«Описательный рассказ- как средство развития связанной речи у детей 5-7 лет»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Черницкая Ирина Витальевна

"Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить" (Ф. А. Сохин). Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. 

 Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. Описательный рассказ является одним из видов связной речи. Четкое и конкретное определение описания дает О.А. Нечаева: «Описание — это модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющая для этого определенную языковую структуру». 
 Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или о действиях с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового процесса опирается на его последовательность (как я делаю лодочку, стирка и т. п.). 
 Разновидности описательных рассказов – сравнительный и объяснительный рассказы. В детском саду дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (например, сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме). Полезны и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу – значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребенок может объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру. 
 Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Описательный рассказ является одним из видов связной речи. Он предстaвляет собой особый вид монологического выскaзывания, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признaков объектa. Этот вид выскaзывания отличaется от других типов речи тем, что в описaтельном расскaзе отсутствует динaмика, харaктерна перечислительнaя интонaция, использовaние определѐнной лексики. В процессе состaвления описaтельных расскaзов дети учатся выделять и сопостaвлять существенные признaки предметa, осмысливaют их соотношение с другими предметaми. У них развивaется нaблюдательность, умение анaлизировать и срaвнивать.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей по теме «Описательный рассказ- как средство развития с вязанной речи у детей 5-7 лет» Подготовила: воспитатель Черницкая И.В. Цели: Продолжать знакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Повысить уровень компетентности родителей в развитии связной речи у детей. Показать на наглядном и практическом материале методы и приёмы формирования связной речи (схемы – планы, игры для составления описательных рассказов).

Слайд 2

Связанная речь - это такие развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.

Слайд 3

Особенности описательного рассказа: - в отличие от повествовательного рассказа, описательный рассказ не имеет сюжета; - в описательном рассказе отсутствует временная последовательность, тогда как в повествовательном - события передаются в определенной временной последовательности; - речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий ( наречий); - описательный рассказ труднее для составления, чем повествовательный.

Слайд 4

Факторы облегчающие процесс становления связанной речи 1. Н аглядность . Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия. 2. П лан высказывания (схема), где есть все конкретные элементы высказывания.

Слайд 5

Структура описательного рассказа 1. Кто это или что это? 2. Внешний вид (форма, цвет, размер, материал….). 3. Характерные признаки предмета или явления. 4. Назначение (где используется, какую приносит пользу…). 5. Отношение к описываемому предмету или явлению.

Слайд 10

Можно вместе с ребенком нарисовать схему для описания

Слайд 11

Цель: закреплять навыки составления - рассказа и описания. « Забывчивый покупатель » Ход игры: Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. «Придумай загадку» Например: эта игрушка громкая, по ней стучат, жёлтая с красными полосками . Игры по составлению описательного рассказа

Слайд 12

Игра «Магазин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития связанной речи детей.

Театрализованная деятельность как средство развития связанной речи детей.«Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного ...

Обобщение опыта по теме: «Описательный рассказ как средство формирования связной речи у детей 4-7 лет»

Изучением особенностей речевого развития дошкольников занимались многие известные ученые и педагоги. Их опыт и разработки отражены в следующих трудах: «Обучение связной речи детей с ОНР» С...

презентация к обобщению опыта по теме: описательный рассказ как средство формирования связной речи у детей 4-7 лет.

презентация к обобщению опыта по теме: описательный рассказ как средство формирования связной речи у детей 4-7 лет....

Театральная деятельность, как средство развития связанной речи у детей младшей группы

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Всю свою выдумку, впечатлени...

Мнемотехника, как средство развития связанной речи у детей с ОВЗ

Проблема развития связной речи детей хорошо известна. Причиной речевых трудностей являются подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой. Следуя из выше ...