«Путешествие в сказочную страну «Красивой речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Охлопкова Наталья Александровна

НОД Речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_o_vezhlivosti.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Чебурашка» п. Алябьевский.

НОД Речевое развитие

«Путешествие в сказочную страну «Красивой речи»

Старшая группа.

Воспитатель: Н. А. Охлопкова

2018 год

Программное содержание: Учить детей придумывать свои концовки к сказке. Развивать умение, составлять рассказ с помощью схемы «Синквейн».  Упражнять в подборе слов с противоположным значением, умении продолжать начатое предложение, объяснять смысл поговорок. Закрепить умение называть ласкательные слова и делить слова на слоги с помощью хлопков, называть  слова сходные по значению. Воспитывать желание, приходить на помощь, употреблять в речи вежливые слова.

Словарная работа: жадность, скупость.

Индивидуальная работа: помощь в  составлении рассказа. Проговаривание пословиц с

Мухамадсаидом Р., Катей К.

Методы: Наглядный, словесный, игровой.

Приёмы: Приглашение в путешествие, вопросы, дидактические, словесные игры, составление «Синквейна», придумывание концовки к сказке.

Предварительная работа: Заучивание поговорок, чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка».

Работа в уголках: учебный – иллюстрация из сказки (презентация) 9 мин, речевой – схема «Синквейн».

Материал:  доска, сердечко,  солнышко, лучики с заданиями, цветы, иллюстрация из сказки «Два жадных медвежонка», письмо, схема «Синквейн», стрелочки.

Ход организованной деятельности:

Дети заходят в группу и становятся полукругом.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: — Доброе утро!»

 Пожелаем нашим гостям доброго утра.

— Улыбнитесь друг другу. И тоже пожелайте доброго утра!

Знают взрослые и дети,

Много слов на белом свете!

А с волшебными словами

Мы идём по свету с вами!

- Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в сказочную страну «Красивой речи».

- Как вы думаете, что это за страна «Красивой речи»? (Там жители говорят красивые добрые слова, говорят правильно, они воспитанные, культурные).

- Чтобы попасть в эту страну, нам нужно будет выполнить задание: Назвать как можно больше вежливых слов. Всем известно, что вежливые слова говорят от чистого сердца. Сейчас мы по кругу будем передавать сердечко и каждый из вас, скажет вежливое слово.

 (здравствуйте, спасибо, извините и др.)

- Хорошо, вы много знаете вежливых слов. Можно отправляться в путь.

- Ой, ребята, а здесь письмо, давайте его прочитаем: «Дорогие ребята, злые волшебники заколдовали наше солнышко, а лучики разбросали. Помогите нам, пожалуйста! Вам надо лучики собрать, а чтобы их расколдовать выполнить задания».

- Поможем жителям сказочной страны? Тогда в путь! Помогут нам отыскать солнечные лучики -  стрелочки -указатели.

Дети и воспитатель по одному находят лучики и выполняют задания и продвигаются вперёд.

А вот и первый лучик.

1 задание: «Назови ласково». Все жители этой страны называют друг друга ласково. Вам нужно назвать своё имя ласково и прохлопать в ладошки.

- Вы справились с этим заданием. Идём искать следующий лучик.

После выполнения задания лучик забирают с собой.

2 задание «Скажи наоборот». Я скажу вам:

Плохо, а вы ответите – хорошо.

Злой – добрый

Грубый – вежливый

Не воспитанный – культурный

Жадный – щедрый.

И с этим заданием, вы справились, ещё один лучик расколдовали.

3 задание: Расскажи пословицу о вежливости: Какие пословицы о вежливости вы знаете?

Добрые слова – дороже богатства.

Ласковое слово лечит.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

На добрый привет – добрый ответ.

Худо жить без ласкового слова. (спросить индивидуально Мухамадсаида, Катю).

Вы назвали много пословиц, как можно объяснить пословицу: «Ласковое слово лечит»? «На добрый привет – добрый ответ».

Я хочу познакомить вас с ещё одной пословицей: «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив». Повторить 2 раза. Как можно объяснить эту пословицу? (Не надо на себя обращать много внимания, нужно вести себя скромно, культурно).

И этот лучик мы расколдовали. 

4 задание: Вы много знаете волшебных слов, и вам нужно будет сейчас закончить предложение.

