Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: «В поисках запутанных сказок»
Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 414.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «В поисках запутанных сказок»
Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;
-совершенствовать навыки на образование притяжательных прилагательных;
- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам;
- совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
Материалы и оборудование: сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, картинки с отдельными частями тела животных для игры, буквы для составления слова, картинки с изображением времен года, замочки, письмо, смайлики и сердечки, музыка на диске, покрывало.
Планируемый результат: дети узнают знакомые сказки по фрагментам, по иллюстрациям; дети умеют работать в коллективе; у детей развивается познавательная активность, дети умеют обобщать, сравнивать. Умеют преобразовывать слова при помощи суффикса – ИЩЕ-. У детей сформированы навыки словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже, а также навыки на образование притяжательных прилагательных (Хвост лисы (чей?) лисий)
Ход занятия
1.Организационный момент.
Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга?
(ответы детей)
Воспитатель: можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»?
Дети: нет
Воспитатель: ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …?
Дети: комплименты.
Воспитатель: правильно, а давайте с вами подарим друг другу комплименты.
Игра «Комплименты»
Воспитатель: вставайте в круг, мы будем передавать игрушку «сердечко» по кругу, и говорить друг другу комплименты.
Например: Саша, ты такой красивый, Аня ты такая добрая…
(дети говорят комплименты друг другу)
Воспитатель: ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Стук в дверь.
Воспитатель: дети, посмотрите, кто-то нам прислал письмо, а давайте прочитаем, что там написано.
«Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…».
Воспитатель: ребята, как вы думаете, письмо закончено?
Дети: нет
Воспитатель: почему?
Дети: мы не знаем, кто нам прислал письмо
Воспитатель: как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь? Кажется, в конверте еще что-то есть.
Воспитатель: смотрите дети, тут лежат буквы, давайте посмотрим, какое слово получится, если мы их правильно соберем.
Дети: это слово «сказка»
Воспитатель: ребята, а на чём мы можем туда отправиться?
Дети: на поезде, на самолёте
Воспитатель: страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой?
Дети: ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако…
Воспитатель: а вот и ковер-самолет (расстилает большое покрывало, где заранее прикреплены буквы)
Воспитатель: а что это на нем за буквы? Что они могут означать?
Дети: варианты ответов.
Воспитатель: правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете. Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну сказок.
3. Поисковый этап
Воспитатель: отправляемся друзья, в чудо сказку - вы и я.
Звучит сказочная музыка
Игра «Звукоподражание»
Воспитатель: пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
2. Лопнули шины: с-с-с.
3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у
4. Жуки жужжат: ж-ж-ж.
5. Комары летят: з-з-з.
6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х.
Воспитатель: ребята, вот мы и прибыли.
(дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок).
Воспитатель: посмотрите, ребята, что это?
Дети: это ворота, а на воротах – замок.
Воспитатель: а давайте, его откроем, а поможет нам
пальчиковая гимнастика «Замок»
На дверях висит замок (пальцы в "замочек")
Да никто открыть не мог!
Мы замочком постучали, (постучать об стол или коленки)
Мы замочек повертели, (круговые движения "замочком")
Мы замочек покрутили –
И замочек мы открыли! (показать ладошки)
Воспитатель: замочков в этой стране я вижу очень много. Как вы думаете, что спрятано за этими замками?
Дети: ответы
1 замок. Дидактическая игра «Сказочный сундук»
Воспитатель: ребята, в сундуке хитрые сказки, имена героев написаны неверно, только вы и сможете помочь исправить все ошибки.
1. «Царевна — индюшка»; ЛЯГУШКА
2. «По-собачьему велению»; ПО ЩУЧЕМУ
3. «Сивка - будка»; БУРКА
4. «Иван-царевич и зелёный волк»; СЕРЫЙ
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»; ИВАНУШКА
6. «Мальчик-с-кулачок»; С- ПАЛЬЧИК
7. «Курочка в полосочку»; РЯБА
8. «Петушок— золотой пастушок»; ГРЕБЕШОК
9. «Заюшкина сумочка»; ИЗБУШКА
10. «Лапша из топора». КАША
Воспитатель: молодцы, вы исправили все ошибки, а сейчас нам надо открыть второй замок.
2 замок. Дидактическая игра «Живые слова».
Воспитатель: давайте выберем четырёх человек.
Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят».
- Следующая сказка, которую мы должны угадать:
1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица
Воспитатель: молодцы, и этот замок мы открыли. Вот и 3 замок перед нами. Чтобы попасть в другую сказку, нам надо сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Терем- терем - теремок! (Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)
Воспитатель: а теперь, ребята нам надо открыть третий замок, и для этого мы поиграем в игру.
