«Путешествие в сказочную страну «Красивой речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Чебурашка» п. Алябьевский.
НОД Речевое развитие
«Путешествие в сказочную страну «Красивой речи»
Старшая группа.
Воспитатель: Н. А. Охлопкова
2018 год
Программное содержание: Учить детей придумывать свои концовки к сказке. Развивать умение, составлять рассказ с помощью схемы «Синквейн». Упражнять в подборе слов с противоположным значением, умении продолжать начатое предложение, объяснять смысл поговорок. Закрепить умение называть ласкательные слова и делить слова на слоги с помощью хлопков, называть слова сходные по значению. Воспитывать желание, приходить на помощь, употреблять в речи вежливые слова.
Словарная работа: жадность, скупость.
Индивидуальная работа: помощь в составлении рассказа. Проговаривание пословиц с
Мухамадсаидом Р., Катей К.
Методы: Наглядный, словесный, игровой.
Приёмы: Приглашение в путешествие, вопросы, дидактические, словесные игры, составление «Синквейна», придумывание концовки к сказке.
Предварительная работа: Заучивание поговорок, чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка».
Работа в уголках: учебный – иллюстрация из сказки (презентация) 9 мин, речевой – схема «Синквейн».
Материал: доска, сердечко, солнышко, лучики с заданиями, цветы, иллюстрация из сказки «Два жадных медвежонка», письмо, схема «Синквейн», стрелочки.
Ход организованной деятельности:
Дети заходят в группу и становятся полукругом.
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: — Доброе утро!»
Пожелаем нашим гостям доброго утра.
— Улыбнитесь друг другу. И тоже пожелайте доброго утра!
Знают взрослые и дети,
Много слов на белом свете!
А с волшебными словами
Мы идём по свету с вами!
- Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в сказочную страну «Красивой речи».
- Как вы думаете, что это за страна «Красивой речи»? (Там жители говорят красивые добрые слова, говорят правильно, они воспитанные, культурные).
- Чтобы попасть в эту страну, нам нужно будет выполнить задание: Назвать как можно больше вежливых слов. Всем известно, что вежливые слова говорят от чистого сердца. Сейчас мы по кругу будем передавать сердечко и каждый из вас, скажет вежливое слово.
(здравствуйте, спасибо, извините и др.)
- Хорошо, вы много знаете вежливых слов. Можно отправляться в путь.
- Ой, ребята, а здесь письмо, давайте его прочитаем: «Дорогие ребята, злые волшебники заколдовали наше солнышко, а лучики разбросали. Помогите нам, пожалуйста! Вам надо лучики собрать, а чтобы их расколдовать выполнить задания».
- Поможем жителям сказочной страны? Тогда в путь! Помогут нам отыскать солнечные лучики - стрелочки -указатели.
Дети и воспитатель по одному находят лучики и выполняют задания и продвигаются вперёд.
А вот и первый лучик.
1 задание: «Назови ласково». Все жители этой страны называют друг друга ласково. Вам нужно назвать своё имя ласково и прохлопать в ладошки.
- Вы справились с этим заданием. Идём искать следующий лучик.
После выполнения задания лучик забирают с собой.
2 задание «Скажи наоборот». Я скажу вам:
Плохо, а вы ответите – хорошо.
Злой – добрый
Грубый – вежливый
Не воспитанный – культурный
Жадный – щедрый.
И с этим заданием, вы справились, ещё один лучик расколдовали.
3 задание: Расскажи пословицу о вежливости: Какие пословицы о вежливости вы знаете?
Добрые слова – дороже богатства.
Ласковое слово лечит.
Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
На добрый привет – добрый ответ.
Худо жить без ласкового слова. (спросить индивидуально Мухамадсаида, Катю).
Вы назвали много пословиц, как можно объяснить пословицу: «Ласковое слово лечит»? «На добрый привет – добрый ответ».
Я хочу познакомить вас с ещё одной пословицей: «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив». Повторить 2 раза. Как можно объяснить эту пословицу? (Не надо на себя обращать много внимания, нужно вести себя скромно, культурно).
И этот лучик мы расколдовали.
4 задание: Вы много знаете волшебных слов, и вам нужно будет сейчас закончить предложение.
«Закончи предложение» Я буду зачитывать вам строчки из стихотворения, а вы закончите их подходящими вежливыми словами.
