Конспект НОД по речевому развитию (старшая группа): составление описательного рассказа по теме: «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Закреплять умение составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;

Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим).

Формировать умение правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением.

Подбирать слова-антонимы, образовывать существительные в форме множественного числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_nasekomye.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ У ЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №57» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

443015, г. Самара, ул. Академика Тихомирова, 4.  E-mail: doo_sch57@samara.edu.ru

Тел. 8(846) 311-05-07

Конспект НОД по речевому развитию (старшая группа): составление описательного рассказа по теме: «Насекомые»

Автор

Яковлева Гуля Керимовна

Воспитатель

МБОУ Школа №57

г.о. Самара (дошкольные группы)

Самара, 2023г.

Цель: научить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план-схему.

Задачи:

Обучающие задачи: 

Закреплять умение составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;

Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим).

Формировать умение правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением.

Подбирать слова-антонимы, образовывать существительные в форме множественного числа.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь, познавательную активность.

Формировать образную речь, сопровождать слова движениями.

Вызывать желание участвовать в общем разговоре.

Развивать умение соотносить знаковые символы с образами.

Продолжать развивать память, внимание, наглядно – образное мышление.                                                                                                                                  

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.                            

Методические приёмы:

Организационный момент.

Игровой: физминутка, использование сюрпризного момента.

Наглядный: использование мнемотаблицы.

Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы

Материал и оборудование: Коробочка с фишками, мнемотаблица «Расскажи о насекомом», картинки с изображением насекомых, компьютер.

Предварительная работа: Подготовить демонстрационный материал, беседы на тему «Кто такие насекомые», образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые».

Словарная работа: чешуйки, пархает, стрекочет,

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

-А сейчас предлагаю пройти на ковер.

-Ребята, возьмите по одной карточке. Кто изображен на карточке у Маши П., у Агаты….?

Как назовем их одним словом? (Насекомые)

Сегодня мы с вами поговорим о насекомых.

-Но сначала давайте подготовим язычок к работе и проговорим про насекомых чистоговорку. Сначала проговариваю я, потом повторяете вы.

Чистоговорка:

Вей, вей-это муравей

Овка-овка-божья коровка

Чок-чок-вот и паучок

За-за-за-прилетела стрекоза

Очка-очка-это бабочка

Чик-чик-зеленый кузнечик

Са-Са-Са- прилетела к нам оса.

-Молодцы, все постарались.

-Обратите внимание, у вас карточки разного цветов, пройдите пожалуйста к столам по цвету ваших карточек. У кого желтые к столу с желтым конвертом, у кого красные- с красным конвертом….

-Послушайте внимательно задание!

У каждой команды в конверте спрятана картинка, которую нужно собрать всем вместе.

-Назовите кто у вас? (муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка).

-Давайте вспомним, что означают данные карточки в мнемотаблице.

-Я вам даю одну минуточку на то, чтоб вы тихонечко смогли подготовить рассказ об этом насекомом, а подсказкой вам будет служить мнемотаблица.

-А вы знаете, у кузнечика ушки находятся на передних лапках. Кузнечики поют, водя задними лапками по крыльям, на лапке у кузнечика есть ряд зубчиков, выполняющих роль смычка, как у скрипки, которыми кузнечик водит по твердым жилкам на крыльях, извлекая звуки.

-Муравей может поднять груз в 50 раз тяжелее себя. Муравьи очень полезны в природе (перерывают почву улучшая ее состав, распространяют семена растений, уничтожают вредных насекомых, поэтому их называют «санитары леса»).

-Крылья у бабочки покрыты специальными чешуйками, которые легко стираются при прикосновении пальца. Бабочки с такими повреждениями не смогут летать и погибнут.

- Божья коровка приносит большую пользу: она уничтожает множество вредителей растений – тлей. Божья коровка при первой же опасности выделяет желтую неприятно пахучую жидкость - даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный. Так она защищается.

Физминутка "Стрекоза".

Утром стрекоза проснулась,

(потерли кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,

(потерли ладонями щеки)

Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела,

помахали руками вверх-вниз)

У реки остановилась,

(легкий бег на месте)

Над водою закружилась.

Ирга «Четвертый лишний» (презентация)

Встаньте полукругом, лицом к телевизору. Посмотрите на экран и скажите кто лишний и почему? Напоминаю, отвечаем полными ответами.

Игра «Угадай кто?»

-А сейчас давайте посмотрим, кто самый внимательный. Я буду бросать мяч, и называть действия, а вы попробуйте угадать про какое насекомое говорю.

Стрекочек-кузнечик

Бегает- муравей

Ползает –гусеница

Звенит-комар

Собирает нектар-пчела

Жужжит –жук

Пархает –бабочка

Игра «Назови ласково»

Стрекоза-стрекозочка

Пчела-пчелочка

Комар-комарик

Гусеница-гусеничка

Муравей-муравьишка.

Игра «Скажи наоборот» (бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч  обратно – всё это производится одновременно со словесным        подбором слов-антонимов):

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Рефлексия:

-Вы хорошо сегодня потрудились.

-Скажите, а какое задание для вас было самым интересным?

-Что нового вы узнали?

В заключении я хочу вам прочитать стихотворение:

Мир насекомых так богат:

Летают, ползают, жужжат,

Окраской, формой, удивляют,

Собой природу украшают.

Поднять они нам могут настроение

И часто вызывают восхищение.

Баланс в природе нужно сохранять:

Давайте их беречь и охранять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

План – конспект непосредственно образователь-ной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. «Составление описательного рассказа по теме «Весна идёт, весне дорогу!»

Тема    «Составление описательного рассказа «Весна идёт, весне дорогу» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательн...

Конспект ОД в старшей группе. Составление описательного рассказа по теме «Одежда».

Цель: Развивать связную речь детей. Формировать обобщающего понятия «Одежда». Закреплять цветовую гамму. Умение отгадывать загадки. Учить составлять описательный рассказ по схеме. Расширят...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Цель: формировать у детей умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;Задачи: Развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей...

Конспект НОД по речевому развитию: составление описательного рассказа по теме: «Насекомые»

Конспект НОД по речевому развитию: составление описательного рассказа по теме: «Насекомые»Задачи:Образовательные:• упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме ...

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Составление описательного рассказа-загадки по теме "Фрукты-овощи"

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группеСоставление описательного рассказа-загадки по теме "Фрукты-овощи"Цель: способствовать развитию связной речи у дошкольников....