Аппликационный скрайбинг в речевом развитии дошкольников.
статья по развитию речи (старшая группа)
Аппликационный скрайбинг, как метод развития речи у дошкольников, посредством наглядности и зрительной памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsionnyy_skraybing_kak_instrument_razvitiya_rechi.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Аппликационный скрайбинг как инструмент речевого развития ребёнка».
Речевое развитие – это одна из важнейшей образовательных областей. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям.
И сегодня я хочу с вами поделиться одной из технологий, которую использую в речевом развитии детей. Что же это за технология?
XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей.
Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики. Одна из современных технологий «скрайбинг».
Это новое иностранное слово совсем недавно появилось в сфере образования.
Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего.
Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком.
Скраибинг бывает ручной и компьютерный.
Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.
На первый взгляд, термин «скрайбинг» совершенно нам не знаком. На самом деле в детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. С помощью обычных рисунков мы пытались передать определенную информацию, настроение, эмоции, чувства.
Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.
Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.
Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.
В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которые мы считываем.. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
Но самое важное отличие в скрайбинге - это принцип параллельного следования, т.е. речь выступающего одновременно зарисовывается.
При пересказе или рассказе дети с нарушением речи, а таких детей сейчас много, затрудняются строить фразы, теряют основную суть содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.
Аппликационный скрайбинг
Можно заучивать стихи с помощью аппликационного скрайбинга.
Мишка лапти надевал,
Надевал и горевал:
- Здесь один, а где второй?
Правый лапоть мой с дырой
Заглянул медведь под стол
И пропажу там нашел.
Стало лаптя 2 опять,
Можно по лесу гулять.
(Предлагается на произвольный фон накладывать или наклеить готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту).
Овладев средствами знаково-графических схем, старший дошкольник учится излагать свои мысли, интересно рассказывать, хорошо обосновывая выводы и заключения.
В своей практической работе я постоянно сталкиваюсь с тем, что дети плохо запоминают тексты, не умеют составлять рассказы, пересказывать произведения, правильно отвечать на вопросы. А, вот играть со словами, самим придумывать символы – гораздо интереснее и полезнее.
Схемы помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память.
Вывод:
В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Язык понятен всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Видео консультация «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»
https://www.instagram.com/tv/CXfzT3ro_Fg/?utm_medium=copy_linkТема: «Использование технологии «скрайбинг» в речевом...
Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников.
Мастер - класс. Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников....
"Семинар-практикум для педагогов "Использование технологии "скрайбинг" в речевом развитии дошкольников"
Семинар-практикум для педагогов "Использование технологии "скрайбинг" в речевом развитии дошкольников"...
он-лайн консультация для родителей «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»
Скрайбинг — процесс визуализации содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации....
Семинар-практикум для воспитателей "Технология СКРАЙБИНГ для речевого развития дошкольников"
Цель: Технология СКРАЙБИНГ для речевого развития дошкольниковЗадачи:Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в создании условий для речевого развития детей с помощью технологии ...
«Технология СКРАЙБИНГ для речевого развития дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателей...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников.»
что такое «скрайбинг»;какое оборудование необходимо для создания скрайбинга;мастер-класс поможет участникам познакомиться с технологией скрайбинга, с вариантами использования данной технол...