Главные вкладки
Занятие по развитию речи "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зимушка-зима". Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Занятие проводится в виде сказочного путешествия. Детям предлагается выполнить задания, которые представлены логическими и речевыми играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zimushka_zima.docx | 736.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи «Зимушка - зима»
для детей старшего дошкольного возраста
автор Полеева А. В.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
Учить подбирать прилагательные к существительным;
образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений.
Активизировать словарь по данной теме.
Развивать мышление, внимание, речь, ориентацию в пространстве.
Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Учить, плавно кружась, двигаться под музыку.
Оборудование: магнитофон, музыка П. И. Чайковского «Зима», магнитная доска, коврофон.
Демонстрационный материал: 8 конвертов с заданиями размера А4. Письмо от Зимушки-Зимы размер А4. Картинка новогодней елки размер А4; картинки (размер 20*30 см): белка, еж, шишки, новогодний шар, Дед Мороз, слон, звезда, свиристель, мышь, пирамидка. Картинки по теме «Зимние забавы» 4 шт. (размер А4). Картинки (размер 15*20 см): Снегурочка, снежинка, снегирь, подснежник, снегопад, снеговик, снежок, снегокат, санки, лыжи, сосульки, коньки. Мяч, снежинка из бумаги.
Раздаточный материал: раскраски о зиме по количеству детей размер А4.
Ход занятия
- Я предлагаю сегодня отправиться в необычное сказочное путешествие. Для этого нужно настроиться.
Запоминает наша голова важные поступки и умные слова. (Дети гладят себя по голове)
Слушаем внимательно...( Подносят руки к ушам)
Смотрим обязательно. (Подносят руки к глазам, «смотрят в бинокль»)
Взрослых не перебиваем... (Грозят указательным пальцем)
Знаний много получаем. (Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках)
- Закрываем глаза, начинаются чудеса. (Звучит классическая музыка. П.И. Чайковский «Зима»)
- Ребята, какое время года вы услышали в музыке?
- Почему вы решили, что это зима?
- Какой характер у музыки?
- Посмотрите, здесь нас ждет какое-то письмо.
Появляется конверт, украшенный картинкой на зимнюю тематику. (На нем написано: «Для группы «Зайки» от Зимушки-Зимы»)
- Это письмо для нас. Сейчас я вам его прочитаю.
- «Здравствуйте, ребята! Я – Зимушка-зима, прислала вам письмо. Знаю, вы очень любите играть, и я придумала для вас игры про зиму. У меня для вас есть задания. Всего их восемь. Выполнять их нужно по порядку. Если вы все их выполните, то в конце получите сюрприз от меня. Задания я спрятала в разных уголках группы. Желаю вам удачи».
- Ребята, давайте найдем первое задание. Открываем конверт с вопросом и заданием.
- Какой самый главный праздник зимы? (ответы детей)
- Конечно Новый год.
Первое задание называется «Логические цепочки».
- Я предлагаю составить Новогоднюю картинку на коврофоне.
1. Игра «Логические цепочки».
Воспитатель: Первой я ставлю картинку с изображением новогодней ёлки, потому что Новый год — главный праздник зимы, а елка основной символ этого праздника. На столе разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом с елкой, чтобы можно было объяснить их соседство. Например, рядом с елкой, я поставлю картинку с изображением еловых шишек, т.к. шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку.
Ребенок должен выбрать картинку, включить её в цепочку (прикрепить на коврофон) и объяснить свой выбор.
- Зима приготовила для нас еще одно задание.
2. Игра «Доскажи словечко».
- Я начинаю, а вы продолжаете. Необходимо ответить на вопрос «Что делает?»
Зимнее солнце (что делает?)…..
Пушистый снег (что делает?)…
Дети зимой (что делают?) …
Пушистый снег (что делает?)…
Быстрая белка (что делает?)…
- Следующее задание. Необходимо ответить на вопросы.
3. Беседа о зиме. Дети отвечают на вопрос и передают снежинку.
- Зима какая? (Ответы детей)
- Снег какой? (Ответы детей)
- Снежинки какие? (Ответы детей)
- Метель какая? (Ответы детей)
Коммуникативная игра "Сугроб".
- Превратимся в снежинки. Полетаем под музыку и соберемся в сугроб.
4. Игра "Кто нарисован на картине и что делает".
Детям предлагаются сюжетные картинки «Зимние забавы».
- Скажите, пожалуйста, что делают дети зимой?
5. Игра «Родственные слова»
- Как много родственников у слова «снег»! Подберите похожие слова. А помогут нам в этом картинки. Дети выбирают картинки с подходящими словами.
6. Игра «Скажи ласково»
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч, называя слово. Ребенок возвращает мяч воспитателю, называя слово уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Снег - снежок, ветер - ... , мороз - ... , сугроб - ... , холод - ... , лед - ... , санки-…, горка-…,
снежинка- …, елка- …, зима- …, ветер- …, шарф- …,снеговик- …, шапка-…
7. Игра «Скажи наоборот»
- Следующая игра такая: я буду начинать предложение, а вы – заканчивать.
Зимой ночь длинная, а день (короткий)
Снег белый, а асфальт (чёрный)
Зимой ветер холодный, а летом (тёплый)
Летом дни жаркие, а зимой - (холодные)
Летом небо светлое, а зимой - (темное)
Летом день длинный, а зимой - (короткий)
Летом солнце светит ярко, а зимой - (тускло)
Весной лед на реке тонкий, а зимой - (толстый)
Снег мягкий, а лед - (твердый)
Одни сосульки длинные, а другие - (короткие)
8. - Наш последний конверт с заданиями.
- Зимушка-Зима пишет:
«Пусть каждый расскажет, какое задание сегодня больше понравилось, а что было самое трудное». Ответы детей.
«Ребята, сюрприз найдете в центре творчества».
Дети находят раскраски по теме «Зима».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....
Конспект Занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных....
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Человек и части его тела».
Тема: «Человек и части его тела». Цели: - уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела; - закрепить признаки сходства и различи...
Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.
Примерные конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Дети вешают скворечники"
Составление рассказа по картинке из серии "Весна"...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...