Конспект занятия "Путешествие по сказочным городам страны Красивой речи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Разные дидактические игры по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_skazochnym_gorodam_strany_krasivoy_rechi.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Путешествие по сказочным городам страны Красивой речи»
в подготовительной группе детского сада.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением. Закрепить знания о пользе, которую приносит каждое животное; развивать навыки диалогической речи.
Задачи:
Образовательные:
1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
2.Закрепить и обобщить знание детей об антонимах, синонимах.
Развивающие:
1. Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
2. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма
2. Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
3. Создавать положительный эмоциональный фон.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, загадывание загадок, педагогическая оценка, поощрения, рассказ воспитателя, объяснение детей.
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций, выполнение заданий.
Практические: дидактические игры.
Словарная работа: фантазия.
Материалы и оборудование: игрушка Божьей коровки, картинка плывущего корабля, изображение города Красивой Речи, картинки с изображением сказочных городов, картинки пастуха, охотника, диких и домашних животных, леса, небольшой мяч, фонограмма шума воды во время гребли в море, фонограмма песни «Про всех на свете».
Ход занятия:
1. Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: Ребята мы сегодня не одни!
Гости в группу к нам пришли
Чтобы вежливыми быть
Нужно здравствуй говорить.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А еще к нам сегодня прилетела необычная гостья . Узнали её? Кто это? (Божья коровка) А кто она? (Она насекомое.) Что с насекомыми происходит весной? (Насекомые просыпаются от зимней спячки.) На улице еще холодно. И божьей коровке захотелось у нас погостить и узнать что-то новое и интересное. Давайте не разочаруем нашу гостью.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие.
Я вам предлагаю отправиться в страну Красивой речи.
Воспитатель: Эта страна необычная и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем, то, чего нет на самом деле).
— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Все вместе:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: И так, отправляемся в страну Красивой речи. А поплывем мы с вами на корабле.
Вот он какой, посмотрите на доску.
- Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы плывем
Звучит музыка и шум волн.
Воспитатель: Открывайте глаза, нас встречает первый город страны Красивой речи.
В стране Красивой речи нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и ясно проговаривать все звуки скороговорок.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно .
Воспитатель: Отправляемся дальше. Нас встречает город Добрых Слов.
Дидактическая игра: «Скажи ласково».
Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?
Дети при помощи воспитателя образовывают слова
Дочь — доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек.
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Воспитатель подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
Давайте подумаем, как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мама. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя.
Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка).
Воспитатель: Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Назови ласково».
Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д.
Воспитатель: А сейчас мы попали в город под названием «Подбери Словечко» и мы должны выполнить следующее задание.
Дидактическая игра: «Назови одним словом»
-Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.
-Диван, стул, стол, кровать, шкаф.
- Помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.
-Набережная, Строителей, Карла Маркса, Газовиков
- Повар, шофер, плотник, продавец, врач.
-1, 2, 4, 5, 7, 8, 0.
Д / и «Скажите наоборот»
Поможет мне Божья коровка. Перед кем она сядет, тот и будет отвечать.
Молодой-старый;
Быстрый-медленный;
Начало-конец;
Мокрый-сухой;
Широкий-узкий;
Чистый-грязный;
Тихо-громко;
Пустой-полный;
Небо-земля;
День – ночь;
Добрый – злой;
Вперёд – назад;
Вежливый – грубый;
Трудолюбивый – ленивый;
Аккуратный – неряшливый.
Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит детей.
Воспитатель: Какие мы называли слова? (Слова антонимы, противоположные по смыслу, значению.)
Про что можно сказать длинная ? ((Дорога, река, веревка, нитка, лента)
Про что можно сказать высокий? (Человек, дом, шкаф)
Про что можно сказать гладкое? (Стекло, зеркало, яблоко.)
Воспитатель: Давайте вспомним с вами слова, которые называются синонимами, то есть близкими по смыслу.
- Дети подбирают синонимы к словам «враг»: недруг, неприятель, противник, злоумышленник, недоброжелатель, ненавистник, обидчик,
- «Трудиться»: заниматься, работать, стараться, упражняться, усердствовать.
- "Лентяй": бездельник, белоручка, ленивый, лодырь.
Воспитатель: Следующий на пути город и лес, где живут разные животные.
Ребята, в городе живут какие животные? (Домашние). Назовите их. Домашние животные это:...
Воспитатель: Ребята, а что такое лес? (Показать картинку леса)
Лес – это место , где растет много разнообразных деревьев, какие, назовите их? (ель, сосна, осина, клен, береза, дуб).
-Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их? (Полный ответ).
(В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса.)
-Птицы живут? Каких вы знаете птиц? (Дятел, сорока, сова, кукушка.)
-Что еще растет в лесу? (Ягоды, грибы, кустарники).
Воспитатель: (встают). Молодцы!
А на полянке этого леса мы отдохнем.
Физ. минутка «Лес».
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут покажем – крылья сложили назад.