1 Растает ледяная глыба, от слова тёплого…(спасибо)
2 Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)
3 Когда нас бранят за шалости, говорим мы…(простите пожалуйста)
4 И во Франции и в Дании, на прощанье говорят…(до свидания)
5 Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте)
Расколдовав этот лучик, мы попали в сказочную страну.
Дети садятся на стульчики. Прикрепить лучики к солнышку.
Остался у нас последний лучик. Давайте мы с ним поиграем:
«Лучик, лучик озорной,
Поиграй ка ты со мной (моргают глазами)
Ну-ка лучик повернись
На глаза мне покажись (круговые движения глазами).
Взгляд я влево отведу
Лучик солнца я найду (смотрят влево)
Теперь вправо посмотрю
Снова лучик я найду (смотрят вправо).
Глаза закрыли, открыли.
- Поиграли с лучиком, сейчас скажите, вы любите сказки?
- Чему нас учат сказки? (добру, совершать хорошие поступки).
- Какими словами, начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве – в некотором государстве, давным –давно, однажды).
- Как обычно заканчиваются сказки? (добро побеждает зло).
- Вы знаете сказки, которые заканчиваются не очень хорошо?
- Вспомните сказку «Два жадных медвежонка». (Слайд)
- О чём эта сказка? (о том, как медвежата не могли поделить сыр).
- Какими были медвежата (жадными).
Жадность – это очень нехорошее качество, подберите слово близкое по значению к слову «жадность» (скупость).
- Почему поссорились медвежата? (были жадными).
- Кто помогал медвежатам разделить сыр?
- Как поступила лиса? (перехитрила, обманула, поступила нечестно).
- Вы хотите быть такими, как медвежата и лиса?
Давайте придумаем свой конец сказки, где медвежата не были такими жадными.
- Расскажите, какой конец будет, если изменить её и сделать так, что медвежата помнили наказ матери и не стали жадничать.
Пример: братья решили, не ссорится, не жадничать. Сели они на полянке и решили разделить сыр поровну. Досыта они наелись и пошли дальше искать своё счастье.
- В сказке может быть что-то необычное – например, можно представить, что кусок сыра был огромным, большим-пребольшим. И тогда получится совсем другая сказка – очень интересная и необычная.
Расскажите, чем закончится сказка, если медвежата найдут огромный кусок сыра?
Пример: Медвежата шли по лесной дороге, и нашли огромный кусок сыра. Он был такой большой, что они сами наелись и ещё угостили всех лесных жителей. Звери были очень довольны, они пели и танцевали. А братья медвежата были счастливы, потому что нашли много друзей.
- Кто из вас придумает другой конец сказки?
- Как хорошо вы сочинили, я так рада, что в вашей сказке медвежата добрые и не жадные.
И этот лучик мы с вами расколдовали.
Вот и засияло солнышко, в этой сказочной стране. Давайте мы расскажем о нём с помощью схемы «Синквейн» 1 строчка – солнышко. 2 строчка солнышко какое? (яркое, тёплое, лучистое, золотое и т.д.) 3 строчка – что делает? (светит, греет, прячется). 4 строчка - Всем людям нужно солнце, 5 строка – тепло (звезда, лето, жара) (2 ребёнка)
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи ваши щёки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло. Лучики побежали по полям, по цветам и расколдовали сказочную страну «Красивой речи». Посмотрите, как ярко засветило солнышко! (презентация) Жители этой необыкновенной страны, говорят вам: спасибо!
Давайте на прощание украсим полянку сказочной страны цветами: Кому понравилось путешествие, задания показались лёгкими, и кто готов говорить, только красивые и вежливые слова возьмет красный цветочек, Кто затруднялся в выполнении заданий – возьмёт жёлтый, а кому совсем не понравилось путешествие, задания были трудными – синий.
Какая красивая полянка получилась в сказочной стране, ну, а нам пора отправляться обратно в детский сад. Закройте глаза и представьте, что мы летим на воздушном шаре.
На этом наше путешествие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"
Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...
Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности тема: «Путешествие в сказочную страну «Красивой речи» с использованием ТРИЗ технологий
laquo;Путешествие в сказочную страну «Красивой речи»»Цели: Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как де...
Конспект занятия "Путешествие по сказочным городам страны Красивой речи"
Разные дидактические игры по развитию речи....