Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Князева Анна Александровна

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: учить отвечать на вопросы; развивать навыки правильного грамматического строя речи, воспитание любви и уважения к родным и близким.

Задачи:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о семье, родственных отношениях, семейных традициях; может составить небольшой рассказ о своей семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи

Тема: «Моя семья»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: учить отвечать на вопросы; развивать навыки правильного грамматического строя речи, воспитание любви и уважения к родным и близким.

Задачи:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о семье, родственных отношениях, семейных традициях; может составить небольшой рассказ о своей семье.

Материалы и оборудование: проектор, презентация «Возникновение первой семьи», семейные альбомы, сердечко с надписью «Дружная семья»; маленькие сердечки.



Содержание
организованной деятельности детей

Организационный момент.

Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

- Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший красивый каждый из вас,

Вы самые лучшие, что есть на свете

Глаза открываем

Здравствуйте, дети!

2. Чтение стихотворения «Семья – большое счастье

-Я вам прочитаю стихотворение, вы должны догадаться, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой -

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сёстры.

Чтоб жизнь была весёлой,

И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:

Детишек, птиц, зверья,

Должны быть те, кто дорог -

Родимая семья!

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой,

Семья - большое счастье

Подарок самый-самый!

3. Беседа на тему «Моя семья».

– Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья» мы сейчас с вами послушаем и посмотрим. (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.)

У меня есть ромашка с загадками. Давайте их отгадаем

Загадка №1

Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший … (Ответ: Брат)

Загадка №2

Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша … (Ответ: Бабушка)

Загадка №3 Самый смелый, самый сильный, Утром с бородою мыльной, Рулит на машине важно, В стену гвоздь забьет отважно, Любит нас и нашу маму, Это наш любимый … (Ответ: Папа)

Загадка №4 Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка — Моя старшая … (Ответ: Сестренка)

Загадка №5 Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша… (Ответ: Мама)

Загадка №6 Мамы старшая сестра — С виду вовсе не стара, С улыбкой спросит: «Как живете?» Кто в гости к нам приехал? (Ответ: Тётя)

Загадка №7 Кто сидит на кресле в зале, Знает все, что есть в журнале? На футбол и на охоту Очень с ним пойти охота. Нам на все он даст ответ. Это наш любимый … (Ответ: Дед)

Загадка №8 Кто же с маминой сестрой Приезжает к нам порой? На меня с улыбкой глядя, «Здравствуй!» — говорит мне… (Ответ: Дядя)

Вводная беседа. (Слайд 1 первобытных людей)

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современных. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. (Слайд 2)

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, (Слайд 3) а мать заботилась о доме, муже и детях. (Слайд 4) Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. (Слайд 5)

Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна всем живым существам. Потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

#1056;ассказы детей о семье по семейному альбому.


Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото – правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей.

- В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого то они хранятся вот в таких (показывает) альбомах, у кого-то в компьютере… давайте заглянем в ваш семейный альбом. Расскажите о своей семье.

Физминутка

«Семейная зарядка».
Осенью, весною, летом и зимою
Мы во двор выходим- дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку- каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево- делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.


#1056;азвитие лексико-грамматических категорий.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Поиграем в игру «Назови родственников»

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

- Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.

  • Сын полил комнатные цветы.
  • Дочка съела всю кашу.
  • Мальчик порвал книжку.
  • - Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?
  • Дети убрали игрушки на место.
  • Девочка разбила чашку.
  • - Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)
  • Сын подрался во дворе.
  • - А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)
  • Дочка помыла посуду.
  • Мальчик вытер пыль.

6. Легенда « Как появилась дружная семья».

– Сейчас я вам расскажу легенду, вы будьте внимательны, чтобы смогли ответить на вопрос « Как появилась дружная семья».

Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

-Как семья стала счастливой? (ответы детей)

-Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.

7. Рисование

Ребята, вы рассказали мне о своей семье. А хотите её нарисовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать вашу семью необычным образом. Мы с вами говорили о том, что семья – это люди, которые живут вместе. На нашем рисунке мы с вами семью изобразим в виде ладошки, а пальчики будут членами семьи (показ рисунка).

Воспитатель: Посмотрите на рисунок. Средний пальчик – это папа, безымянный пальчик – это мама. Как вы думаете, каким пальчиком изобразите вы себя?

Дети: Мизинец!

Воспитатель: Верно, а остальные пальчики можете нарисовать бабушку, дедушку, брата или сестру.

Воспитатель: С чего начнём рисовать? Сначала мы прикладываем на лист левую (кто левша правую) руку и обводим свою ладошку. Потом на каждом пальчике рисуем членов семьи.

Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, давайте разомнём пальчики и проведём пальчиковую гимнастику.

"Помощники"

Дружно маме помогаем – (ладошки скользят по столу)
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем (
трём руки друг о друга - "стираем")
Полощем, отжимаем. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Подметаем все кругом – (
кисти рук "подметают")
И бегом за молоком. (
пальчики бегут по столу)
Маму вечером встречаем, (разводим руки в стороны)
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем». (
обнимаем себя за плечи)

Рефлексия

Что у тебя получилось лучше всего?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?


Итог занятия.

Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.

Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.Задачи:- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей се...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам»

Образовательная область «Развитие речи» Программное содержание: связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать соб...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Моя родословная»

оод в подготовительной группе по региональному компоненту...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Моя семья»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речиТема: «Моя семья»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Сравнение и описание предметов»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речиТема: «Сравнение и описание предметов»Программные задачи:1. Учить детей составлять рассказ, включая в него антоним...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и заботливого отношения и уважения к родным и близким, знание своего рода и родословной....