Развивающие игры как средство формирования произвольного внимания у дошкольников с ДЦП
консультация (старшая группа) по теме

игротека по формированию произвольного внимания у дошкольников с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukina_t.n._razvitie_proiz.vnim_-_kopiya.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие слухового внимания

Игра

Цель

Оборудование

Описание

«Что слышно»

Развитие слухового внимания

Предметы, издающие известные детям звуки

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали.

«Слушай звуки»

Развитие произвольного внимания

Фортепиано или аудиозапись

Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: тихий звук – становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук – становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев)

Узнай по голосу - 1

Развитие слухового внимания, формирование умения друг друга по голосу.

Плоток или повязка для завязывания глаз.

Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу, водящий меняется с ним местами.

Узнай по голосу - 2

Развитие слухового внимания

Заранее начерченный на полу большой круг, Плоток для завязывания глаз.

Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто называл его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени.

Будь внимателен

Стимулирование внимания, развитие скорости реакции

Аудиозапись

С. Прокофьева «Марш»

Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» - прыгать; «лошадки» - ударять «копытом» об пол; «раки» - пятится; «птицы» - бегать, раскинув руки; «аист» - стоять на одной ноге.  

Земля, вода, воздух, огонь

Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» - руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается – считается проигравшим.

Испорченный телефон

Развитие слухового внимания

  Дети сидят в ряд или по кругу. Водящий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку, какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?». Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившейся» занимает место последнего игрока.

Кто знает, пусть дальше считает

Развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.

Мяч

В соответствии с командами взрослого ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.      

Слушай хлопки

Развитие произвольного внимания.

Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.

Игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания

Игра

Цель

Оборудование

Описание

Кто летает?

Формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Список названий предметов.

Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

По новым местам

Формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движения.

Заранее обозначенные кружки для каждого ребенка.

Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место – разбегается «по новым местам», оказывается в новом кружке.

 

Совушка – сова

Формирование внимания, воспитание выдержки

Заранее обозначенный круг – «гнездо», шапочка или маска совы.

В соответствии с командами взрослого дети должны или двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).  

Кого назвали, того и лови

Формирование внимания, развитие скорости реакции.

Большой мяч.

Каждый ребенок, свободно передвигается по площадке и, услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого ни будь из играющих.

Воробьи и вороны.

Формирование внимания, развитие скорости реакции.

Кубики, мячи (вдвое меньше, чем количество участников игры).

А) Играющие делятся на две команды. Каждый ребенок по указанию взрослого выполняет различные движения на месте (присесть, руки вверх, в стороны, руки прижать к груди…). В зависимости от команды взрослого – «во-ро-ны» или «во-ро-бьи» - все игроки устремляются к соответствующим предметам (кубикам, мячам). Предметы достаются внимательным и быстрым. По окончании 2 – 3 таких игр подсчитываются очки, и объявляется команда-победительница.

Б) на команды дети не делятся, каждый играет сам за себя. Ребенок оставшийся без предмета, выбывает из игры.

Море волнуется

Формирование внимания, развитие скорости реакции.

На полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.

Следуя командам водящего, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остался без круга, становится водящим.

Зеваки

Развитие произвольного внимания.

Бубен, аудиозапись Э. Жаль – Далькроз «Марш».

Держась за руку и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого делают четыре хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.

Найди игрушку

Развитие устойчивости и объема внимания.

Игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате.

 

Взрослый описывает, какую ни будь игрушку, находящуюся в комнате, не называя ее. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о котором шла речь.

Разведчики

Развитие моторно-слуховой памяти, координации движений

Стулья

В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок – «разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир», запомнив дорогу, должен провести весь отряд.

Съедобное – несъедобное

Формирование внимания, знакомство со свойствами предметов

Мяч, мел

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

 

Сенсорное внимание

Игра

Цель

Оборудование

Найти два одинаковых предмета

Развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формировать умение сравнивать, анализировать

Рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; простые карандаши.

А) Рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых, требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов.

Б) Картинки (карточки) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть.

В) Рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить в чем схожесть каждой пары.

Выкладывание из палочек

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев

Счетные палочки, образцы узоров.

Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

А) 1 – й уровень сложности – узоры в одну строчку

Б) 2 –ой уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек

В) 3 – й уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек.

