Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Полянка». Тема «Составление описательного рассказа по схеме о лисе».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание по плану, активизация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_po_sheme_o_lise.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Районное методическое объединение учителей-логопедов Советского района
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие».
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи №3 «Полянка».
Тема «Составление описательного рассказа по схеме о лисе».
Составила:
Андронова Татьяна Анатольевна,
учитель-логопед,
высшая категория.
г. Советский
19. 03.2024г.
Интеграция образовательных областей.
«Речевое развитие» – развитие компонентов устной речи: активизация словарного запаса, связной речи, грамматический строй, произносительная сторона.
«Социально - коммуникативное» – приобщение к нормам общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
«Познавательное развитие» – развитие познавательной деятельности.
«Физическое развитие» – развитие общей моторики с использованием кинезиолгии, ловкости, координации.
Интеграция видов деятельности:
Игровая – задания выполняются в игровой форме.
Коммуникативная – осуществляется в течение всей НОД и способствует развитию всех компонентов устной речи и навыкам общения.
Познавательная – узнать, запомнить новые сведения, слова, получить знания.
Социально-коммуникативная - приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.
Двигательная – развитие общей моторики с кинезиологическими движениями.
Вид занятия: тематическое.
Формы образовательной деятельности: подгрупповая.
Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание по плану, активизация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши».
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закреплять знания детей о лисице (внешний вид, жилища, еда)
2. Обучать навыкам связной речи у детей.
3. Формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Учить детей составлять описательный рассказ о лисе, опираясь на схему.
2. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
3. Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами множественного числа.
4. Упражнять в употреблении предлога в.
5. Учить отвечать полным предложением.
6. Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, внимание, словесно-логическое
мышление.
7. Совершенствование умения бросать и ловить мяч.
8. Развитие координации движений, тренировка обеих полушарий головного мозга.
Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений, умение договариваться.
Планируемый результат: обогащение словаря по теме «Дикие животные и их детеныши»; умение называть детенышей; согласовывать существительные с прилагательными; составление описательного рассказа о лисе по плану.
Оборудование: ёлка, нейро-дорожка «Следы», массажные коврики, магнитная доска.
Демонстрационный материал: игрушка лиса, шишки, мяч, схема-описания «Дикие животные».
Раздаточный материал: зашумленные картинки животных, картинки (изображение жилище животных).
Предварительная работа: ходьба по нейро-дорожке «Следы», рассматривание картин и беседа по теме «Дикие животные и их детеныши», работа над грамматическим строем по теме «Дикие животные».
Индивидуальная работа: следить за произношением звуков: [С, З] у Насти С., [Л`] у Дениса Г., Артема Г., [Р] у Кати К.; следить за осанкой у детей.
№ | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время (примерное) | |
I | Вводная часть Организационный момент | ||
«Круг радости». Логопед: Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. Логопед: сегодня утром я нашла приглашение, прочитаем? Логопед: «Здравствуйте. Приглашаю вас в гости. Лиса». Логопед: ребята, от кого нам пришло сообщение? Логопед: где живёт лиса? | Коммуникативная, игровая. Дети встают в круг. Дети: да. Дети: приглашение пришло от лисы. Дети: лиса живёт в лесу. | 2 мин. | |
II | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | ||
Сюрпризный момент. Логопед: отправляемся в гости к лисе. На улице холодно, наденем теплую одежду и валенки. Логопед: я знаю слова, которые помогут нам отправиться в лес. Ножкой топнем, в ладоши хлопнем. Вокруг себя повернёмся, Дружно за руки возьмёмся. Глаза закроем. Скажем «Ах!» И окажемся в гостях». Логопед: как же нам найти дорогу? Смотрите тропинка. Пройдём по тропинке. | Имитация одевания одежды, обуви. Дети идут по тропинке (нейро-дорожка). | 1,5 мин. | |
III | Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | ||
