"Учимся, играя!"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Подборка различных видов игр, которые могут использоваться в логопедической работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование игровых методов в логопедической работе с детьми | 44.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые методы работы в логопедической практике
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется сло-варный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень ре-чевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят от-дельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошиб-ками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произ-ношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умерен-но, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
Специальные игры для развития речевого дыхания и речевого слуха с деть-ми 5-6 лет уже не проводят. Всё больше внимания уделяется произ-носительной стороне речи не только на специальных занятиях по звуковой культуре, но и на всех занятиях по родному языку.
Работа над звуками в старшей группе начинается со второго этапа – уточ-нения правильного произношения данного звука. На звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л′, Р, Р′ проводятся II, III и IV этапы работы: вызывание и уточнение произно-шения данного звука; закрепление произношения данного звука в словах; закрепление произношения данного звука во фразовой речи.
Термин «логопедические игры» в дошкольной литературе не значится. Есть игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игра-драматизация и др. Их подбор и использование зависит от формы их проведения, а не от задач, которые они ставят. Поэтому правильнее говорить об использовании об-щеизвестных видов игр в логопедической работе с детьми. Игра может про-водиться как самостоятельное как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых. Используемые игры в коррекционно-развивающей работе должны решать поставленные цели и задачи. Игра – это не самоцель, а сред-ство воздействия на ребенка, звено в общей системе воспитания.
Важно создать положительный фон, вызвать у детей интерес. Большое зна-чение имеет этичное поведение воспитателя, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен разъяснять детям, что нельзя смеяться над недос-татками речи, что в исправлении дефектов - успех приходит постепенно и за-висит, прежде всего, от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих.
Очень важно помнить, что, осваивая с детьми игры со звуками, мы вос-питываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, от-личный фонематический слух. Учим ребят, сравнивать, анализировать, обоб-щать и т.п., то есть, развиваем мышление дошкольников. У многих детей в процессе игр улучшается звукопроизношение, расширяется активный сло-варь, заметно проявляется интерес к языку.
В своих работах Н.К.Крупская неоднократно подчёркивала: «для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания».
Опыт работы показывает, что знания, умения, навыки, которые усваивает ребенок необходимо закреплять и усложнять через систему педагогических мероприятий и только тогда можно приблизить ребенка к уровню развития, которому соответствуют его сверстники. Надо помнить, что в обучении ре-бенка с отклонениями в развитии главное – это терпение.
А.С.Выгодский писал, что вряд ли разумный садовник будет тянуть растения вверх, чтобы оно быстрее выросло. Так что лишь при терпеливом обучении малыша, обязательно будет результат.
Подготовительные игры:
Игры на развитие слухового внимания
В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается приз-ношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохра-нять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.
Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь ок-ружающих. Подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узна-вать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь).
К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруд-нения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель развивать у детей слухо-вое внимание, учить отчетливо, произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.
Возьми игрушку.
Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).
Краткое описание: дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.
Выдели слово.
Краткое описание: воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.
Подбери похожие слова.
Краткое описание: педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.
Угадай, где кружки, а где кружки.
Наглядный материал: две кружки и два кружка.
Краткое описание: педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова. К моменту перехода в стар-шую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуля-ционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонемати-ческого слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать зву-ки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнасти-ка, а также работа по устранению недостатков произношения.
Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие то-го или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на задан-ные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определен-ным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в зву-чание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, диффе-ренцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.
Найди и назови нужное слово.
Краткое описание: воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
С Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
Домик над рекою, Светлой полосою
В окнах огонек, На воду он лег.
(А. Плещеев. “ На берегу”)
З На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает –
Познакомиться желает.
(А. Власов. “Почему?”)
Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.
Кто лучше слушает?
Вариант 1.
Краткое описание: воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду назы-вать слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повто-рить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим ин-тервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком ш, 5 – со звуком ж, 5 – где нет этих звуков). Предлагается примерно, такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.
Вариант 2.
Краткое описание: воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает ос-тальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце иг-ры дети называют победителя.
Вариант 3.
Краткое описание: педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.
То же можно проделывать и с другими парами звуков.
Слова могут звучать громко и тихо.
Цель данной игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поуп-ражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.
Краткое описание: дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков л – ль можно использовать такую фразу: В уголок Аленка села,
У Аленки много дела.
Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.
В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произ-несении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно исполь-зовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.
Аналогично проводится игра “Слова могут звучать быстро и медленно”.
На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало, чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его стро-ении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополни-тельных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет вы-работке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению диф-ференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.
Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое воспри-ятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного зву-ка, выделять в словах первый и последний звук.
Какой звук есть во всех словах?
Краткое описание: воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спра-шивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных сло-вах: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
Назови первый звук в слове.
Краткое описание: воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов пе-дагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их со-седей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).
Назови последний звук в слове.
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Краткое описание: воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом об-ращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, диффе-ренцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произ-носят звуки, предлагается произнести согласные звуки в конце слова.
Подумай, не торопись.