Исключи лишнее

Развитие мышления и объема внимания.

Карточки с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.

Найди отличия

Развитие произвольного внимания, переключение и распределения внимания.

Карточка с изображением двух картинок, исключающих различия.

Ребенку предлагаются:

А) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

Б) Карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все исключающиеся отличия.  

Выкладывание узора из мозаики

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Мозаика, образец.

Ребенку предлагаются по образцу выложить из мозаики простой узор, силуэт.  

 

Сделай бусы

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки.

Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.

   

Смешанный лес

Развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

Витрина магазина

Развитее объема внимания и наблюдательности.

Рисунок с изображением витрины магазина.

Ребенку необходимо найти (не считая) коробку с наибольшим количеством конфет и объяснить свой выбор.

Кого испугался охотник?

Развитие объема и устойчивости внимания.

Рисунок с изображением леса, зверей и охотника.  

Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.

Танграм

Закрепить представление о геометрических фигурах, способах видоизменениях их путем составления новых геометрических фигур из двух – трех имеющихся по образцу.

Вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур – силуэтов.  

Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру – силуэт из геометрических фигур.

Квартет

Закрепление умения собирать из частей целое, формирование внимания.

13 открыток с разными сюжетами, каждая из которых разрезана на 4 равные части.

Все дети должны собрать из частей «ходящих» по кругу среди играющих целые открытки - «квартеты».

Найди тень

Развитие наблюдательности.

Рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой его тени

Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней и т.д.

Сравни, назови, сосчитай.

Развитие наблюдательности.

Рисунок – рыба в аквариуме.

Ребенку необходимо найти двух одинаковых рыбок.

Что где лежит?

Развитие произвольного внимания.

Бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.

На отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).

Строители

Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Бланк с четырьмя рисунками, один из которых образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями, простой карандаш.

Ребенку предлагают лист с 4 рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок – образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.  

Найди героев передачи

Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.

Картинки с изображением героев детской передачи – Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.

Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

Найди дорожку

Развитие произвольного внимания

Бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем или обратной стороной карандаша.

Найди двух одинаковых животных

Развитие произвольного внимания.

Рисунок с изображением животных.

Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.

Воспроизведение геометрических фигур

Развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца.

Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Кто внимательнее?

Развитие объема внимания, наблюдательности.

Картинки с изображением разного количества звезд.

Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов.

Лото

Развитие произвольного внимания.

48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.

Карты раздаются на всех участников. Ведущий вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенных на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ей соответствующую кисточку карты. Выигрывает тот, кто первый закроет все кисточки своей карты.

Построй дорожку

Развитие устойчивости внимания: способности обобщать объекты по признаку формы, величины; закрепление представления о геометрических формах.

Таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам фишки.

Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Назови предмет

Развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание.

Рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей).

Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.

Быстрее нарисуй

Развитие умения переключать внимание.

Простой карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.

Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов.

Домино

Развитие произвольного внимания, мышления.

Детская игра «Домино», 28 фишек, каждая из которых разделена на две половинки. На каждой половинке изображены знакомые детям предметы (овощи, фрукты и т.д.)

Каждому игроку раздается по 5 – 7 фишек картинками вниз. Оставшиеся фишки, перевернутые картинками вниз, остаются в стороне не «базаре». Количеством дублей – одинаковых картинок на двух половинках одной фишки – у каждого игрока определяется определенность в игре (у кого дублей больше, тот играет первым). Первый ход – с  любого дубля и продолжается игра в порядке очереди игроков приставлением фишек – вначале  к дублю, а затем по цепочке фишек к фишкам и дублей к фишкам соответствующими картинками друг к другу. Игрок, у которого на этот момент нет соответствующей картинки у фишки, идет на «базар» и берет фишки до тех пор, пока на одной из них не окажется нужная картинка. Победителем игры становится  игрок, первым окончившим выкладывать свои фишки.        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры - как средство формирование познавательной активности старшего дошкольника.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ТЕСНО ВПЛЕТЕНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....

«Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста....

Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания (2017)

Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания...

Консультация "Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольников "

В дошкольном возрасте очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (устойчивость, переключаемость, объем, концентрация, распредел...

Статья.Дидактические игры как средство формирования произвольности поведения у старших дошкольников.

В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умения действовать по инструкции, способности без посторонней помощи вза...

Самообразование на тему "Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, к...