Методика развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Методика развития мелкой моторики
у детей дошкольного возраста
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
На сегодняшний день представлено множество методик по развитию мелкой моторики пальцев рук. Их предлагают такие авторы, как И. Агапова и М. Давыдова, Ю. Соколова, Е. Черенкова, О. Новиковская и многие другие.
Наиболее заметными оказались методика М. Борисенко и Н. Лукиной, которая дает полную картину развития мелкой моторики в соответствии с сензитивными периодами, т.е. с периодами возрастного периода ребенка, наиболее благоприятными для освоения определенного вида деятельности. За основу физиологического развития кисти взяты показатели развития тонкой моторики по А. Гезеллу. Педагоги должны приблизить ребенка к этим показателям, учитывая его возрастные индивидуальные и физиологические возможности.
Методическое пособие М. Борисенко и Н. Лукиной содержит таблицы, позволяющие спланировать программу занятий и практический материал по каждому разделу развития мелкой моторики. Приведены игры по развитию кистей и пальцев рук: на развитие тактильного восприятия, с водой, на нанизывание, с пластилином, с бумагой, мозаикой, на выкладывание и т.д.
Методика О. Крупенчук. В книге известного петербургского логопеда представлены пальчиковые игры – комплекс упражнений и массажа для развития пальцев рук. Систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка.
Стихи, сопровождающие упражнения формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму.
Кроме того, они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребенка). Остальные – требуют каких-то предметов (которые почти всегда есть в обиходе), но не менее интересны для ребенка.
Стихи, сопровождающие упражнения – это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Методика А. Хвостовцева. Предложенные в книге упражнения для пальчиков помогут развить мелкую моторику рук и речь ребенка. Кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. С пальчиковыми потешками ребенок легко освоит азы математики: научится счету, осознает понятия "выше" и "ниже", "сверху" и "снизу", "право" и "лево". В книгу включены главы с пальчиковыми потешками, которые помогут подготовить ребенка ко сну или наоборот, легко и ласково разбудить его. Здесь можно найти огромнейшее количество пальчиковых игр для детей разного возраста, "игры-просыпалочки" и "игры-усыплялочки", "пальчиковые зверушки" и "пальчиковый театр". Простые манипуляции с пальчиками, а в итоге положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи.
Книга развивает речь и вкус к языку, возрождает интерес к русской речевой и культурной традиции.
Методика Г.Галкиной и Т.Дубининой. Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям. Занятия проводятся в течение года с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Для удобства работы педагога упражнения, проводимые на занятиях с детьми каждой возрастной группы представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических том. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, путницы, липучки, молнии и т.д.)
Пособие предназначено, в первую очередь, воспитателям логопедических групп. Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обнаруживается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя. Данное пособие с успехом могут также использовать в своей работе воспитатели массовых детских садов, и родители, которые хотят улучшить развитие мелкой моторики, расширить их кругозор.
Методика О. Новиковской. В книге О. Новиковской представлены стихи и пальчиковые игры для детей дошкольного возраста.
Стихи можно не только рассказывать, но и показывать, сочетая их с простыми движениями рук. Известно, что развитие мелкой моторики пальцев является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития.
Описанные игры помогут ребенку научиться свободно владеть своими не всегда послушными пальчиками, разовьют координацию движений. Попутно малыш будет отгадывать загадки, запоминать небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширятся представления ребенка об окружающем мире, словарный запас. Пальчиковые игры улучшат внимание и память, помогут выработать терпение и усидчивость, разовьют творческие способности и фантазию малыша.
Весь приведенный в книге речевой материал систематизирован по тематическому принципу и может быть использован педагогами на занятиях по развитию речи.
Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка.
Речь – это врожденная реакция человека, но развитие ее происходит при воздействии социальной среды.
Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуляционный аппарат, нормальный интеллект, хорошая, полноценная речевая среда. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Анализ методик развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволил сделать следующие выводы:
Существует множество методик по развитию мелкой моторики пальцев рук. Все они ориентированы не только на развитие устной речи, но и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму. Кроме того, использование пальчиковых игр способствует приобретению подвижности, гибкости кистей рук, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, улучшаются внимание и память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_razvitiya_melkoy_motoriki.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика развития мелкой моторики
у детей дошкольного возраста
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
На сегодняшний день представлено множество методик по развитию мелкой моторики пальцев рук. Их предлагают такие авторы, как И. Агапова и М. Давыдова, Ю. Соколова, Е. Черенкова, О. Новиковская и многие другие.
