«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»
статья (младшая группа) на тему
С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, учит понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование фольклора в развитие речи | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. Задача обогащения словаря и активизации речи детей решается ежеминутно, пронизывает все режимные моменты.
С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, учит понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.
Цель: Стимулирование активной речи детей через малые фольклорные формы.
Задачи:
- Воспитывать первичное эстетическое восприятие, вызывать у детей чувство сопереживания к окружающим.
- Способствовать формированию потребности в речевом общении с окружающими ребенка взрослыми.
- Развивать понимание речи окружающих и активную речь.
- Совершенствовать восприятие (зрительное, слуховое, осязательное).
- Формировать представления об окружающих ребенка предметах и явлениях.
Тема 1. Чтение потешки «Сорока, сорока»
Цель: учить детей воспроизводить доступные им звукосочетания, слова текста, развивать интонационную выразительность речи. Вырабатывать у детей способность сосредоточиться на короткое время, чтобы прослушать несколько строчек текста.
Ход.
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.
— Ой, ребята посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел? (воспитатель показывает фигурку сороки)
— Птичка. Сорока.
— Посмотрите, у сороки есть крылышки – она может летать;
— Покажите как она летает, машет крылышками.
— А это что такое?
— Клюв.
— А что она может клювом делать?
—Может клевать зернышки, пить водичку, чистить перышки (проговаривают и эмитируют движения).
— А покажите, где у сороки ножки?
—Ножки – на которых сорока прыгает. (прикрепляет сороку к фланелеграфу).
— Красивая птичка – сорока?
—Красивая, сама черная, а живот и плечи белые.
—Скажите, какой у сороки хвост?
—Хвост длинный.
— Ребята, про сороку есть песенка, я вам её сейчас пропою (воспитатель легко ведя своим пальцем по ладони каждого ребенка, ритмично, нараспев, с ласковой интонацией поет);
«Сорока, сорока,
Где была?»
— «Далёко.
Кашку варила,
Деток кормила...»
Дальше воспитатель берет пальчики ребенка по очереди и приговаривает: «Этому дала, этому дала...». Беря последний, пятый пальчик, она произносит: — А этому не дала?
— Нет.
— А почему?
— Он каши не варил, воды не носил, дров не рубил — нет ему ничего!»
Таким образом, она проигрывает потешку с каждым ребенком. Другие в это время слушают, следят за действиями воспитателя, подговаривают отдельные слова.
При повторении потешки воспитатель побуждает детей повторять:
—Этому дала?
—Дала.
—А этому дала?
—Дала.
В дальнейшем потешка повторяется с отдельными детьми.
Тема 2. Чтение потешки «Пальчик-мальчик»,
Цель: обучать внимательному прослушиванию и запоминанию стихотворного текста, учить детей воспроизводить игровые движения согласно тексту потешки, воспитывать эстетические чувства.
Ход.
Воспитатель предлагает детям показать свои ручки, рассмотреть пальчики, при этом она приговаривает: «Вот пальник, вот еще пальчик».
Воспитатель показывает детям пальцы на своей руке — все вместе и по одному. Затем предлагает послушать стишок:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Воспитатель читает ритмично, напевно, выделяя интонационно вопрос и ответы, прикасаясь большим пальцем к каждому пальцу своей руки, побуждая детей проговаривать слова и повторять движения.
—Пальчик-мальчик, где ты был?
—С этим братцем …..
—в лес ходил,
— С этим братцем….
— щи варил,
—С этим братцем…
—кашу ел,
—С этим братцем ….
—песни пел.
При повторном чтении потешки воспитатель акцентирует внимание детей на последней строчке («С этим братцем песни пел»).
– А какие песенки пел?
Подпевают воспитателю знакомые песенки: «Петушок», «Дождик».
Тема 3. Чтение потешки «Ладушки, ладушки»
Цель: формировать умение слушать образную поэтическую речь, побуждать детей проговаривать потешку вместе с воспитателем, учить детей подражать игровым действиям, формировать ощущение ритма.
Ход.
Воспитатель переодевшись «бабушкой» произносит потешку, делая соответствующие тексту движения руками.
Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
—Молочко.
—Кашку поели, молочко попили. Шу-у-у- Полетели!
На головку сели, Петушком запели. Ку-ка-реку!
Затем воспитатель повторяет потешку, играя руками ребенка, поощряет детей, когда они пытаются «подговаривать» текст и воспроизводить игровые движения.
Ладушки, ладушки!
— Где были?....
—У бабушки.
—Что ели?....
—Кашку.
— Что пили?....
—Молочко.
—Кашку поели, молочко попили….
— Шу-у-у -у полетели!
На головку сели, Петушком запели…
—Ку-ка-ре-ку!
—У тебя Ваня (Паша, Лена) есть бабушка?
—А какие у вас бабушки?
—Добрые, красивые, ласковые.
—Давайте, для наших бабушек, испечем пирожки.
Воспитатель поет песню «Я пеку, пеку, пеку…», а дети пекут пирожки и прянички для бабушки (эмитируют движения).
