Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: «В поисках запутанных сказок»
Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 414.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «В поисках запутанных сказок»
Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;
-совершенствовать навыки на образование притяжательных прилагательных;
- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам;
- совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
Материалы и оборудование: сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, картинки с отдельными частями тела животных для игры, буквы для составления слова, картинки с изображением времен года, замочки, письмо, смайлики и сердечки, музыка на диске, покрывало.
Планируемый результат: дети узнают знакомые сказки по фрагментам, по иллюстрациям; дети умеют работать в коллективе; у детей развивается познавательная активность, дети умеют обобщать, сравнивать. Умеют преобразовывать слова при помощи суффикса – ИЩЕ-. У детей сформированы навыки словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже, а также навыки на образование притяжательных прилагательных (Хвост лисы (чей?) лисий)
Ход занятия
1.Организационный момент.
Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга?
(ответы детей)
Воспитатель: можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»?
Дети: нет
Воспитатель: ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …?
Дети: комплименты.
Воспитатель: правильно, а давайте с вами подарим друг другу комплименты.
Игра «Комплименты»
Воспитатель: вставайте в круг, мы будем передавать игрушку «сердечко» по кругу, и говорить друг другу комплименты.
Например: Саша, ты такой красивый, Аня ты такая добрая…
(дети говорят комплименты друг другу)
Воспитатель: ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Стук в дверь.
Воспитатель: дети, посмотрите, кто-то нам прислал письмо, а давайте прочитаем, что там написано.
«Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…».
Воспитатель: ребята, как вы думаете, письмо закончено?
Дети: нет
Воспитатель: почему?
Дети: мы не знаем, кто нам прислал письмо
Воспитатель: как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь? Кажется, в конверте еще что-то есть.
Воспитатель: смотрите дети, тут лежат буквы, давайте посмотрим, какое слово получится, если мы их правильно соберем.
Дети: это слово «сказка»
Воспитатель: ребята, а на чём мы можем туда отправиться?
Дети: на поезде, на самолёте
Воспитатель: страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой?
Дети: ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако…
Воспитатель: а вот и ковер-самолет (расстилает большое покрывало, где заранее прикреплены буквы)
Воспитатель: а что это на нем за буквы? Что они могут означать?
Дети: варианты ответов.
Воспитатель: правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете. Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну сказок.
3. Поисковый этап
Воспитатель: отправляемся друзья, в чудо сказку - вы и я.
Звучит сказочная музыка
Игра «Звукоподражание»
Воспитатель: пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
2. Лопнули шины: с-с-с.
3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у
4. Жуки жужжат: ж-ж-ж.
5. Комары летят: з-з-з.
6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х.
Воспитатель: ребята, вот мы и прибыли.
(дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок).
Воспитатель: посмотрите, ребята, что это?
Дети: это ворота, а на воротах – замок.
Воспитатель: а давайте, его откроем, а поможет нам
пальчиковая гимнастика «Замок»
На дверях висит замок (пальцы в "замочек")
Да никто открыть не мог!
Мы замочком постучали, (постучать об стол или коленки)
Мы замочек повертели, (круговые движения "замочком")
Мы замочек покрутили –
И замочек мы открыли! (показать ладошки)
Воспитатель: замочков в этой стране я вижу очень много. Как вы думаете, что спрятано за этими замками?
Дети: ответы
1 замок. Дидактическая игра «Сказочный сундук»
Воспитатель: ребята, в сундуке хитрые сказки, имена героев написаны неверно, только вы и сможете помочь исправить все ошибки.
1. «Царевна — индюшка»; ЛЯГУШКА
2. «По-собачьему велению»; ПО ЩУЧЕМУ
3. «Сивка - будка»; БУРКА
4. «Иван-царевич и зелёный волк»; СЕРЫЙ
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»; ИВАНУШКА
6. «Мальчик-с-кулачок»; С- ПАЛЬЧИК
7. «Курочка в полосочку»; РЯБА
8. «Петушок— золотой пастушок»; ГРЕБЕШОК
9. «Заюшкина сумочка»; ИЗБУШКА
10. «Лапша из топора». КАША
Воспитатель: молодцы, вы исправили все ошибки, а сейчас нам надо открыть второй замок.
2 замок. Дидактическая игра «Живые слова».
Воспитатель: давайте выберем четырёх человек.
Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят».
- Следующая сказка, которую мы должны угадать:
1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица
Воспитатель: молодцы, и этот замок мы открыли. Вот и 3 замок перед нами. Чтобы попасть в другую сказку, нам надо сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Терем- терем - теремок! (Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)
Воспитатель: а теперь, ребята нам надо открыть третий замок, и для этого мы поиграем в игру.
