Конспект занятия "Путешествие по сказочным городам страны Красивой речи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зацепина Светлана Александровна

Разные дидактические игры по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие по сказочным городам страны Красивой речи»

  в подготовительной группе детского сада.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.  Закрепить знания о пользе, которую приносит каждое животное; развивать навыки диалогической речи.

Задачи:
Образовательные:
1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
2.Закрепить и обобщить знание детей об антонимах, синонимах.

Развивающие:
1. Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
2. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма
2. Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
3. Создавать положительный эмоциональный фон.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, загадывание загадок, педагогическая оценка, поощрения, рассказ воспитателя, объяснение детей.
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций, выполнение заданий.

Практические: дидактические игры.
Словарная работа: фантазия.

 Материалы и оборудование: игрушка Божьей коровки, картинка плывущего корабля, изображение города Красивой Речи, картинки с изображением сказочных городов, картинки пастуха, охотника, диких и домашних животных, леса, небольшой мяч, фонограмма шума воды во время гребли в море, фонограмма песни «Про всех на свете».

 Ход занятия:

1. Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель: Ребята мы сегодня не одни!

Гости в группу к нам пришли

Чтобы вежливыми быть

Нужно здравствуй говорить.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А еще к нам сегодня прилетела необычная гостья . Узнали её? Кто это? (Божья коровка) А кто она? (Она насекомое.) Что с насекомыми происходит весной? (Насекомые просыпаются от зимней спячки.) На улице еще холодно. И божьей коровке захотелось у нас погостить и узнать что-то новое и интересное. Давайте не разочаруем нашу гостью.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие.
Я вам предлагаю отправиться в страну Красивой речи.
Воспитатель: Эта страна необычная и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем,  то, чего нет на самом деле).
— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Все вместе:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: И так, отправляемся в страну Красивой речи. А поплывем мы с вами на корабле.

Вот он какой, посмотрите на доску.
- Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы плывем
Звучит музыка и шум волн.
Воспитатель:
 Открывайте глаза, нас встречает первый город страны Красивой речи.
В стране Красивой речи нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и ясно проговаривать все звуки скороговорок.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно .
Воспитатель: Отправляемся дальше. Нас встречает город Добрых Слов.
Дидактическая игра: «Скажи ласково».
Воспитатель:
 В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?
Дети при помощи воспитателя образовывают слова
Дочь — доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек.
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Воспитатель подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

Давайте подумаем, как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мама. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя.

Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка).

Воспитатель: Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Назови ласково».

Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д.

Воспитатель: А сейчас мы попали в город под названием «Подбери Словечко» и мы должны выполнить следующее задание.
Дидактическая игра: «Назови одним словом»
-Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.
-Диван, стул, стол, кровать, шкаф.
- Помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.
-Набережная, Строителей, Карла Маркса, Газовиков

- Повар, шофер, плотник, продавец, врач.
-1, 2, 4, 5, 7, 8, 0.

Д / и «Скажите наоборот»

Поможет мне Божья коровка. Перед кем она сядет, тот и будет отвечать.

Молодой-старый;

Быстрый-медленный;

Начало-конец;

Мокрый-сухой;

Широкий-узкий;

Чистый-грязный;

Тихо-громко;

Пустой-полный;

Небо-земля;

День – ночь;

Добрый – злой;

Вперёд – назад;

Вежливый – грубый;

Трудолюбивый – ленивый;

Аккуратный – неряшливый.

Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит детей.

Воспитатель: Какие мы называли слова? (Слова антонимы, противоположные по смыслу, значению.)

Про что можно сказать длинная ? ((Дорога, река, веревка, нитка, лента)

 Про что можно сказать высокий? (Человек, дом, шкаф)

 Про что можно сказать гладкое?  (Стекло, зеркало, яблоко.) 

Воспитатель: Давайте вспомним с вами слова, которые называются синонимами, то есть близкими по смыслу.

  1. Дети подбирают синонимы к словам «враг»: недруг, неприятель, противник, злоумышленник, недоброжелатель, ненавистник, обидчик,
  2. «Трудиться»: заниматься, работать, стараться, упражняться, усердствовать.
  3. "Лентяй": бездельник, белоручка, ленивый, лодырь.

Воспитатель: Следующий на пути город и лес, где живут разные животные.

Ребята, в городе живут какие животные? (Домашние).  Назовите их. Домашние животные это:...

Воспитатель: Ребята, а что такое лес? (Показать картинку леса)

Лес – это место , где растет много разнообразных деревьев, какие, назовите их? (ель, сосна, осина, клен, береза, дуб).
-Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их? (Полный ответ).

(В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса.)
-Птицы живут? Каких вы знаете птиц?  (Дятел, сорока, сова, кукушка.)
-Что еще растет в лесу? (Ягоды, грибы, кустарники).
Воспитатель: (встают). Молодцы!
А на полянке этого леса мы отдохнем.
Физ. минутка «Лес».