Воспитатель: герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка? (Выставлен настольный театр)
Воспитатель: посмотрите, ребята, никак звери не могут договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.
Дети: это сказка «три поросенка»
Воспитатель: молодцы, все верно. Итак 3 замок.
3 замок
Игра «Подражание герою» (подражание голосам животных с помощью суффикса)
Мышка говорит: У меня не усы, а усищи.
Лягушка говорит: У меня не глаза, а…. ГЛАЗИЩЕ
Заяц говорит: У меня не уши, а….А УШИЩЕ
Волк говорит: У меня не зубы, а ….ЗУБИЩЕ
Лиса говорит: У меня не хвост, а…ХВОСТИЩЕ
Медведь говорит: У меня не лапы, а…ЛАПИЩЕ
Воспитатель: интересно, в какой сказке мы оказались?
Ребята, смотрите, на столе лежит загадка, давайте отгадаем, и у нас откроется 4 замок.
4 замок. Загадка:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)
Воспитатель: волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку.
(Дети расставляют картинки-символы).
Воспитатель: какое сейчас время года?
Дети: лето
Воспитатель: какое было до лета?
Дети: весна.
Воспитатель: какое будет после лета?
Дети: осень.
Воспитатель: какое между осенью и весной?
Дети: зима.
Воспитатель: а названия весенних месяцев вы знаете?
Дети: ответы
Воспитатель: молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.
С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся. Нам надо открыть 5 замок.
5 замок. Игра «Назови животного»
(Появляется картинка с частями тела животных)
Воспитатель: ребята, вы узнаете эту сказку? Волшебница-путаница и здесь побывала и всех животных заколдовала. Посмотрите, что с ними стало. Как же нам их расколдовать? Поиграем в игру.
Хвост лисы (чей?) ЛИСИЙ
Уши зайца (чьи?) ЗАЯЧЬИ
Гребешок петуха (чей?) ПЕТУШИННЫЙ
Морда собаки (чья?) СОБАЧЬЯ
Лапы медведя (чьи?) МЕДВЕЖЬИ
Воспитатель: из какой сказки эти герои?
Дети: «Заюшкина избушка»
(Появляется картинка с расколдованными героями)
Воспитатель: молодцы дети, а теперь нам предстоит открыть 6 замок, и для этого мы поиграем в игру.
6 замок. Игра «Фантастический зверь»
Воспитатель: перед вами лежат картинки с изображением фантастического зверя, составленного из частей разных животных.
Воспитатель: вы должны рассмотреть картинку и описать «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела «невиданного» животного.
Дети: у этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги.
Воспитатель: молодцы ребята, а теперь нам надо открыть следующий замок.
7 замок
Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается:
-на звук [З]»
Дети: Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…
-На звук [К]
Дети: Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Карабас-Барабас
-На звук [М]
Дети: Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук.
Воспитатель: как много сказок вы знаете, молодцы, и вот перед нами последний замок, предлагаю поиграть в игру « назови сказки»
8 замок. Игра «Назови сказки»
Воспитатель: во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет?
Дети: это – волшебный клубок.
Воспитатель: хранится он в этом чудесном мешочке.
(Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок)
Воспитатель: ой, ребята, волшебница-путаница и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаем один моток, а вы при этом называем русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка, который покажет дорогу к следующему замочку.
Дети: Морозко, Царевна - Лягушка, Сивка- бурка …..
Воспитатель: молодцы, как много сказок вы знаете. И вот перед нами последний замок, и чтобы его открыть, нам надо поиграть в игру « противоположности»
9 замок
Игра «Где прячутся противоположности?»
(На столах картинки: заяц, лиса, Золушка, Емеля, Фея, Баба-Яга)
Воспитатель: ребята, на столах лежат картинки с изображением различных предметов. Я буду называть признаки предмета, а вы искать предмет с этим признаком.
Воспитатель: длинные – короткие
Дети: заяц – уши длинные, у лисы - короткие
Воспитатель: добрая – злая
Дети: Баба-Яга-злая, Фея- добрая
Дети: Золушка – трудолюбивая, Емеля – ленивый
Трудолюбивая – ленивый;
Дети: Золушка – трудолюбивая, Емеля – ленивый
4. Заключительный этап
Воспитатель: ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.
Воспитатель: молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Вам понравилось путешествие? А какие задания мы с вами выполняли? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению. Герои сказок говорят вам спасибо и дарят сердечки за вашу доброту и за вашу активность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"
«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...