Краткое описание: воспитатель предлагает детям несколько заданий на сооб-разительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и вы-делять определенные звуки в словах:
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр.
(Воробей, грач…)
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш.
(Карандаш, камыш…)
Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож, нос…)
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со
звука м. (Мама моет Машу мочалкой.)
Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага,
дудочка, Буратино…)
Игры на развитие правильного восприятия речи
Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотно-сить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно - двух, а также трех - четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.
Угадай, что звучит.
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Краткое описание: воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Чудесный мешочек.
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.
Краткое описание: все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.
Развитие фонематического слуха
1.Упражнение на выявление фонематического восприятия.
Осуществление тонкое дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции. (Приёмы: предметное лото – отобрать картинки на заданные звуки, назвать первый звук в словах – «труба», «дом», «дуб», «трамвай»).
2.Упражнения на выявление недостатков звуко - буквенного анализа.
а) Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук с, но чтобы после него стоял бы гласный звук а.
б) «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)
шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.
3.Сравнение слов.
(выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами).
-Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое больше какое меньше?
-Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?
-Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?
-Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше и почему?
-Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?
-Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?
-Какое слово больше: «мышка» или «мишка»?
-Какое слово короче: «усики» или «усы»?
4.Полминутки на шутки.
Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.
Краткое описание: воспитатель читает стихотворение. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Закричал охотник: «Ой,
Двери гонятся за мной!»
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Мы собрали васильки,
На голове у нас щенки
Игры для формирования правильного звукопроизношения:
Формирование шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Игры и упражнения для закрепления правильного произношения формируемых звуков (на примере шипящих).
Звук «Ш»
2 этап: упражнение «Лес шумит».
Цель: добиваться от ребёнка правильного длительного изолированного звука щ.
Краткое описание: воспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зелёные верхушки, веточки и много листьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят ш..ш..ш... Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: ш.. ш..ш ….
3 этап: упражнение «Угадай, что в руке».
Цель: упражнять в правильном произношении звука ш в словах. Дети должны произносить звук ш более длительно, чем остальные звуки в слове.
Краткое описание: воспитатель расставляет на столе предметы. Дети рассматривают и называют их. Убрав предметы, воспитатель по очереди вызывает детей к столу. Сзади в руку ребёнка дают один из убранных предметов, а он должен на ощупь определить и назвать предмет (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик и т.д.).
4 этап: игра «Тишина».
Цель: упражнять детей в правильном произношении звука ш во фразовой речи, добиваться умения пользоваться тихим голосом.
Краткое описание: дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя даётся любому выбранному ребёнку) и тихо говорят: «Тише, ти-ше, Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик (отведённое воспитателем место). Тот, кого осалят, должен придумать и сказать слово со звуком «ш». Потом выбирают нового водящего.
Звук «Ж»
2 этап: игра «Пчёлки собирают мёд».
Цель: добиваться по возможности от каждого ребёнка правильного, длительного, громкого произношения звука ж.
3 этап: игра «Кому что нужно?».
Цель: упражнять детей в правильном произношении звука ж в словах и фразах.
4 этап: игра «Жуки».
Цель: упражнять детей в правильном произношении звука ж во фразовой речи. Следить за изменением интонации в речи детей.
Игра «Жадный кот».
Цель: дифференциация звуков ш - ж.
Звук «Ч»
2 этап: игра «Поезд».
Цель: вырабатывать у каждого ребёнка умение правильно произносить звук ч и определять положение языка при произнесении звука ч.
3 этап: игра «Чудесный сундучок».
Цель: упражнять детей в правильном произношении изолированного звука ч.
Игра «Колечко».
Цель: автоматизация звука ч во фразах.
Игра «Чай Танечке».
Цель: автоматизация звука ч в предложениях.
4 этап: игра «Чижик».
Цель: автоматизация звука ч и дифференциация звуков ч - ж.
Звук «Щ»
2 этап: игра «Кто наблюдательный?».
Цель: добиваться от детей правильного произношения звука щ, учить определять положение языка при произнесении этого звука.
3 этап: игра «Разведчики».
Цель: упражнять детей в правильном произношении звука щ в словах.
Автоматизация и дифференциация разных звуков
Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.
Магазин.
Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б - бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)
Краткое описание: педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”, - отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”. - “Что делает покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово, пожалуйста, выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.
Можно ездить или нет.
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения. Предметы, имеющие в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.
Краткое описание: дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
На прогулку в лес.
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях, которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.
Краткое описание: воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети, верно, отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.
Скажи, как я.
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Краткое описание: педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.
Заключение
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.
Задача воспитателя совместно с логопедом и родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными занятиями, а интересной игрой.
В данной работе и были отражены основные игровые методы коррекции речевых нарушений у детей.
Список литературы
1.Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1993.
2.Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.- М. , 1995.
3.Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. – Петербург.,2005.
4.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1993.
5.Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 2007.
6.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!
Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....
Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"
Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)
laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...
консультация "Учить? Играть? Учить играя!
консультация...
Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»
Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....
Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»
Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...