Воспитатель: герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка? (Выставлен настольный театр)
Воспитатель: посмотрите, ребята, никак звери не могут договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.
Дети: это сказка «три поросенка»
Воспитатель: молодцы, все верно. Итак 3 замок.
3 замок
Игра «Подражание герою» (подражание голосам животных с помощью суффикса)
Мышка говорит: У меня не усы, а усищи.
Лягушка говорит: У меня не глаза, а…. ГЛАЗИЩЕ
Заяц говорит: У меня не уши, а….А УШИЩЕ
Волк говорит: У меня не зубы, а ….ЗУБИЩЕ
Лиса говорит: У меня не хвост, а…ХВОСТИЩЕ
Медведь говорит: У меня не лапы, а…ЛАПИЩЕ
Воспитатель: интересно, в какой сказке мы оказались?
Ребята, смотрите, на столе лежит загадка, давайте отгадаем, и у нас откроется 4 замок.
4 замок. Загадка:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)
Воспитатель: волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку.
(Дети расставляют картинки-символы).
Воспитатель: какое сейчас время года?
Дети: лето
Воспитатель: какое было до лета?
Дети: весна.
Воспитатель: какое будет после лета?
Дети: осень.
Воспитатель: какое между осенью и весной?
Дети: зима.
Воспитатель: а названия весенних месяцев вы знаете?
Дети: ответы
Воспитатель: молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.
С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся. Нам надо открыть 5 замок.
5 замок. Игра «Назови животного»
(Появляется картинка с частями тела животных)
Воспитатель: ребята, вы узнаете эту сказку? Волшебница-путаница и здесь побывала и всех животных заколдовала. Посмотрите, что с ними стало. Как же нам их расколдовать? Поиграем в игру.
Хвост лисы (чей?) ЛИСИЙ
Уши зайца (чьи?) ЗАЯЧЬИ
Гребешок петуха (чей?) ПЕТУШИННЫЙ
Морда собаки (чья?) СОБАЧЬЯ
Лапы медведя (чьи?) МЕДВЕЖЬИ
Воспитатель: из какой сказки эти герои?
Дети: «Заюшкина избушка»
(Появляется картинка с расколдованными героями)
Воспитатель: молодцы дети, а теперь нам предстоит открыть 6 замок, и для этого мы поиграем в игру.
6 замок. Игра «Фантастический зверь»
Воспитатель: перед вами лежат картинки с изображением фантастического зверя, составленного из частей разных животных.
Воспитатель: вы должны рассмотреть картинку и описать «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела «невиданного» животного.
Дети: у этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги.
Воспитатель: молодцы ребята, а теперь нам надо открыть следующий замок.
7 замок
Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается:
-на звук [З]»
Дети: Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…
-На звук [К]
Дети: Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Карабас-Барабас
-На звук [М]
Дети: Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук.
Воспитатель: как много сказок вы знаете, молодцы, и вот перед нами последний замок, предлагаю поиграть в игру « назови сказки»
8 замок. Игра «Назови сказки»
Воспитатель: во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет?
Дети: это – волшебный клубок.
Воспитатель: хранится он в этом чудесном мешочке.
(Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок)
Воспитатель: ой, ребята, волшебница-путаница и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаем один моток, а вы при этом называем русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка, который покажет дорогу к следующему замочку.
Дети: Морозко, Царевна - Лягушка, Сивка- бурка …..
Воспитатель: молодцы, как много сказок вы знаете. И вот перед нами последний замок, и чтобы его открыть, нам надо поиграть в игру « противоположности»
9 замок
Игра «Где прячутся противоположности?»
(На столах картинки: заяц, лиса, Золушка, Емеля, Фея, Баба-Яга)
Воспитатель: ребята, на столах лежат картинки с изображением различных предметов. Я буду называть признаки предмета, а вы искать предмет с этим признаком.
Воспитатель: длинные – короткие
Дети: заяц – уши длинные, у лисы - короткие
Воспитатель: добрая – злая
Дети: Баба-Яга-злая, Фея- добрая
Дети: Золушка – трудолюбивая, Емеля – ленивый
Трудолюбивая – ленивый;
Дети: Золушка – трудолюбивая, Емеля – ленивый
4. Заключительный этап
Воспитатель: ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.
Воспитатель: молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Вам понравилось путешествие? А какие задания мы с вами выполняли? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению. Герои сказок говорят вам спасибо и дарят сердечки за вашу доброту и за вашу активность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...