Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)
Создание условий для приобщения детей к истокам русской народной
культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль малых фольклорных форм в развитии речи
детей младшего возраста»
Цель: Создание условий для приобщения детей к истокам русской народной
культуры.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно
пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить
немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и
в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального
социального и речевого окружения, от воспитания и обучения. К сожалению,
родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости
часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на
самотек.
Развитие словаря является основной характеристикой
речи детей младшего возраста. Наиболее интенсивный
рост словаря приходится на период младшего
дошкольного возраста.
Достичь определенных результатов в развитии речи
детей помогают малые формы фольклора. Они
благотворно влияют на детей, способствуют речевому
развитию детей, вооружают знаниями, «несут детям красоту и богатство
родного языка». Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое
использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего возраста
помогает им в овладении навыками речевого общения.
Фольклор — это народное творчество, чаще всего устное. Художественная,
коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь,
воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных
массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная
музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр (драмы,
сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и
декоративно-прикладное искусство.
Небольшие по объёму фольклорные произведения, созданные взрослыми
для детей, называются малыми жанрами фольклора или детским
фольклором, поскольку такие народные произведения входят в жизнь ребенка
очень рано, задолго до овладения речью.Детский фольклор представляет собой
специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир
взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических
жанров фольклора. Знакомство с ними обогащает чувствамалыша,
речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во
всестороннем развитии, дает уроки на всю жизнь: уроки нравственности,
трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. В результате общения
с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения
и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют
словарный запас, учат малыша слушать.
Малые жанры фольклора включают в себя колыбельные песни, пестушки,
потешки, прибаутки, сказочки, считалки, скороговорки, заклички,
загадки. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок.
Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей,
чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с
пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки сопровождают развитие детей.
Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к
действию, одновременно производя массаж, физические упражнения,
стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детскогофольклора заложены
стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или
Ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены,
порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
Примеры
Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)
Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)
А зовут его … «Сорока»
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое
рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые
истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как
курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки
знают все дети.
Совушка – сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах
календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:
— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных
случаях. Например, обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке,
птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются,
прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на
последних словах приговорки. С помощью приговорки
спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.
Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре
водит. Бывают считалки – числовки, считалки – заменки и заумные считалки.
Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны
труднопроизносимые слова.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки —
значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах.
Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять
предмет или явление.
Знакомя детей с малыми жанрами фольклора, мы обогащаем их речь
живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя
воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки,
песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность,
веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах
фольклора.
Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и
обучатьмалыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми
стишками, сказками, потешками, песенками – в скрытой и игровой форме они
учат маленького человека жизни.
Подготовила: воспитатель Неменко Екатерина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР
Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...
«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»
С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимо...
Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста «Ой, качи – качи…»
Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста....
Роль малых фольклорных форм в развитии речи детей
Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключаются суть разрешение любого конфликта.Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробу...
Консультация для родителей "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"
Консультация для родителей "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"...
Презентация "Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей раннего возраста
laquo;РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»....