1. | Логопед: отгадайте, кто спрятался в сугробе? Логопед: Настя, расскажи, какой заяц? Логопед: Артем, расскажи, какой волк? Логопед: Амалия, расскажи, какая белка? Логопед: Лева, расскажи, какой ёж? Логопед: ребята, ёж, заяц, волк, медведь, как можно назвать одним словом? | Дети подходят к «сугробу». Настя: заяц. Настя: быстрый, длинноухий, пушистый, пугливый, зимой – белый, летом – серый. Артем: серый, злой, быстрый, зубастый, сердитый, хищный. Амалия: ловкая, рыжая, пушистая, запасливая. Лева: серенький, колючий, ловкий, быстрый. Дети: дикие животные, за ними человек не ухаживает. | 3 мин. |
2. | Логопед: пойдём по этой тропинке. Работа у магнитной доски. Логопед: как называется жилище животных? Логопед: как называют жилище белки? | Дети идут по тропинке (массажные коврики). Настя: белка живёт в дупле. Артем: медведь живёт в берлоге. Амалия: ёж живёт в норе. Лева: волк живёт в логове. | 1 мин. |
3. | Логопед: пойдём по этой тропинке. Игра «Назови детенышей». Логопед: назовите детенышей животных. Логопед: Настя, кто у волчицы детёныши? Логопед: Артем, кто у медведицы детёныши? Логопед: Лева, кто у ежихи детёныши? Логопед: Амалия, кто у бельчихи детёныши? Логопед: ребята, нас встречает лиса. Лиса все слышала, как мы рассказывали о животных. Скажите, лиса, какая? | Дети идут по тропинке (массажные коврики). Настя: у волчицы волчата. Артем: у медведицы медвежата. Лева: у ежихи ежата. Амалия: у бельчихи бельчата. Дети: лиса хитрая, умная, рыжая, ловкая, быстрая. | 1,5 мин. |
4. | Логопед: составим рассказ о лисе по этой схеме. Логопед: кто это? Логопед: какой мех у лисы? По цвету? Логопед: из чего состоит тело лисы? Логопед: кто детеныши у лисы? Логопед: где живет лиса? Логопед: чем питается лиса? | Дети присаживаются на стульчики (пенёчки). Дети: это лиса. Дети: у лисы мех мягкий, пушистый, по цвету оранжевая. Дети: туловище, четыре лапки, длинный хвост, мордочка. Дети: детеныши у лисы лисята. Дети: лиса живет в норе. Дети: лиса питается мышками, птичками, лягушками. | 1,5 мин. |
5. | Логопед: послушайте мой рассказ, а потом расскажите вы. Это лиса. Лиса дикое животное. У лисы мех рыжий, мягкий, пушистый. У лисы мордочка тёмная, острые ушки, туловище, четыре чёрные длинные лапки, длинный пушистый хвост, кончик хвоста белого цвета. Детёныши у лисицы лисята. Живёт лиса в норе. Питается лиса мышками, зайцами, лягушками и птичками. Логопед: Лева, начинаешь ты рассказ. Логопед: Настя, продолжи ты. Логопед: Артем, расскажи рассказ. Логопед: Амалия расскажи рассказ. Логопед: ребята, лиса благодарит вас за рассказы, дарит нам шишки. А нам пора возвращаться домой. До свидания, лиса. Логопед: пойдём обратно по тропинке. | Лева: это лиса. Лиса дикое животное. У лисы мех рыжий, мягкий, пушистый. У лисы мордочка тёмная, острые ушки, туловище, четыре чёрные длинные лапки, длинный пушистый хвост, кончик хвоста белого цвета. Настя: детёныши у лисицы лисята. Живёт лиса в норе. Питается лиса мышками, зайцами, лягушками и птичками. Артем и Амалия рассказывает рассказ. Дети: до свидания, лиса. Дети идут по тропинке (нейро-дорожка). | 10 мин. |
IV | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | ||
9. | Логопед: Ножкой топнем, в ладоши хлопнем. Вокруг себя повернёмся, Дружно за руки возьмёмся. Глаза закроем. Скажем «Ах!» И окажемся в детском саду». Логопед: снимаем одежду, обувь. Ребята, кто приглашал нас в гости? | Дети встают в круг. Дети «снимают» одежду, обувь. | 1 мин. |
V | Рефлексия. Логопед: ребята, у кого мы были в гостях? Логопед: о каких животных мы говорили в лесу? Логопед: как можно назвать этих животных одним словом? Логопед: возьмите по шишке, которые нам подарила лиса. | Дети: мы были в гостях у лисы. Дети: мы говорили о еже, белке, медведе, лисе, волке. Дети: это дикие животные. | 1 мин. |
Список источников:
1. Нищева Н. В. Конспекты логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СБ Детсво-пресс, 2018г.
2. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматического строя речи для детей 5-7 лет. Транспорт. — М.: АРКТИ, 2007. —
32 с: ил.
3. Сековец Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. М.:Аркти, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Планирование составлено по "Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет) Н.В. Нищевой....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...
Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
При составлении рабочей учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной образовательной программы д...
Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи
В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной аппаратуры. (Подготовительная группа).«Город Звукоград»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических представленийдля детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной а...
Для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи. «Правила здорового питания»
Тема НОД: «Правила здорового питания»...
Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...