Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Полянка». Тема «Составление описательного рассказа по схеме о лисе».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Андронова Татьяна Анатольевна

Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание по плану,  активизация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_po_sheme_o_lise.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Районное методическое объединение учителей-логопедов  Советского района

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области  «Речевое развитие».

Средняя группа компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи  №3 «Полянка».

Тема  «Составление описательного рассказа по схеме о лисе».

                                                                                          Составила:

                                                                                                         Андронова Татьяна Анатольевна,

        учитель-логопед,

        высшая  категория.

         

г. Советский

19. 03.2024г.

Интеграция образовательных областей.

«Речевое развитие»  –  развитие  компонентов устной речи: активизация словарного запаса, связной речи, грамматический строй, произносительная сторона.

«Социально - коммуникативное» – приобщение к нормам общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.

«Познавательное развитие» – развитие познавательной деятельности.

«Физическое развитие» –  развитие общей моторики с использованием кинезиолгии, ловкости, координации.

Интеграция видов деятельности:

Игровая – задания выполняются в игровой форме.

Коммуникативная – осуществляется в течение всей НОД и способствует  развитию всех компонентов устной речи и навыкам общения.

Познавательная  – узнать, запомнить новые сведения, слова, получить знания.

Социально-коммуникативная - приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.

Двигательная – развитие общей моторики с кинезиологическими движениями.

Вид занятия: тематическое.

Формы образовательной деятельности:  подгрупповая.

Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание по плану,  активизация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши».

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Закреплять знания детей о лисице (внешний вид, жилища, еда)                                                    

2. Обучать навыкам связной речи у детей.

3. Формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить детей составлять описательный рассказ о лисе, опираясь на схему.

2. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

3. Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами множественного числа.

4. Упражнять в употреблении предлога в.

5. Учить отвечать полным предложением.

6. Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, внимание, словесно-логическое

    мышление.

7. Совершенствование умения бросать и ловить мяч.

8. Развитие координации движений, тренировка обеих полушарий головного мозга.

Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений, умение договариваться.

Планируемый результат: обогащение словаря по теме «Дикие животные и их детеныши»; умение называть детенышей; согласовывать существительные с прилагательными; составление описательного рассказа о лисе по плану.

Оборудование: ёлка, нейро-дорожка «Следы», массажные коврики, магнитная доска.

Демонстрационный материал: игрушка лиса, шишки, мяч, схема-описания «Дикие животные».

Раздаточный материал: зашумленные картинки животных, картинки (изображение жилище животных).

Предварительная работа: ходьба по нейро-дорожке «Следы», рассматривание картин и беседа по теме  «Дикие животные и их детеныши», работа над грамматическим строем по теме «Дикие животные».

Индивидуальная работа: следить за произношением звуков: [С, З] у Насти С., [Л`] у Дениса Г., Артема Г., [Р]  у Кати К.; следить за осанкой у детей.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

I

Вводная часть   Организационный момент

«Круг  радости».

Логопед: 

Станем рядышком, по кругу,

Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Логопед: сегодня утром я нашла приглашение, прочитаем?

Логопед: «Здравствуйте. Приглашаю вас в гости. Лиса».

Логопед:  ребята, от кого нам пришло сообщение?

Логопед: где живёт лиса?

Коммуникативная, игровая.

Дети встают в круг.

Дети: да.

Дети: приглашение пришло от лисы. 

Дети: лиса живёт в лесу.

2 мин.

II

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Сюрпризный момент. 

Логопед: отправляемся в гости к лисе.

На улице холодно, наденем теплую одежду и валенки.

Логопед: я знаю  слова, которые помогут  нам  отправиться в лес.

    Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.

    Вокруг себя повернёмся,  

    Дружно за руки возьмёмся.

    Глаза закроем. Скажем «Ах!»

    И окажемся в гостях».

Логопед: как же нам найти дорогу?  Смотрите тропинка. Пройдём по тропинке.

Имитация одевания одежды, обуви.

Дети идут по тропинке

(нейро-дорожка).

1,5  мин.

III

Основная часть  Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

1.

Логопед: отгадайте, кто спрятался  в сугробе?

Логопед: Настя, расскажи, какой заяц?

Логопед: Артем, расскажи, какой волк?

Логопед: Амалия, расскажи, какая белка?

Логопед: Лева, расскажи, какой ёж?

Логопед: ребята, ёж, заяц, волк, медведь, как можно назвать одним словом?

Дети подходят  к  «сугробу».

Настя:  заяц.

Настя:  быстрый, длинноухий, пушистый, пугливый, зимой – белый, летом – серый.

Артем:  серый, злой, быстрый, зубастый, сердитый, хищный.

Амалия: ловкая, рыжая, пушистая, запасливая.