Наиболее заметными оказались методика М. Борисенко и Н. Лукиной, которая дает полную картину развития мелкой моторики в соответствии с сензитивными периодами, т.е. с периодами возрастного периода ребенка, наиболее благоприятными для освоения определенного вида деятельности. За основу физиологического развития кисти взяты показатели развития тонкой моторики по А. Гезеллу. Педагоги должны приблизить ребенка к этим показателям, учитывая его возрастные индивидуальные и физиологические возможности.
Методическое пособие М. Борисенко и Н. Лукиной содержит таблицы, позволяющие спланировать программу занятий и практический материал по каждому разделу развития мелкой моторики. Приведены игры по развитию кистей и пальцев рук: на развитие тактильного восприятия, с водой, на нанизывание, с пластилином, с бумагой, мозаикой, на выкладывание и т.д.
Методика О. Крупенчук. В книге известного петербургского логопеда представлены пальчиковые игры – комплекс упражнений и массажа для развития пальцев рук. Систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка.
Стихи, сопровождающие упражнения формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму.
Кроме того, они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребенка). Остальные – требуют каких-то предметов (которые почти всегда есть в обиходе), но не менее интересны для ребенка.
Стихи, сопровождающие упражнения – это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Методика А. Хвостовцева. Предложенные в книге упражнения для пальчиков помогут развить мелкую моторику рук и речь ребенка. Кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. С пальчиковыми потешками ребенок легко освоит азы математики: научится счету, осознает понятия "выше" и "ниже", "сверху" и "снизу", "право" и "лево". В книгу включены главы с пальчиковыми потешками, которые помогут подготовить ребенка ко сну или наоборот, легко и ласково разбудить его. Здесь можно найти огромнейшее количество пальчиковых игр для детей разного возраста, "игры-просыпалочки" и "игры-усыплялочки", "пальчиковые зверушки" и "пальчиковый театр". Простые манипуляции с пальчиками, а в итоге положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи.
Книга развивает речь и вкус к языку, возрождает интерес к русской речевой и культурной традиции.
Методика Г.Галкиной и Т.Дубининой. Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям. Занятия проводятся в течение года с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Для удобства работы педагога упражнения, проводимые на занятиях с детьми каждой возрастной группы представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических том. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, путницы, липучки, молнии и т.д.)
Пособие предназначено, в первую очередь, воспитателям логопедических групп. Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обнаруживается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя. Данное пособие с успехом могут также использовать в своей работе воспитатели массовых детских садов, и родители, которые хотят улучшить развитие мелкой моторики, расширить их кругозор.
Методика О. Новиковской. В книге О. Новиковской представлены стихи и пальчиковые игры для детей дошкольного возраста.
Стихи можно не только рассказывать, но и показывать, сочетая их с простыми движениями рук. Известно, что развитие мелкой моторики пальцев является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития.
Описанные игры помогут ребенку научиться свободно владеть своими не всегда послушными пальчиками, разовьют координацию движений. Попутно малыш будет отгадывать загадки, запоминать небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширятся представления ребенка об окружающем мире, словарный запас. Пальчиковые игры улучшат внимание и память, помогут выработать терпение и усидчивость, разовьют творческие способности и фантазию малыша.
Весь приведенный в книге речевой материал систематизирован по тематическому принципу и может быть использован педагогами на занятиях по развитию речи.
Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка.
Речь – это врожденная реакция человека, но развитие ее происходит при воздействии социальной среды.
Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуляционный аппарат, нормальный интеллект, хорошая, полноценная речевая среда. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Анализ методик развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволил сделать следующие выводы:
Существует множество методик по развитию мелкой моторики пальцев рук. Все они ориентированы не только на развитие устной речи, но и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму. Кроме того, использование пальчиковых игр способствует приобретению подвижности, гибкости кистей рук, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, улучшаются внимание и память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст
Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....