Конспект по развитию речи (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Васютченкова Элеонора Романовна

Рзвитие природоведческого словаря по теме: «Дикие животные»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект по развитию речи

Группа: средняя (4-5 лет)

Тема: развитие природоведческого словаря по теме: «Дикие животные»

Задачи:

  • Образовательные: формирование природоведческого словаря по теме: «Дикие животные»; формирование грамматического строя речи
  • Развивающие: учить детей выделять характерные части и особенности предмета или объекта; учить детей строить ответы полными предложениями; развивать наблюдательность
  • Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать говорящего, не перебивать; воспитывать бережное отношение к диким животным

Оборудование и материалы: игрушки диких животных (заяц, лиса, волк, белка), дидактическая игра «Кто что ест?»: фигурки животных (лошадь, собака, корова, волк и лиса), карточки с изображением пищи для животных, рассказы: Ситон-Томпсон «Виннипегский волк», Ирис Ревю «О лисице», эмблемы

Предварительная подготовка к занятию:

  • Видеофильм «Дикие животные»
  • Энциклопедия «Дикие животные»
  • Дидактическая игра «Сложи животное»; «Кто, где живет?»
  • лепка/рисование «Дикие животные»

Словарная работа:

  • Активизация словаря: заяц, белка, хвост, уши, лапы, мех, усы, голова, туловище, кисточки (на ушах у белки),
  • Обогащение словаря: волк, лиса, когти, клыки, шерсть, воет, оскал, «тяфкать»

Методы и приемы:

  • Словесные: беседа, вопросы, речевой образец, повторное проговаривание
  • Наглядные: игрушки
  • Практические: сенсорное обследование, дидактические игры
  • Игровые: путешествие
  • Интерактивный: репродуктивный

Средства развития речи: обучение родной речи и языку на занятиях, игровая деятельность, различные виды и искусства, художественная литература

Форма проведения занятия: фронтальная

Ход:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, вы любите гулять? (Да.)

Воспитатель: Ребята, когда отправляются на прогулку в далёкие места – это называется путешествие. Вот мы сегодня и отправимся в лес. А теперь оправляемся в путь. Друг за другом становитесь.

Мы шагаем по дороге,

Поднимай повыше ноги.

Веселей шагайте,

И никто не отставайте.

Основная часть:

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес.

Воспитатель: Мне, кажется, ребята, что кто-то там за нами смотрит.

Ну-ка, посмотрим. Кто это? (белка)

Обследование белки

  • Что вы знаете о белке?
  • Где живет белка?
  • Где в лесу живет белка? (белка живет на дереве в дупле)
  • Чем питается белка?

Воспитатель: дети, посмотрите, кто же там спрятался в кустах? (это заяц)

Обследование зайца

  • Что вы знаете о зайце?
  • Где живет заяц в лесу?
  • Чем питается заяц?

Воспитатель: дети давайте продолжим наше путешествие и пройдем дальше по тропинке. Дети посмотрите, кто это там притаился за деревом? (волк)

Обследование волка

  • Что есть у волка? (у волка есть туловище, голова, лапы, хвост и т.д.)
  • Что есть у волка на голове? ( у волка на голове есть уши)
  • Что еще есть у волка? ( у волка на лапах есть когти, в пасти есть клыки)
  • Чем покрыто тело волка? (тело волка покрыто шерстью)
  • Какого цвета шерсть у волка? (шерсть у волка серого цвета)
  • Волк домашнее или дикое животное?
  • Чем питается волк? (волк питается мясом)

Воспитатель: дети, давайте присядем на пеньки и послушаем рассказ о волке

«Виннипегский волк» — рассказ Сетона-Томпсона

В стороне рвался и лаял огромный черный пес, держась, однако, все время под прикрытием толпы. А посередине стоял большой угрюмый волк.