Тема 4. Чтение потешки «Баю-бай»
Цель: учить понимать несложный сюжет потешки, закрепить у детей умение произносить слова «бай», «собачка», «лай»; учить детей улавливать ритмичность речи.
Ход.
— Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в группу. Воспитатель показывает игрушечную собаку и куклу.
— Кто это?
— Собачка и кукла Таня.
Воспитатель предлагает детям подержать их в руках: погладить собачку, рассмотреть лапки, хвостик, ушки собачки, (побуждать речевую активность детей вопросами «что это?»).
— Как собачка лает? Гав-гав-гав. Тяф-тяф-тяф.
— Таня, ты где была? Гуляла?
— Гуляла.
—Ты долго гуляла, Таня?
— Долго, я устала.
— Ты спать хочешь?
— Да, я хочу спать.
— Ребятки, Таня хочет спать. Воспитатель кладет её спать.
— А чтобы наша Таня скорее уснула и громко не плакала мы ей споём: (собачку оставляет на столе, а куклу берет на руки, покачивает ее и ритмично, не спеша читает):
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа не скули,
Мою Таню не буди.
Чтение повторяется 2—3 раза. Потом воспитатель дает куклу детям, снова повторяет текст, побуждает детей покачивать куклу и повторять вместе с нею слова «бай», «собачка, не лай».
Тема 5. Чтение потешки "Катя, Катя"
Цель: развивать у детей слуховую сосредоточенность, формировать у детей умение, прослушав текст, выполнять указанные в нем движения: пройти по комнате, топнуть ножкой.
Ход.
Раздается стук в дверь.
— Кто это?
— Кукла.
—Катя (Маша, Даша, Саша). Дети под руководством воспитателя рассматривают куклу(одежду – платье, носочки; лицо – глазки, носик, губки).
Настя А я вам сейчас про Катю расскажу.
Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая,
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
Воспитатель ритмично читает детям потешку и одновременно действует с куклой: кукла передвигается по столу и при чтении слов «топни, Катя, ноженькой» «топает» ножкой.
— Горенка – это комната, Катя гуляет по горенке, и мы пойдем гулять по комнате.
При повторении текста, дети идут по комнате, при этом воспитатель держит ребенка за руку и проделывает вместе с ним все движения. В тексте вместо «Катя» она называет имена участвующих детей (Саша, Настя).
Настя, Настя маленькая,
Настенька удаленькая,
Пройди, Настя, горенкой,
Топни, Настя, ноженькой. (дети топают ножкой)
Тема 6. Чтение потешки «Чики-чики-чикалочки»
Цель: воспитывать интерес к звучащей образной речи, эмоциональный отклик на неё, желание послушать потешку ещё раз, формировать у детей способность улавливать ритм потешки.
Ход.
— Посмотрите, какую интересную книгу я вам принесла.
— Книжка открывается, сказка начинается.
Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
Машенька в тележке,
Щелкает орешки.
Дети рассматривают иллюстрации в книжке.
—Кто это?
—Мальчик.
—Что он делает?
—Скачет на палочке. Это лошадка. Мальчик скачет на лошадке.
—А что у него сзади?
—Тележка.
—Кто едет в тележке?
—Маша.
—Что Маша делает?
—Кушает, щелкает орешки.
Повторяет потешку несколько раз, причем вставляет в текст имена присутствующих детей (Вова, Таня ). Предварительно спрашивает: «Теперь про кого сказать?» Побуждает детей повторять «чики-чики-чикалочки».
Затем проводится инсценировка потешки: мальчик скачет на «лошадке», а девочка сидит в тележке (держит палочку за другой конец). Воспитатель вставляет в текст их имена. Инсценировка повторяется 4-5 раз.
В заключении воспитатель снова рассказывает потешку, дети договаривают отдельные слова.
Тема 7. Чтение потешки «Петушок, петушок».
Цель: познакомить детей с фольклорным произведением, формировать познавательную активность, учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев, расширять знания детей о домашних животных, помочь малышам запомнить потешку, вызвать желание рассказывать её вместе с педагогом.
Материал: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок, угощения для петушка.
Ход.
— Кто поёт «ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?
— Петушок.
— Позовём его: «Петушок, петушок! Иди к нам!» (позови петушка Саша, Паша, Катя)
Воспитатель показывает игрушку петушка, дети рассматривают её.
— Какой петушок: большой или маленький?
— Петушок большой.
— Что у него на голове?
— На голове у петушка гребешок.
— Какой у петушка хвост?
— Хвост у петушка большой, красивый, колесом.
Воспитатель читает потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай свой голосок,
Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!
— Как кричит петушок?
— Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель предлагает детям попросить у петушка покричать. Дети просят вместе с воспитателем, затем по очереди.
Дети выполняют игровые действия: поят петушка водичкой, угощают зернышками. Воспитатель читает потешку ещё раз, дети договаривают слова и фразы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей
Консультация для педагогов...
Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР
Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...
Консультация "Использование фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста".
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возра...
Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста «Ой, качи – качи…»
Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста....
Использование фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает...
Презентация "Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...