Лева:  серенький, колючий, ловкий, быстрый.

Дети: дикие животные, за ними человек не ухаживает.

3 мин.

2.

Логопед: пойдём по этой тропинке.  

Работа  у магнитной доски.

Логопед: как называется жилище животных?

Логопед: как называют жилище белки?

Дети идут по тропинке (массажные коврики).

Настя: белка живёт в дупле.

Артем: медведь живёт в берлоге.

Амалия: ёж живёт в норе.

Лева: волк живёт в логове.

1 мин.

3.

Логопед: пойдём по этой тропинке.  

Игра «Назови детенышей».

Логопед: назовите детенышей животных.    

Логопед:  Настя, кто у волчицы детёныши?

Логопед:  Артем, кто у медведицы  детёныши?

Логопед:  Лева, кто у ежихи  детёныши?

Логопед:  Амалия, кто у бельчихи  детёныши?

Логопед: ребята, нас встречает лиса. Лиса все слышала, как мы рассказывали о животных. Скажите, лиса, какая?

Дети идут по тропинке (массажные коврики).

Настя: у волчицы волчата.

Артем: у медведицы медвежата.

Лева: у ежихи ежата.

Амалия: у бельчихи бельчата. 

Дети: лиса хитрая, умная, рыжая, ловкая, быстрая.

1,5  мин.

4.

Логопед:  составим рассказ о лисе по этой схеме.

Логопед:  кто это?

Логопед: какой мех у лисы? По цвету?

Логопед: из чего состоит тело лисы?

Логопед: кто детеныши у лисы?

Логопед: где живет лиса?

Логопед: чем питается лиса?

Дети присаживаются на стульчики (пенёчки).

Дети:  это лиса.

Дети: у лисы мех мягкий, пушистый, по цвету оранжевая.

Дети: туловище, четыре лапки, длинный хвост, мордочка.

Дети: детеныши у лисы лисята.

Дети:  лиса живет в норе.

Дети:  лиса питается мышками, птичками, лягушками.

1,5 мин.

5.

Логопед: послушайте мой рассказ, а потом расскажите вы.

       Это лиса. Лиса дикое животное. У лисы мех рыжий, мягкий, пушистый. У лисы мордочка  тёмная,  острые  ушки, туловище, четыре чёрные длинные лапки, длинный пушистый хвост, кончик хвоста белого цвета. Детёныши у лисицы лисята. Живёт лиса в норе. Питается лиса мышками, зайцами, лягушками и птичками.

Логопед: Лева, начинаешь ты рассказ.

Логопед:  Настя, продолжи ты.

Логопед:  Артем,  расскажи рассказ.

Логопед:  Амалия расскажи рассказ.

Логопед: ребята, лиса благодарит вас за рассказы, дарит нам шишки. А нам пора возвращаться домой. До свидания, лиса.

Логопед: пойдём обратно по тропинке.

Лева: это лиса. Лиса дикое животное. У лисы мех рыжий, мягкий, пушистый. У лисы мордочка  тёмная,  острые  ушки, туловище, четыре чёрные длинные лапки, длинный пушистый хвост, кончик хвоста белого цвета.

Настя: детёныши у лисицы лисята. Живёт лиса в норе. Питается лиса мышками, зайцами, лягушками и птичками.

Артем и Амалия  рассказывает рассказ.

Дети:  до свидания, лиса.

Дети идут по тропинке

(нейро-дорожка).

10 мин.

IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    Итог занятия. Систематизация знаний.

9.

Логопед:     Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.

                      Вокруг себя повернёмся,  

                      Дружно за руки возьмёмся.

                      Глаза закроем. Скажем «Ах!»

                      И окажемся в детском саду».

Логопед: снимаем одежду, обувь. Ребята, кто приглашал нас в гости?

Дети встают в круг.

Дети «снимают»  одежду, обувь.

1 мин.

V

Рефлексия.

Логопед: ребята, у кого мы были в гостях?

Логопед: о каких животных мы говорили в лесу?

Логопед: как можно назвать этих животных одним словом?

Логопед: возьмите по шишке, которые нам подарила лиса.

Дети: мы были в гостях у лисы.

Дети: мы говорили о еже, белке, медведе, лисе, волке.

Дети: это дикие животные.

1 мин.

Список источников:

1. Нищева Н. В. Конспекты логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СБ Детсво-пресс, 2018г.

2. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматического строя речи для детей 5-7 лет. Транспорт. — М.: АРКТИ, 2007. —

32 с: ил.

3. Сековец Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. М.:Аркти, 2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Планирование составлено по "Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет) Н.В. Нищевой....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...

Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

При составлении рабочей учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной образовательной программы д...

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной аппаратуры. (Подготовительная группа).«Город Звукоград»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представленийдля детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной а...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...