Волк? Он показался мне львом. Он стоял один-одинешенек — решительный, спокойный, с ощетинившимся загривком и прочно расставленными ногами — и поглядывал то туда, то сюда, готовый к атаке по всем направлениям. Изгиб его губ напоминал презрительную усмешку, хотя это был, вероятно, всего лишь обычный боевой оскал. Под предводительством волкоподобной собаки, которой следовало бы стыдиться такого предательства, свора бросилась на него, должно быть, в двадцатый раз. Но рослый серый зверь метнулся туда, сюда, хлопнув ужасными челюстями: щелк, щелк, щелк. Волк не визжал, не выл и не лаял. Между тем в рядах его врагов раздался не один предсмертный вопль, прежде чем они снова отпрянули от него, оставив его по-прежнему неподвижным, неукротимым, невредимым и презрительным.

Воспитатель: дети посмотрите, кто к нам подошел? (лиса)

Обследование лисы

  • Что есть у лисы? (у лисы есть туловище, голова, лапы, хвост и т.д.)
  • Что есть у лисы  на голове? (у лисы на голове есть уши)
  • Что еще есть у лисы? (у лисы на лапах есть когти; в пасти есть клыки и т.д.)
  • Чем покрыто тело лисы? (тело лисы  покрыто шерстью)
  • Какого цвета шерсть у лисы? (шерсть у лисы оранжевого цвета)
  • Лиса  домашнее или дикое животное? (лиса дикое животное)
  • Чем питается Лиса? (лиса  питается мясом)

Какой оскал у волка?

Какого цвета шерсть у волка?

Воспитатель: давайте послушаем рассказ о лисе

«О лисице» Автор рассказа: Ирис Ревю

Лисице нравится везде — в поле, в лесу, на лугу, на берегу водоёма. Перепутать её с другим зверем невозможно. Ну, скажите, у кого ещё есть такая шикарная рыжая шубка и длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце?

Лиса – большая модница. Шуб у неё две — зимняя и летняя. Причём зимняя — гораздо теплее: мех у неё гуще и длиннее, чем у летней.

К чести лисы нужно отнести то, что она отличается большой сообразительностью, хитрит.

Слух у этого зверя – великолепный. Зимой лиса внимательно прислушивается к различным звуком и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. Лисица тут же разгребает снег и настигает добычу. Говорят, что лисица «мышкует».

Лиса – типичный хищник. В летнюю пору рацион лисицы составляют лягушки, мелкие птички, зверьки. А уж повадится бегать на ферму – берегись! Будет таскать курочек да петушков.

Лиса, готовясь вывести детёнышей, на время становится настоящим строителем. Она роет (строит) длинные, мудрёные норы с несколькими выходами. Мало ли что! Но иногда лиса ленится. Ничего не строя, пользуется готовой норой, той, что выкопал барсук или другой какой зверь.

-Слышали ли вы голос лисицы? Он у неё звонкий, она «тявкает».

-Где живут лисы?

-Сколько шуб у лисы? Какие они?

-Какие звуки издает лиса?

ФИЗМИНУТКА

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Дидактическая игра «Кто что ест?»

Цель: формировать знания детей о диких животных

Оборудование: фигурки животных ( лошадь, собака, корова, волк, лиса), карточки с изображением пищи для животных.

Ход игры: воспитатель раскладывает карточки на столе и показывает детям фигурку животного, а дети его называют и подбирают для него подходящую картинку

Заключительная часть:

Подведение итогов

Воспитатель: дети, каких животных мы с вами увидели в лесу?

Создание положительных эмоций: раздача эмблем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи средняя группа

1. Продолжать формировать умение  детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенство...

Конспект НОД Развитие речи средняя группа

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Дикие животные» Программное содержание: • Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются. • Учить детей различать и выделять в сл...

Конспект НОД Развитие речи средняя группа

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Дикие животные» Программное содержание: • Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются. • Учить детей различать и выделять...

Конспект по развитию речи средняя группа " Грузовик в гости заезжал"

Описание транспорта. ГрузовикИнтеграция образовательных  областей:  «Познавательное развитие» «Художественное творчество» (рисование), «Музыка», « социально коммуникативное развитие»....

Конспект по развитие речи средняя группа "Буратино"

Конспект по развитие речи средняя группа "Братнино"...

Конспект занятия развитие речи средняя группа "Я человек"

Развитие речи. Конспект заняти в средней группею "Я человек"...