Статья Тренировка мышления и развитие памяти
статья по развитию речи (средняя группа)
Любые способности человека можно усовершенствовать и развить.
Память - это не застывшая структура, а процесс, который заключается в сохранении, анализе и воспроизведении полученного опыта. Она постоянно развивается и меняется во времени в зависимости от поступающей в мозг информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренировка мышления и развитие памяти
Любые способности человека можно усовершенствовать и развить.
Память - это не застывшая структура, а процесс, который заключается в сохранении, анализе и воспроизведении полученного опыта. Она постоянно развивается и меняется во времени в зависимости от поступающей в мозг информации.
Виды памяти
По сроку хранения информации память бывает кратковременная и долговременная, по объекту запоминания - зрительная, слуховая, тактильная, эмоциональная, обонятельная, двигательная, по форме хранения - образная и словесно-логическая, по участию воли в процессе запоминания - произвольная и непроизвольная.
В дошкольном возрасте развитие памяти происходит непроизвольно. У ребенка нет осознанной цели что-то запомнить.
Память школьника уже достаточно развита для того, чтобы запоминать информацию по своему желанию, то есть произвольно. Дети школьного возраста способны строить логические цепочки, анализировать информацию и делать выводы. Восприятие информации напрямую зависит от возраста ребенка.
- 0-2 года. В первые годы жизни активно развивается моторная память: ребенок запоминает жесты, движения и старается их повторить.
- 2-4 года. На данном этапе происходит развитие непроизвольной памяти. Малыш запоминает все, что видит и слышит.
- 5-6 лет. Непроизвольная память развивается по-прежнему, побуждая ребенка запоминать то, что его заинтересовало. Но в этом возрасте он уже способен запомнить что-то по своему желанию, то есть начинает работать произвольная память.
- 6-12 лет. Дети младшего школьного возраста способны к произвольному запоминанию и готовы приложить необходимые усилия, чтобы запомнить то, что им предлагают. Однако более интересная для них информация по-прежнему усваивается быстрее.
Что нужно делать?
Для тренировки произвольной памяти ежедневно расспрашивайте малыша о том, что он запомнил из прошедшего дня, просите его сравнить события сегодняшнего и вчерашнего дней.
Избегайте механического заучивания чего-либо и зубрежки. Пытайтесь ребенка заинтересовать.
Повторение - мать учения. Для того чтобы информация закрепилась в долгосрочной памяти, необходимо периодически возвращаться к ней. Например, утром можно прочитать с ребенком стихотворение, вечером - повторить, через день - вернуться к прочитанному.
Главные условия тренировки
- С ребенком играем, а не даем задания. Иначе мотивация будет нулевой.
- Играйте в «неодноразовые» игры, которые не надоедают.
- Родители - активные участники игры, а не контролеры.
- Выбирайте игры, в которых можно улучшить результат, а не останавливаться на одном достижении.
Игры для тренировки памяти
- Я кладу в мешок-
Родитель говорит: «Я начинаю предложение, тебе нужно повторить мои слова и добавить свое. Я повторю за тобой и тоже добавлю свое. Интересно, сколько слов мы сможем добавить?»
Например: «Я положил в мешок яблоко», - «Я положил в мешок яблоко, тетрадь», - и т. д.
- Фотоаппарат
Слова взрослого: «Давай представим себя фотоаппаратом. Когда мы пройдем мимо дома (человека, машины, статуи), надо его сфотографировать глазами. А когда повернем за угол, мы начнем вспоминать, как он выглядел».
- Пароль дня
Обращаясь к ребенку, мама или папа говорит: «Предлагаю утром придумать нам пароль, который надо будет помнить весь день, а вечером при встрече мы друг другу его скажем».
- Восстанови последовательность
Выложите в ряд на стол несколько маленьких разных по фактуре предметов: игрушку, катушку, мячик, яблоко и т. п. Ребенку с завязанными глазами предложите их пощупать. Затем перемешайте предметы и попросите ребенка выложить (уже не вслепую) их на столе в той последовательности, в которой они были изначально.
- Повторяй за мной!
В эту игру можно играть с одним малышом или с группой, например, на детской площадке. Детям нужно показать танцевальные движения, двигаясь от простых к сложным, и попросить их повторить.
- Остановись вовремя!
Перед началом игры нужно договориться с ребенком (с детьми), какое движение под запретом: например, прыжок на месте. Игра заключается в повторении движений вслед за ведущим. Когда ведущий делает запрещенное движение, все должны остановиться. Тот, кто не среагирует вовремя, выбывает из игры.
А что с мышлением?
Мыслительный процесс - это возможность обрабатывать и преобразовывать информацию. Его основные функции: обобщение, анализ, сравнение поступающих сведений, установление причинно-следственных связей и рассуждение. Скорость мышления и способность рассуждать также можно натренировать, развивая при этом такой важный навык, как креативность.
Важно учить ребенка мыслить нестандартно.
Игры для тренировки мышления
- По-другому
Слова взрослого: «У каждого предмета есть свое применение. Например, стакан у нас есть, чтобы пить воду. А как бы мы еще могли использовать стакан?»
Примеры: посадить цветок, использовать как вазу, сложить маленькие игрушки и т. д.
- Банка
Родитель говорит: «Представь, что у нас есть трехлитровая банка. Давай осмотримся вокруг и решим, что мы в нее сможем положить. Главное - не забывай, что у таких банок горлышко меньше самой банки».
- Хорошо и плохо
В каждой ситуации можно найти что-то хорошее и что-то плохое. Например, когда светит ярко солнце, хорошо, что можно загорать, и плохо, что земля быстро высыхает.
Примеры ситуаций: идет дождь, сломался телефон, растаяло мороженое и т. д.
- Сравни
Многие предметы и живые существа, что нас окружают, чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. Давай подумаем, чем похожи, например, кошка и белка. И чем они отличаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими обенностями развития. Упражнения направлены на развитие всех пси...
«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...
Развитие мышления,воображения и памяти ребёнка с помощью оригинальных методов эйдетики.
Краткое описание принципов и методов развития памяти при помощи игр, тренингов и упражнений применяемых в Школе эйдетики.Методика оздаравливающая организм, снимающая стресс. При помощи которой в...
Особенности внимания,запоминания дошкольников. Развитие памяти. Развитие мышления и речи дошкольников.
Учебная дисциплина: психология.Темы:1. Сенсорное развитие дошкольников.2. Особенности внимания дошкольников.Управление вниманием.3. Особенности запоминания дошкольников.Развитие памяти.4. Развитие мыш...
Статья на тему : " Роль развития памяти в дошкольном детстве"
В данной статье говорится о роли развития памяти, как важнейшем виде умственной деятельности....
Статья: "Мнемотехника, как средство развития памяти дошкольников"
Мнемотехника, как средство развития памяти дошкольников....
Статья Мнемотехнические задания на развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, логического и образного мышления для работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством интеллектуального тренинга
Статья содержит обзор мнемотехнических заданий, которые можно использовать в процессе интеллектуального тренинга...