«Закончи предложение» Я буду зачитывать вам строчки из стихотворения, а вы закончите их подходящими вежливыми словами.

1 Растает ледяная глыба, от слова тёплого…(спасибо)

2 Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

3 Когда нас бранят за шалости, говорим мы…(простите пожалуйста)

4 И во Франции и в Дании, на прощанье говорят…(до свидания)

5 Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте)

Расколдовав этот лучик, мы попали в сказочную страну.

Дети садятся на стульчики. Прикрепить лучики к солнышку.

Остался у нас последний лучик. Давайте мы с ним поиграем:

«Лучик, лучик озорной,

  Поиграй ка ты со мной (моргают глазами)

  Ну-ка лучик повернись

  На глаза мне покажись (круговые движения глазами).

  Взгляд я влево отведу

  Лучик солнца я найду (смотрят влево)

  Теперь вправо посмотрю

  Снова лучик я найду (смотрят вправо).

  Глаза закрыли, открыли.

- Поиграли с лучиком, сейчас скажите, вы любите сказки?

- Чему нас учат сказки? (добру, совершать хорошие поступки).

- Какими словами, начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве – в некотором государстве, давным –давно, однажды).

- Как обычно заканчиваются сказки? (добро побеждает зло).

- Вы знаете сказки, которые заканчиваются не очень хорошо?

- Вспомните сказку «Два жадных медвежонка». (Слайд)

- О чём эта сказка? (о том, как медвежата не могли поделить сыр).

- Какими были медвежата (жадными).

Жадность – это очень нехорошее качество, подберите слово близкое по значению к слову «жадность» (скупость).

- Почему поссорились медвежата? (были жадными).

- Кто помогал медвежатам разделить сыр?

- Как поступила лиса? (перехитрила, обманула, поступила нечестно).

- Вы хотите быть такими, как медвежата и лиса?

 Давайте придумаем свой конец сказки, где медвежата не были такими жадными.

- Расскажите, какой конец будет, если изменить её и сделать так, что медвежата помнили наказ матери и не стали жадничать.

Пример: братья решили, не ссорится, не жадничать. Сели они на полянке и решили разделить сыр поровну. Досыта они наелись и пошли дальше искать своё счастье.

- В сказке может быть что-то необычное – например, можно представить, что кусок сыра был огромным, большим-пребольшим. И тогда получится совсем другая сказка – очень интересная и необычная.

Расскажите, чем закончится сказка, если медвежата найдут огромный кусок сыра?

Пример: Медвежата шли по лесной дороге, и нашли огромный кусок сыра. Он был такой большой, что они сами наелись и ещё угостили всех лесных жителей. Звери были очень довольны, они пели и танцевали. А братья медвежата были счастливы, потому что нашли много друзей.

- Кто из вас придумает другой конец сказки?

- Как хорошо вы сочинили, я так рада, что в вашей сказке медвежата добрые и не жадные.

И этот лучик мы с вами расколдовали.

Вот и засияло  солнышко, в этой сказочной стране. Давайте мы расскажем о нём с помощью схемы «Синквейн» 1 строчка – солнышко. 2 строчка солнышко какое? (яркое, тёплое, лучистое, золотое и т.д.) 3 строчка – что делает? (светит, греет, прячется). 4 строчка -  Всем людям нужно солнце, 5 строка – тепло (звезда, лето, жара) (2 ребёнка)

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи ваши щёки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло. Лучики побежали по полям, по цветам и расколдовали сказочную страну «Красивой речи». Посмотрите, как ярко засветило солнышко! (презентация) Жители этой необыкновенной страны, говорят вам: спасибо!

Давайте на прощание украсим полянку сказочной страны цветами: Кому понравилось путешествие, задания показались лёгкими, и кто готов говорить, только красивые и вежливые слова возьмет красный цветочек, Кто затруднялся в выполнении заданий – возьмёт жёлтый, а кому совсем не понравилось путешествие, задания были трудными – синий.

Какая красивая полянка получилась в сказочной стране, ну, а нам пора отправляться обратно в детский сад. Закройте глаза и представьте, что мы летим на воздушном шаре.

На этом наше путешествие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности тема: «Путешествие в сказочную страну «Красивой речи» с использованием ТРИЗ технологий

laquo;Путешествие в сказочную страну «Красивой речи»»Цели: Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как де...