | Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор. |
Найди отличия | Развитие произвольного внимания, переключение и распределения внимания. | Карточка с изображением двух картинок, исключающих различия. | Ребенку предлагаются: А) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; Б) Карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все исключающиеся отличия. |
Выкладывание узора из мозаики | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу. | Мозаика, образец. | Ребенку предлагаются по образцу выложить из мозаики простой узор, силуэт.
|
Сделай бусы | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев. | Образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки. | Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.
|
Смешанный лес | Развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание. | Рисунок с изображением замаскированных деревьев. | Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку). |
Витрина магазина | Развитее объема внимания и наблюдательности. | Рисунок с изображением витрины магазина. | Ребенку необходимо найти (не считая) коробку с наибольшим количеством конфет и объяснить свой выбор. |
Кого испугался охотник? | Развитие объема и устойчивости внимания. | Рисунок с изображением леса, зверей и охотника. | Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник. |
Танграм | Закрепить представление о геометрических фигурах, способах видоизменениях их путем составления новых геометрических фигур из двух – трех имеющихся по образцу. | Вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур – силуэтов. | Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру – силуэт из геометрических фигур. |
Квартет | Закрепление умения собирать из частей целое, формирование внимания. | 13 открыток с разными сюжетами, каждая из которых разрезана на 4 равные части. | Все дети должны собрать из частей «ходящих» по кругу среди играющих целые открытки - «квартеты». |
Найди тень | Развитие наблюдательности. | Рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой его тени | Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней и т.д. |
Сравни, назови, сосчитай. | Развитие наблюдательности. | Рисунок – рыба в аквариуме. | Ребенку необходимо найти двух одинаковых рыбок. |
Что где лежит? | Развитие произвольного внимания. | Бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования. | На отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами). |
Строители | Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания. | Бланк с четырьмя рисунками, один из которых образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями, простой карандаш. | Ребенку предлагают лист с 4 рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок – образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу. |
Найди героев передачи | Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания. | Картинки с изображением героев детской передачи – Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш. | Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев. |
Найди дорожку | Развитие произвольного внимания | Бланк с изображением простого лабиринта, карандаш. | Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем или обратной стороной карандаша. |
Найди двух одинаковых животных | Развитие произвольного внимания. | Рисунок с изображением животных. | Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных. |
Воспроизведение геометрических фигур | Развитие произвольного внимания, памяти, мышления. | Карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца. | Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе. |
Кто внимательнее? | Развитие объема внимания, наблюдательности. | Картинки с изображением разного количества звезд. | Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов. |
Лото | Развитие произвольного внимания. | 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов. | Карты раздаются на всех участников. Ведущий вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенных на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ей соответствующую кисточку карты. Выигрывает тот, кто первый закроет все кисточки своей карты. |
Построй дорожку | Развитие устойчивости внимания: способности обобщать объекты по признаку формы, величины; закрепление представления о геометрических формах. | Таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам фишки. | Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры. |
Назови предмет | Развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание. | Рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей). | Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности. |
Быстрее нарисуй | Развитие умения переключать внимание. | Простой карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов. | Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов. |
Домино | Развитие произвольного внимания, мышления. | Детская игра «Домино», 28 фишек, каждая из которых разделена на две половинки. На каждой половинке изображены знакомые детям предметы (овощи, фрукты и т.д.) | Каждому игроку раздается по 5 – 7 фишек картинками вниз. Оставшиеся фишки, перевернутые картинками вниз, остаются в стороне не «базаре». Количеством дублей – одинаковых картинок на двух половинках одной фишки – у каждого игрока определяется определенность в игре (у кого дублей больше, тот играет первым). Первый ход – с любого дубля и продолжается игра в порядке очереди игроков приставлением фишек – вначале к дублю, а затем по цепочке фишек к фишкам и дублей к фишкам соответствующими картинками друг к другу. Игрок, у которого на этот момент нет соответствующей картинки у фишки, идет на «базар» и берет фишки до тех пор, пока на одной из них не окажется нужная картинка. Победителем игры становится игрок, первым окончившим выкладывать свои фишки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры - как средство формирование познавательной активности старшего дошкольника.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ТЕСНО ВПЛЕТЕНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....
«Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста....
Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания (2017)
Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания...
Консультация "Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольников "
В дошкольном возрасте очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (устойчивость, переключаемость, объем, концентрация, распредел...
Статья.Дидактические игры как средство формирования произвольности поведения у старших дошкольников.
В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умения действовать по инструкции, способности без посторонней помощи вза...
Самообразование на тему "Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, к...