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут покажем – крылья сложили назад.

Следующий город – город животных.

Физ. Минутка «Грибы»

Утром дети в лес пошли,

Там в лесу грибы нашли.

Наклонялись – собирали.

По дороге растеряли.

Дидактическая игра «Человек и животные»

Воспитатель  (раздает детям картинки с изображением домашних животных). Послушайте сказку. Это было давно. Жил человек один. Однажды к нему пришли животные и сказали:  

-Корми нас, а мы будем выполнять разную работу.

-Кто вы? Что умеете делать? –спросил человек…

(Показывает на любого ребенка, который должен назвать животное и рассказать, что оно делает.)

Ребенок. Это лошадь. Она умеет возить грузы. Лошадь катает детей. И т. д.

Дидактическая игра «Назови семью».

Он — кот, она — кошка, детеныш(и) — котенок (котята).

Он — конь, она — лошадь, детеныш(и) — жеребенок, (жеребята).

Дидактическая игра «Охотник и пастух»

На доску слева помещается картинка с изображением охотника, справа –пастуха. Внизу под этими картинками помещаются изображения домашних и диких животных.

Воспитатель: Кто изображен на картинках вверху.

Дети: Охотник, пастух.

Воспитатель: Что делает пастух?

Дети: Пастух пасет домашних животных. (Отбирают картинки с изображением домашних животных и помещают под изображением пастуха.)

Воспитатель: Пастух пасет кого?

Дети: Коров, овец, лошадей и т. д.

Воспитатель: Что делает охотник?

Дети: Охотится на диких животных. (Отбирают карточки с изображением диких животных и помещают их под изображением охотника.)

Воспитатель: Охотник охотится на кого?

Дети: На зайцев, лис, волков и т. д.

Воспитатель: Расскажите, чем отличаются домашние животные от диких?

Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

(Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает),

Сторожит, грызет, лает? — ....

Хрюкает, роет? — ....

Ржет, бегает, скачет? — ....

Мяукает, лакает, царапается? — ....

Мычит, жует, ходит? — ....

(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Воспитатель: Ребята! Послушайте стихотворение Ирины  Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Ночью темень. Ночью тишь. 
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе, 
След собачий - к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу, 
Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде, 
Нет следов твоих нигде. 
Только темень, только тишь. 
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Воспитатель: Ребята, про чей след говорится в стихотворении? (Про лисий след, про собачий след, про белкин след, про мышкин след.)

 Игра «Чей след?» 

Воспитатель показывает картинки, дети говорят ответ:

Корова - коровий

Заяц – заячий

Овца – овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка – кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Ёж – ежиный

Белка – беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Воспитатель: Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?

Игра «Кто где живёт?»: Муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне, корова – в коровнике, свинья – в свинарнике, собака – в конуре.

Как интересно путешествовать! Посмотрите, в городе сюрпризов нас поджидает письмо. Посмотрим, что в нем? Это письмо с загадками. Почитаем, что здесь написано.
Игра «Хитрые загадки» (Педагог говорит: «Скажите: согласны ли вы с этими отгадками?)

  1. В чаще голову задрав,

Воет с голоду… жираф. (Волк)

  1. Кто в малине знает толк?

Косолапый бурый …волк. (Медведь)

  1. Дочерей и сыновей

     Учит хрюкать …муравей. (Свинья)

  1. Кто любит по веткам носиться?

     Конечно, рыжая …лисица. (Белка)

  1. Быстрее всех от страха

Несется …черепаха. (Заяц)

  1. По горной круче проходил

Обросший шерстью …крокодил. (Баран)

  1. В тёплой лужице своей

 Громко квакал…Бармалей. (Лягушонок)

  1. С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает …корова. (Обезьяна)

Воспитатель создает проблемную ситуацию: «Что было бы, если бы на Земле исчезли все животные».  Обобщая ответы детей, воспитатель говорит о нужности в природе всех животных.

Песня «Про всех на свете»

-А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы плывем на корабле.
-Вот и прибыли мы в детский сад.
Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране?
А что больше всего понравилось? Что было особенно трудно?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Надеюсь Божьей коровке тоже у нас понравилось и она прилетит к нам ещё не раз. Занятие закончено, Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-развлечения "Путешествие в страну Красивой речи"

Итоговое мероприятие для детей старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Конспект открытого занятия " Путешествие в страну красивой речи"

Цель:обогощать и активировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....

Конспект открытого занятия " Путешествие в страну красивой речи" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель:обогащать и активировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности тема: «Путешествие в сказочную страну «Красивой речи» с использованием ТРИЗ технологий

laquo;Путешествие в сказочную страну «Красивой речи»»Цели: Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как де...

Конспект открытого индивидуального занятия «В стране красивой речи»

Цель: автоматизация звука "Л" в процессе развития лексико-грамматических категорий....