Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Алиса Баркевна

Цель: Закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте».

Образовательные задачи:

•        Закрепить понятие звук, слог, предложение.

•        Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках.

•        Закреплять умение делить слова на слоги.

•        Закреплять навык звукового анализа слов.

•        Продолжать учить работать со схемой предложения.

•        Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 89 Красносельского района

"Бригантина"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе.

Выполнил воспитатель:

Аведисян Алиса Баркевна

г. Санкт-Петербург 2024 г.

Тема « В гостях у Королевы Знаний»

Цель: Закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте».
Программное содержание:
Образовательные задачи:

  • Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение.
  • Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках.
  • Закреплять умение делить слова на слоги.
  • Закреплять навык звукобуквенного анализа слов.
  • Продолжать учить работать со схемой предложения.
  • Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.

Развивающие задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы.
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.


Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся со всеми.

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дети становятся в круг

Воспитатель.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт, на конверте написано 18 группа «Морские зайчики», это письмо для нас. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо. Согласны?

- Давайте, ребята, вскроем конверт, и узнаем от кого пришло письмо.

(Распечатываю конверт и читаю.)

«Мои дорогие юные друзья! Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я желаю вам удачи! В добрый час!!!

Королева Знаний.

- Вот так сюрприз, Королева знаний прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да)

- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? (да)

-Тогда в путь.

Закрываем глаза. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

Вот мы и в стране знаний. И первым заданием, которое приготовила для вас Королева Знаний, будет игра «Вопрос — ответ»

Задание № 1 называется «Вопрос — ответ»
(воспитатель задает вопрос, дети отвечают полным ответом )

  • Из чего состоит наша речь? (из предложений)
  • Из чего состоят предложения? (из слов)
  • Из чего состоит слово? (из слогов)
  • Из чего состоит слог? (из звуков и букв)
  • Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
  • Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
  • Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
  • Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
    — Молодцы, все справились с первым заданием.

Задание № 2. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу" (с мячом)

Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова. (Задание выполняется стоя.)

«НО»: нос, номер, нота. "МА": мама, машина, масло.

"ЛИ": лимон, лимонад, линейка. "КУ": курица, кукла, куст. «МУ»: муха, музыка, мука. «СУ»: суп, сумка, сухой.

«БА»: бабочка, бабушка, барабан. «РУ»: рука, руль, ручка.

«ДУ»: духи, дудочка, душ. «ДО»: дом, доктор, дорога

Задание № 3 «Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель. — Посмотрите, ребята, перед вами паровоз с вагонами . В паровозах одно, два, три и четыре окна. Перед вами картинки. Вам нужно разложить их по вагонам. Но для этого вам нужно разделить слова на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.) Как мы сможем определить количество слогов?
Дети: При помощи хлопков. А еще сколько гласных в слове, столько и слогов.
Физ.минутка

Задание № 4«Звуковой анализ слов».

А сейчас, ребята, присаживаемся за столы. Посмотрите на доску, перед вами слово… кто сможет прочитать? Правильно, «ЖУК», «ЛИМОН»

- Нам нужно сделать звуковой анализ этого слова (выкладываем схему к слову…)

(Дети выполняют задание. Предлагается какому-нибудь ребенку рассказать про свое слово, какие звуки живут в этом слове у доски).

Дыхательная гимнастика

Задание №5 «Где прячется звук?»
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Королевы знаний и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.
- Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький.
(Подснежник) Где в этом слове живет звук [Н]?
Дети.
В середине слова.
-Новоселье у скворца он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник, смастерили мы.

(Скворечник) Где в этом слове живет звук [С]?
Дети.
В начале слова.
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут.
(Гнездо) Где в этом слове живет звук [О]?
Дети.
В конце слова.
Воспитатель.
Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Задание № 7 «Составь схему предложения»

У нас еще осталось последнее задание от Королевы Знаний! Нам нужно с вами выбрать правильную схему к предложению, которые нам даны.

Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна»). Давайте составим с вами предложения словом весна.

- Наступила весна. На улице хорошая погода. Ярко светит солнце…..

Давайте выберите схему, которая подходит к этому предложению. НАСТУПИЛА ВЕСНА.

С какой буквы пишется начало любого предложения? (с большой).

Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак.)

А тееперь выберите схему, которая подходит к предложению.

Солнце ярче светит.

На деревьях набухли почки.

Молодцы! Мы справились со всеми заданиями!

Ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глаза. Раз, два, три в группу нашу нас верни!

Рефлексия

Ребята, давайте вспомним, какие задания вы выполняли?

Скажите, вам понравилось наше занятие?

Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

Вы сегодня были такие молодцы! Занятие закончено.

Давайте попрощаемся с гостями «До свидание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...