КОНСУЛЬТАЦИЯ «ХАРАКТЕР МАЛЫША И РЕЧЬ»
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borodulina_t._n._-_harakter_malysha_i_rech.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
3 5. КОНСУЛЬТАЦИЯ «ХАРАКТЕР МАЛЫША И РЕЧЬ»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Бородулина Татьяна Николаевна
«Слово есть первый признак
сознательной, разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри
себя мира».
К.С. Аксаков
Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно успешнее овладеть прекрасным даром.
В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещает детский сад, будет подвергается насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках на детских утренниках такие дети не участвуют, стесняются. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участие в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде. Или же наоборот ребенок вырастет агрессивным и озлобленным на весь мир. Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами), как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которое на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развитие речи ребенка отражаются на его поведении, а так же на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Задача родителей и педагогов — воспитание полноценной личности. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Роль семьи в речевом развитии ребенка значима; что все усилия воспитателей без помощи родителей недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отличаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно. Образовательная область «Речевое развитие» в образовательной программе детского сада включает в себя следующие направления работы: развитие звуковой культуры речи, словарный запас, обучение рассказыванию, подготовка к обучению грамоте, ознакомление с художественной литературой. В данной области заложен большой объем задач, реализация которых происходит в процессе взаимодействия педагогов и родителей. Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным.
Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения.
Предлагаю поиграть с детьми в игры на закрепление различных речевых навыков. Игры дома:
∙ «Игры на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук. «Помогаю маме» большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
∙ «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
∙ На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка. «Давайте искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
∙ «Угощаю». "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие», "кислые", "соленые", "горькие" слова.
∙ Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи. «Приготовим сок». «Из яблок сок....(яблочный); из груш.....(грушевый); из слив....(сливовый); из вишни....(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.»
Одна из рубрик «Домашней игротеки» - «Мастерская Золушки».
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
l. Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
2. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а может укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
3. Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.
Рубрика «По дороге из детского сада (в детский сад)»
l. "Я заметил". "Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая". Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
2. "Волшебные очки". "Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр." «В свободную минутку»
Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
l."Перепутаница". "Жили - были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр." Игра на обогащение словаря ребенка.
2. "Доскажи словечко". Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей...... (чирикает). Сова летает, а заяц..... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади.... (жеребенок) и т.п. Игра на развитие грамматического строя речи.
3. "Упрямые слова". Расскажи ребенку, что есть на свете "упрямые" слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.п.". Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях - ответах.
«Подвижные игры»
l. "Игры с мячом". "Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук "ж". Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга..."
2. "Лягушка". Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. "Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь "а", на другие звуки опускаешь низко руки". По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки. Дорогие родители хочу вам пожелать терпения, успехов в воспитании ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Характер ребенка зависит от Вас"
Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер?Каждый,...
Консультация "«Характер Вашего ребенка зависит от Вас»
Консультация...
Консультация «Характер Вашего ребенка зависит от Вас»
Характер Вашего ребенка зависит от Вас...
Консультация "Характер ребёнка зависит от Вас".
Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в о...
Консультация: « Характер вашего ребенка зависит от Вас»
Мы часто произносим слово « характер» и уже привыкли к нему. « Вот это характер»,- говорим мы с восхищением! « Ну и характер!»,- говорим мы, когда негодуем. Х...
Консультация "Характер формируется с детства"
Консультация «Характер формируется с детства» Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенке все лучшие черты, присущее человеку! Но хотеть - еще не значит осуществить желаемое. И когда подросш...
Консультация «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение в семье»
laquo;Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека», – Дональд Винни...