Следующий город – город животных.
Физ. Минутка «Грибы»
Утром дети в лес пошли,
Там в лесу грибы нашли.
Наклонялись – собирали.
По дороге растеряли.
Дидактическая игра «Человек и животные»
Воспитатель (раздает детям картинки с изображением домашних животных). Послушайте сказку. Это было давно. Жил человек один. Однажды к нему пришли животные и сказали:
-Корми нас, а мы будем выполнять разную работу.
-Кто вы? Что умеете делать? –спросил человек…
(Показывает на любого ребенка, который должен назвать животное и рассказать, что оно делает.)
Ребенок. Это лошадь. Она умеет возить грузы. Лошадь катает детей. И т. д.
Дидактическая игра «Назови семью».
Он — кот, она — кошка, детеныш(и) — котенок (котята).
Он — конь, она — лошадь, детеныш(и) — жеребенок, (жеребята).
Дидактическая игра «Охотник и пастух»
На доску слева помещается картинка с изображением охотника, справа –пастуха. Внизу под этими картинками помещаются изображения домашних и диких животных.
Воспитатель: Кто изображен на картинках вверху.
Дети: Охотник, пастух.
Воспитатель: Что делает пастух?
Дети: Пастух пасет домашних животных. (Отбирают картинки с изображением домашних животных и помещают под изображением пастуха.)
Воспитатель: Пастух пасет кого?
Дети: Коров, овец, лошадей и т. д.
Воспитатель: Что делает охотник?
Дети: Охотится на диких животных. (Отбирают карточки с изображением диких животных и помещают их под изображением охотника.)
Воспитатель: Охотник охотится на кого?
Дети: На зайцев, лис, волков и т. д.
Воспитатель: Расскажите, чем отличаются домашние животные от диких?
Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»
(Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает),
Сторожит, грызет, лает? — ....
Хрюкает, роет? — ....
Ржет, бегает, скачет? — ....
Мяукает, лакает, царапается? — ....
Мычит, жует, ходит? — ....
(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)
Воспитатель: Ребята! Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Воспитатель: Ребята, про чей след говорится в стихотворении? (Про лисий след, про собачий след, про белкин след, про мышкин след.)
Игра «Чей след?»
Воспитатель показывает картинки, дети говорят ответ:
Корова - коровий
Заяц – заячий
Овца – овечий
Лошадь – лошадиный
Кошка – кошачий
Коза – козий
Поросенок – поросячий
Ёж – ежиный
Белка – беличий
Волк – волчий
Лиса – лисий
Воспитатель: Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?
Игра «Кто где живёт?»: Муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне, корова – в коровнике, свинья – в свинарнике, собака – в конуре.
Как интересно путешествовать! Посмотрите, в городе сюрпризов нас поджидает письмо. Посмотрим, что в нем? Это письмо с загадками. Почитаем, что здесь написано.
Игра «Хитрые загадки» (Педагог говорит: «Скажите: согласны ли вы с этими отгадками?)
- В чаще голову задрав,
Воет с голоду… жираф. (Волк)
- Кто в малине знает толк?
Косолапый бурый …волк. (Медведь)
- Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. (Свинья)
- Кто любит по веткам носиться?
Конечно, рыжая …лисица. (Белка)
- Быстрее всех от страха
Несется …черепаха. (Заяц)
- По горной круче проходил
Обросший шерстью …крокодил. (Баран)
- В тёплой лужице своей
Громко квакал…Бармалей. (Лягушонок)
- С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает …корова. (Обезьяна)
Воспитатель создает проблемную ситуацию: «Что было бы, если бы на Земле исчезли все животные». Обобщая ответы детей, воспитатель говорит о нужности в природе всех животных.
Песня «Про всех на свете»
-А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы плывем на корабле.
-Вот и прибыли мы в детский сад.
Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране?
А что больше всего понравилось? Что было особенно трудно? Дети: (ответы).
Воспитатель: Надеюсь Божьей коровке тоже у нас понравилось и она прилетит к нам ещё не раз. Занятие закончено, Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия-развлечения "Путешествие в страну Красивой речи"
Итоговое мероприятие для детей старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи...
«Путешествие в сказочную страну «Красивой речи»
НОД Речевое развитие...
Конспект открытого занятия " Путешествие в страну красивой речи"
Цель:обогощать и активировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....
Конспект открытого занятия " Путешествие в страну красивой речи" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель:обогащать и активировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....
КОНСПЕКТ образовательной деятельности тема: «Путешествие в сказочную страну «Красивой речи» с использованием ТРИЗ технологий
laquo;Путешествие в сказочную страну «Красивой речи»»Цели: Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как де...
Конспект открытого индивидуального занятия «В стране красивой речи»
Цель: автоматизация звука "Л" в процессе развития лексико-грамматических категорий....
Конспект ОД. На тему " В стране красивой речи".
Конспект ОД. На тему " В стране красивой речи"....